Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Первый, избранный…»

12 марта, отмечая годовщину со дня рождения великого ученого, выдающегося общественного деятеля и педагога Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945), мы вспоминаем историю 115- летней давности.

Революционные события 1905 г. существенным образом повлияли на российское высшее образование. 27 августа 1905 г. правительство издало «Временные правила об управлении высшими учебными заведениями», согласно которым значительно расширялись права университетов. Начало нового учебного года совпало с избранием ректоров ведущих российских вузов. В Московском императорском университете первым выбранным ректором стал князь С.Н. Трубецкой, в Петербургском – И.И. Боргман.  На Совете Московских высших женских курсов директором (ректором) 6 октября 1905 г. был избран В.И. Вернадский.

К этому времени В.И. Вернадский уже тесно сотрудничал с МВЖК.  Еще в 1897-1898 гг.  читал лекции по минералогии на «коллективных уроках», фактически продолживших работу закрытых в 1886 г. курсов В.И. Герье. С возобновлением деятельности МВЖК в 1900 г. он, будучи с 1898 г. профессором Московского университета, был приглашен и для преподавания слушательницам курсов. Весомым аргументом при его избрании было то, что Вернадский получил известность не только как видный ученый-естествоиспытатель, педагог, но и как крупный общественный деятель, активный участник земско-либерального движения, последовательно выступавший за развитие народного образования и высшей школы страны.

Еще в бытность студентом Петербургского университета В.И. Вернадский вместе со своими товарищами – князем Д.И. Шаховским, братьями Ф.Ф. и С.Ф. Ольденбургами, А.А. Корниловым, И.М. Гревсом и другими создали кружок, переросший затем в своеобразное объединение – братство «Приютино», ставившее целью просвещение народа и практическое служение ему. В.И. Вернадский писал, что братство должно явиться «особого рода педагогическим институтом».

В.И. Вернадский был сторонником национальных традиций в образовании, он никогда не отделял обучение от воспитания, которому придавал особое значение в процессе становления личности. Он писал: «Воспитание может основываться или на религиозной подкладке, или на гуманитарной, или на гражданской. Это потому, что одна из его задач – и самая главная – осмыслить жизнь, и цель жизни должна проходить сквозь все воспитание».

Поэтому избрание В.И. Вернадского ректором одного из крупнейших московских вузов, являющегося средоточием либеральной профессуры и демократического студенчества, было вполне закономерным событием.

Однако, став ректором МВЖК, В.И. Вернадский фактически так и не приступил к выполнению своих новых высоких обязанностей. Одновременно его избрали помощником ректора в Московском университете, переживавшем драматический период своей истории. Дело в том, что избранный ректором Московского университета 43-летний философ князь С.Н. Трубецкой пробыл на своем посту всего 27 дней. 29 сентября 1905 г., находясь в Петербурге на совещании у министра народного просвещения В.Г. Глазова, С.Н. Трубецкой, горячо отстаивавший принципы университетской автономии, перенес сердечный удар и скончался. Похороны С.Н. Трубецкого, состоявшиеся в Москве, сопровождались невидимой ранее по своему размаху демонстрацией общественности.

Отдавая долг уважения и памяти С.Н. Трубецкому, своему соратнику и сподвижнику по университету, В.И. Вернадский отмечал, что «…вся его жизнь была борьбой. Это была борьба свободной мыслящей человеческой личности, не подчинявшейся давящим ее рамкам обыденности».

В течение октября 1905 г. митинги и выступления учащейся молодежи нарастали. Московский университет постоянно находился под угрозой закрытия. В этих условиях В.И. Вернадский не мог ответить отказом на доверие своих товарищей и взялся за выполнение столь сложной административной и организационной работы в такое тяжелое время для Московского университета.

С октября 1905 г. по март 1906 г. – в период наивысшего революционного накала в Москве и в стране, В.И. Вернадский оставался на своем посту в университете, делая все от него зависящее, чтобы вернуть вузовскую жизнь в привычное для нее русло. Сам активно участвуя в общественно-политическом процессе, В.И. Вернадский стремился оградить высшую школу от лишней политизации, грозящей ее разрушением.

Вплоть до своего переезда в сентябре 1911 г. в Санкт-Петербург, вызванного уходом вместе с большой группой профессоров из Mосковского университета в знак протеста против политики министра просвещения Кассо, В.И. Вернадский продолжал преподавать и на МВЖК. Созданная его усилиями па курсах минера логическая лаборатория являлась наряду с минералогическим кабинетом при Московском университете ведущим научно-исследовательским центром в области минералогии и кристаллографии, переживавшим под руководством В.И. Вернадского период расцвета.

Заложенные В.И. Вернадским традиции глубокой и неразрывной связи преподавания с научными исследованиями стали определяющими в последующей судьбе вуза. Во многом они были поддержаны и укреплены и его близким товарищем и преемником на посту руководителя МВЖК – С.А. Чаплыгиным, который был избран директором курсов 29 октября 1905 г. Таким образом «междуцарствие» в МВЖК продолжалось всего 23 дня.

В МПГУ бережно хранится память о В.И. Вернадском, ведется работа по актуализации его педагогического и научного наследия.  Одним из действенных инструментов  развития современной, высокоэффективной системы педагогического образования  станет участие МПГУ в проекте «Вернадский», инициированном Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова.

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

начальник Отдела публикаций

Дирекции изучения истории МПГУ

12 / 03 / 2020

Показать обсуждение