Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Кафедра логопедии МПГУ на Московском Международном салоне образования – 2021

Новости МПГУ

С 6 по 8 октября 2021 г. прошла работа Московского Международного салона образования – 2021. Кафедру логопедии дефектологического факультета Института детства на ММСО представили к.п.н., доцент Анастасия Владимировна Лагутина и к.п.н., доцент Марина Михайловна Любимова.

6 октября на дискуссионной площадке «Билингвальные дети. Создание условий для качественного образования» выступила А.В. Лагутина. В своем выступлении Анастасия Владимировна ответила на вопросы слушателей и рассказала о проблеме выявления и коррекции речевой патологии у билингвальных детей.

Речевое развитие двуязычных детей и детей, которые воспитываются в иноязычной речевой среде, зачастую отличается трудностями в усвоении русской звуковой культуры, наличием аграмматизма в связных высказываниях. Связано это, прежде всего, с дефицитом общения на русском языке и двуязычием в общении с родителями. Особенности устной речи ребенка билингва могут быть сходны по своим проявлениям с речью детей с речевым недоразвитием. Так, например, словарь билингва на одном из языков может быть меньше, чем у ребёнка монолингва, проявления интерференции или смешения языков похоже на аграмматизм в речи ребенка с речевой патологией. Выявить речевые нарушения у детей в такой ситуации достаточно сложно, требуется провести тщательное логопедическое обследование устной речи: изучить речевое окружение ребенка и определить состояние его речи на каждом из языков, определить степень влияния языка социума на родную речь ребенка, выявить наличие неврологической симптоматики, указывающей на речевую патологию (дизартрию, дислалию, алалию).

Но что же делать, если логопедическая помощь оказывается недоступна семье, например семье, проживающей за рубежом? В этом случае возможна онлайн консультация, современные средства связи позволяют провести экспресс-обследование дистанционно. Механизм такого консультирования был апробирован кафедрой логопедии МПГУ совместно с ИРЯ им. А.С. Пушкина. Теперь на сайте кафедры логопедии  можно получить такую консультацию в нашем виртуальном КДЦ.

А.В. Лагутина особо отметила необходимость включения блока логопедических дисциплин в курс подготовки преподавателей русского как иностранного языка.

В дискуссии принимали участие сотрудница Института русского языка им. А.С. Пушкина к.фил.н. О.Н. Каленкова и преподаватель МГПУ к.п.н. О.А. Величенкова.

Посмотреть дискуссию:

 

8 октября на дискуссионной площадке «Ребенок с дислексией: как помочь?» М.М. Любимова и А.В. Лагутина выступили вдвоем.

Слушатели узнали, что такое дислексия, как выявить дислексию у школьников и как можно помочь детям, страдающим дислексией. А.В. Лагутина в своем сообщении рассказала о дошкольниках с нарушениями речи, которые составляют «группу риска по дислексии». Предупредить нарушения письма и чтения у таких детей помогут своевременные логопедические занятия по коррекции речевой патологии. Она отметила, что таких детей грамоте должен обучать логопед, применяя специфические методы и приемы. Анастасия Владимировна призвала родителей не спешить с ранним обучением чтению своих детей и проконсультироваться с логопедом, который может выявить готовность ребенка к началу обучения грамоте.

Марина Михайловна Любимова рассказала слушателям об особенностях овладения текстовой деятельностью школьниками с нарушениями письма и чтения. Очевидно, что значительная часть времени отводится на коррекцию письменной речи детей с дислексией, однако Марина Михайловна обратила внимание участников дискуссии на необходимость проведения работы по совершенствованию связной речи у таких детей. Это поможет им не только стать успешнее в устных ответах, но и овладеть осмысленным чтением, улучшить свои навыки в написании сочинений и изложений.

В дискуссии принимали участие к.п.н., доцент МГПУ О.А. Величенкова и директор ГППЦ ДОНМ Л.Е. Олтаржевская.

Посмотреть трансляцию дискуссии:

 

09 / 10 / 2021

Показать обсуждение