Уважаемые коллеги!
Приглашаем вас на научный семинар кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ. На семинаре выступит с докладом доктор философских наук, профессор Белгородского государственного национального исследовательского университета, ассоциированный научный сотрудник Института философии РАН Андрей Дмитриевич Майданский. Тема доклада: «Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский эксперимент».
В 1963 в Загорске (ныне Сергиев Посад) был создан интернат для обучения слепоглухих детей. Это был завершающий этап эксперимента, начатого И.А. Соколянским в 1920-е годы и уже тогда продемонстрировавшего выдающиеся результаты. В отличие от первых успешных опытов воспитания слепоглухих в Америке и Германии, И.А. Соколянский с самого начала строил свою работу на теоретическом фундаменте – «объективной психологии» В.М. Бехтерева. После смерти И.А. Соколянского в 1960 году его ученик А.И. Мещеряков продолжил эксперимент на базе культурно-исторической теории и, в содружестве с Э.В. Ильенковым, дал принципиально иное освещение полученных результатов. В истории науки вряд ли найдется другой пример эксперимента, который с равным успехом проводился бы на двух несовместимых теоретических платформах. Обе они утверждают общность законов психического развития в нормальной и патологической сферах, имеют точки соприкосновения в дидактическом плане, но кардинально расходятся в понимании природы психики и фундаментальных принципов воспитания ребенка. Ни А.И. Мещеряков, ни Э.В. Ильенков не сочли нужным дать критический анализ научных трудов И.А Соколянского, зато это сделал основоположник культурно-исторической психологии Л.С. Выготский. Он и сам, в анкете 1924 года, выражал желание заняться воспитанием слепоглухих детей.
В докладе А.Д. Майданского будет проводиться сопоставление двух научно-исследовательских программ психического развития слепоглухих детей и обсуждается проистекающая отсюда теоретическая коллизия. На встрече также состоится презентация нового издания трудов Л.С. Выготского, подготовленного при участии А.Д. Майданского (изд-во «Канон+», 2022).
Дискутанты:
Епифанова Галина Константиновна, директор ГБСУСС Московской области «Семейный центр», Учредитель Благотворительного фонда им. Преподобного Сергия Радонежского.
Изотова Елена Ивановна, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой возрастной психологии факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.
Модератор:
Адамян Луиза Игоревна, заведующий кафедрой психологической антропологии Института детства МПГУ, кандидат психологических наук, доцент кафедры.
Дата и место проведения: 31 мая в 17.00 (по московскому времени), г. Москва, ул. Проспект Вернадского, д.88, аудитория 735А.
Литература:
- Басилова Т.А. История обучения слепоглухих детей в России. М.: Эксмо, 2015. 208 с.
- Басилова Т.А. О Соколянском и его методах обучения глухих и слепоглухих детей, так интересовавших Выготского // Культурно-историческая психология. 2006. № 3. С. 8-16.
- Майданский А.Д. Воспитание и природа: Уроки Загорского эксперимента // Философская антропология. 2019. Т. 5. № 1. С. 81–101.
- Майданский А.Д. Л.С. Выготский, И.А. Соколянский и Загорский эксперимент // Психологія людини: Л. С. Виготський та сучасна наука. Випуск 2–3. Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2020. С. 44–57.
- Письмо И.А. Соколянского А.Н. Леонтьеву // Психологія людини: Л.С. Виготський та сучасна наука. Випуск 2–3. Ніжин: НДУ ім. М. Гоголя, 2020. С. 58–65.
Обязательна предварительная регистрация (вход в здании по спискам и пропускам). Регистрация будет закрыта 30 мая в 17.00. Просьба гостей МПГУ иметь при себе паспорт, сотрудников и студентов МПГУ – пропуск.
*Накануне семинара вам будет выслано письмо о подтверждении регистрации.