Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

13-й Международный конгресс по математическому образованию

24/07/2016 - 31/07/2016

Дата публикации - 04 / 05 / 2016

С 24 по 31 июля 2016 года в Гамбурге пройдет 13-й Международный конгресс по математическому образованию. Конгресс проводится раз в четыре года и является центральным форумом для всего профессионального сообщества в области преподавания математики: от специалистов по дошкольному образованию до преподавателей вузов. Количество участников каждого конгресса – несколько тысяч. В 2004 году Конгресс проходил в Копенгагене. Тогда российская делегация была сформирована ректором МПГУ Алексеем Семеновым и включала около сотни делегатов.

Специальным форматом мероприятий Конгресса является дискуссионная группа – две тематические встречи в течение недели, когда участники имеют возможность обмена мнениями и выработки совместного решения по интересующим их вопросам.

Одной из дискуссионных групп в Гамбурге будет «Математика в школе XXI века. Российский опыт, перспективы развития в мире».

Встречи дискуссионной группы состоятся 26 и 29 июля. В ее работе примут участие проф. С. Л. Атанасян (руководитель центра математического образования МПГУ, заведующий кафедрой геометрии Математического факультета МПГУ), проф. М. И. Башмаков (академик РАО), проф. А. В. Боровик (University of Manchester), проф. Л. Л. Босова (заведующий кафедрой математики и информатики в начальной школе Института детства МПГУ), проф. А. П. Карп (Teachers College, Columbia University), Д. К. Мамий (декан факультета математики и компьютерных наук Адыгейского государственного университета), проф. И. С. Сафуанов (Московский городской педагогический университет), академик А. Л. Семенов (ректор МПГУ) и др.

Был подготовлен предварительный расширенный перечень вопросов для обсуждения на заседаниях группы. Уже сейчас Вы можете ознакомиться с ним и оставить свои комментарии, написав на адрес электронной почты декана Математического факультета МПГУ Поликарпова Сергея Алексеевича sa.polikarpov@mpgu.edu. Такое предварительное обсуждение поможет нам выделить основные вопросы и сфокусироваться на них.

Вы также можете присоединиться к группе в сети Фэйсбук — тут будут публиковаться все новости и материалы рабочей группы.

Расширенный перечень вопросов для обсуждения на заседаниях рабочей группы:

  1. Какие математические (и не только) умения и навыки необходимы для развития человека, общества, экономики в XXI веке? Какое количество математиков-ученых, программистов, экономистов, инженеров и др. нужно и какие компетенции школа и последующее образование должны им дать?
  2. Является ли математика главной областью, занятия которой развивают умственные способности, мышление в целом? Каковы механизмы распространения таких способностей?
  3. Какими должны быть математические задачи в школе? Должно ли решение уравнений, неравенств систем (вручную) и т.п. быть главной частью школьной математики? Или можно посвятить бОльшее время созданию алгоритмов, выигрышной стратегии, программированию?
  4. Международные сравнительные исследования, такие как TIMSS, включают задания на традиционную школьную математику. Что если предложить другое исследование, где была бы представлена современная нестандартная математика, важная для развития информационных технологий?
  5. Можно ли развить логические, алгоритмические, конструкторские, лингвистические, а также другие математические и общие навыки в начальной школе или позже более глубоко, если с самого начала расширить базовый набор объектов (например, рассматривая небольшие предложения или множества) и выполняя все действия с объектами наглядно?
  6. Можно ли развить (и, возможно, оценить) умения использовать математику (квадратные уравнения, векторы, тригонометрические и показательную функции, логарифм) при изучении естествознания и других предметов в средней школе?
  7. Каково место традиционной, Евклидовой геометрии в школе? Правда ли, что основная цель в развитии способности разглядеть геометрическую конфигурацию, использовать небольшой набор известных фактов для доказательства правильности своего представления и вывода других фактов? Или же цель заключается в развитии способности мыслить «от общего к частному», чувствовать красоту геометрических построений и т.п.? В чем роль динамической (компьютерной) геометрии?
  8. Можно ли достичь основных целей математического образования уменьшив объем упражнений (механических), концентрируясь больше на открытии и выводе математических фактов и правил (во взаимодействии с учителем и другими учениками), поручив большую часть рутинной работы компьютеру?
  9. Каковы причины снижения мотивации к изучению математики? Можно ли обратить тенденцию: меньше упражнений, больше межпредметных связей, красивых и увлекательных задач (развивающих любопытство, способность удивляться), больше олимпиад, видео в Интернете и т.п.?
  10. Действительно ли способности к занятиям математикой никак не связаны со способностью к пониманию текста, следованию заданным правилам, с пространственным мышлением и т.д.? Может ли неспособность к изучению арифметики, дискалькулия, наблюдаться у человека, чьи другие возможности находятся в пределах нормы?
  11. Каким может быть участие вузов в школьной математике?
  12. Правда ли ,что традиционная вузовская математика (математический анализ, линейная алгебра, теория групп и т.п.) лучше способствует становлению будущего учителя математики чем решение школьных и олимпиадных задач?
  13. Компьютер сегодня может делать все вычисления и символьные преобразования не хуже любого учителя. Возможно ли как-то интегрировать информационные компьютерные технологии в школьную математику?
  14. Вполне понятно, что большинство учителей предпочли бы не менять школьную математику совсем и преподавать ровно то, чему учили в школе их самих. Как же нужно проводить такие изменения?
  15. Можно ли учить разных детей разной математике? В каком возрасте может быть начато такое разделение?
  16. Какова роль олимпиадного математического движения? Как должны развиваться олимпиады?

 

Возрастное ограничение
0+
04 / 05 / 2016

Показать обсуждение