Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Открытая лекция ОННО ВАН ДЕР ХАРТА “Отказ Фрейда от понятия связанной с травмой диссоциации в пользу психоанализа: негативное влияние травмы привязанности”

05/10/2017

Дата публикации - 04 / 10 / 2017

Впервые в России автор теории структурной диссоциации личности, один из самых влиятельных ученых и практиков в области психологии и психотерапии хронической травмы!

Открытая лекция ОННО ВАН ДЕР ХАРТА в главном корпусе МПГУ

5 октября 2017 года.

19:30, ауд. 10.

“Отказ Фрейда от понятия связанной с травмой диссоциации в пользу психоанализа: негативное влияние травмы привязанности”

Онно Ван дер Харт, почетный профессор университета г. Утрехт (Нидерланды), клинический психолог, психотерапевт и исследователь в области психотравматологии. Соавтор теории структурной диссоциации личности. В разное время О. Ван дер Харт занимал посты президента International Society for Traumatic Stress Studies, ISTSS, вице-президента International Society for the Study of Dissociation, ISSD. Ван дер Харт ведет активную деятельность по обучению методам психотерапии последствий психической травмы.

В 1892 г. Зигмунд Фрейд написал своему наставнику и коллеге Йозефу Брейеру “Мы считаем важным для объяснения истерических явлений рассмотрение понятия диссоциации – расщепления сознания” (стр. 30). Разработав в дальнейшем данную формулировку, Брейер и Фрейд присоединились к своим предшественникам и современникам, в частности к Пьеру Жане (1859-1947). Фрейд и Брейер во всех случаях психологической травмы предполагали развитие диссоциации личности. Однако, Фрейд, вскоре после этого, в 1896 г., совершил крутой поворот в своих воззрениях, отказавшись от теории диссоциации и заменив ее на развитие идей об Эдипальных фантазиях и сексуальных желаниях. Французский коллега Фрейда Пьер Жане, изначально являясь его вдохновителем, а затем ставший в глазах создателя психоанализа его конкурентом, напротив, проявил высокий интерес к идее диссоциации личности и посвятил всю свою жизнь исследованию диссоциативных явлений. Центральная идея лекции основывается на имеющихся данных других исследователей и состоит в том, что 1896 г. был сложным годом в жизни Фрейда, реакция на события которого была напрямую связана с ранней травмой привязанности.

Вероятно, его переживание собственной травмы и связанных с ней триггеров стимулировало теоретический полет в мир фантазий и в дальнейшем полный контроль над его учениками. Догма и практика ортодоксального анализа, возможно, были основаны на принуждении следовать им, препятствуя разрешению травмы привязанности у многих анализантов, включая будущих психоаналитиков. Ученики, открыто говорившие о влиянии событий прошлого на жизнь и диссоциации личности, были оклеветаны и изгнаны.

Яркими примерами этого были Шандор Ференци (1873-1933), чьи профессиональные интересы лежали в области детской травмы, а также Джон Боулби (1907-1990), изучавшего привязанность, у которого, однако, было больше возможностей противостоять давлению. Хотя работа Фрейда внесла важный вклад в психоаналитическую теорию, в особенности в Северной Америке, теория Жане о том, каким образом человеческая психика структурируется в результате воздействия травмы, оказалась “скрытым сокровищем” психодинамической теории. Таким образом, все большее число психоаналитиков пришло к осознанию того, что диссоциация личности или сознания является ключевым аспектом в понимании и терапии любого пациента, пережившего тяжелую травму. Такое развитие событий привело к тому, что в настоящее время все больше внимания уделяется тщательному изучению влиянию травмы привязанности.

 

Возрастное ограничение
0+
04 / 10 / 2017

Показать обсуждение