Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Сотрудники кафедры логопедии Института детства приняли участие в XII Международном конгрессе «Нейрореабилитация 2020»

Новости МПГУ

15-16 октября 2020 г. в Москве состоялся XII Международный конгресс «Нейрореабилитация 2020», посвященный мультидисциплинарной реабилитации при неврологических заболеваниях. Мероприятие проходило в формате онлайн.

Организаторами конгресса выступили ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова» Минздрава России, Общероссийская общественная организация содействия развитию медицинской реабилитологии «Союз реабилитологов России», Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр мозга и нейротехнологий» ФМБА России, Научный Центр неврологии, ФГАУ НМИЦ Лечебно-реабилитационный Центр МЗ РФ.

Пленарное заседание открыла председатель Союза Реабилитологов России, главный специалист по медицинской реабилитации МЗ РФ, д.м.н., проф. Г.Е.Иванова. В своем выступлении Галина Евгеньевна назвала одним из самых важных событий последнего времени подписание Министром здравоохранения РФ М.А. Мурашко нового Порядка организации медицинской реабилитации взрослых  (Приказ  № 788н от 31.07.2020 г.), работа над которым продолжалась в течение 8 лет.  Документ вступает в действие с 1 января 2021 г.

Одним из основных принципов современной реабилитации пациентов с разной патологией Всемирная организация здравоохранения называет биопсихосоциальный подход, при котором пациент с его проблемами находится в центре событий. По новым стандартам медицинская реабилитация должна осуществляться на основе Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья (МКФ). Вопросы внедрения системы МКФ в практическую деятельность специалистов, проведения интеграции положений МКФ в действующие нормативные акты, кадрового обеспечения вызвали живой интерес у участников и неоднократно затрагивались докладчиками Международного конгресса. В частности, обсуждались вопросы утверждения профессиональных стандартов специалистов мультидисциплинарной команды по медицинской реабилитации, в которую теперь обязательно должен входить медицинский логопед. В связи с этим говорилось о необходимости утверждения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Клиническая логопедия».

В работе Международного конгресса приняли участие ведущие специалисты крупнейших научно-исследовательских институтов, клиник, центров и отделений медицинской реабилитации из различных регионов России и зарубежных стран. В рамках обсуждения были затронуты такие актуальные темы, как инновации в реабилитации лиц с речевыми нарушениями, применение российских БОС-технологий в реабилитации пациентов со спастичностью, диагностика дисфагии и определение тактики питания пациента, роботизированные технологии в реабилитации, нейрореабилитация детей с приобретенным очаговым повреждением головного мозга и многие другие.

Большой интерес у участников конгресса вызвали доклады секции «Нарушение глотания, голоса и речи».  Работу секции открыла член Президиума Российской общественной академии голоса, главный научный сотрудник Национального медицинского исследовательского центра оториноларингологии ФМБА России, ведущий научный сотрудник Федерального центра мозга и нейротехнологий ФМБА России, д.п.н.,  профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ О.С. Орлова, выступившая с докладом «Междисциплинарный подход в реабилитации больных с коммуникативными нарушениями речи».  Ольга Святославна подчеркнула, что междисциплинарная интеграция различных специалистов обеспечивает комплексность и преемственность реабилитационного процесса. Это способствует повышению уровня медико-психологической помощи. Из доклада слушатели узнали, какие специалисты входят в состав мультидисциплинарной команды, как составляется реабилитационный диагноз, что такое реабилитационный прогноз и реабилитационный потенциал, в чем заключается персонифицированный подход. В заключение Ольга Святославна отметила, что речевые нарушения представляют серьезную социальную проблему и оказывают влияние на качество жизни пациента, поэтому обеспечение полноценной коммуникации является одним из показателей успешной реабилитации пациента.

Член Союза Реабилитологов России, Президент логопедического информационного-консультативного центра «Я снова говорю», старший научный сотрудник ФГБУ «ФЦМН» ФМБА России, доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ О.Д. Ларина выступила с докладом о применении интерактивных средств при восстановлении речи у больных с афазией. Ольга Данииловна подчеркнула, что в условиях изменения эпидемиологической обстановки и невозможности для многих пациентов осуществления очной реабилитации, необходимо разрабатывать интерактивные средства, которые можно использовать дистанционно. Как показывает опыт работы с больными с последствиями очаговых поражений головного мозга, стимулирование когнитивной деятельности на резидуальной стадии заболевания является эффективным средством нейрореабилитационной работы. В основе разработки компьютерных программ для восстановительного обучения должна лежать максимальная приближенность к патогенетическим механизмам нарушений речи. Также необходимо учитывать возрастные особенности взрослых пациентов, их преморбидные интересы. Одним из таких решений стала новая компьютерная программа «SоLоминКа» (SpeechLanguageCommunication), в настоящий момент проходящая апробацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации ДМЗ. Программа имеет доступный интерфейс и представляет собой систему тренировочных когнитивных упражнений, наиболее полно охватывающих речевую и другие высшие психические функции.

Большой интерес у научного сообщества вызвали доклады, посвященные речевым нарушениям при болезни Паркинсона. Логопед ФГБНУ НЦН, аспирант кафедры логопедии Института детства МПГУ М.С. Мясникова рассказала о вариативности клинической картины при таких нарушениях. Было отмечено, что данные о разнообразии речевых расстройств крайне важны для определения прогнозов и выбора персонифицированной логопедической тактики. Старший научный сотрудник Логопед ФГБНУ НЦН, к.п.н., доцент кафедры логопедии Института детства МПГУ Е.С. Бердникович продолжила тему, доложив о методах речевой реабилитации пациентов с болезнью Паркинсона. Были затронуты вопросы выбора инструментов для оценки речевых нарушений и представлены данные исследования о применении метода транслингвальной стимуляции языка (устройство «НейроПорт») у таких больных.  Данный метод основан на способности центральной нервной системы к самовосстановлению через использование механизма нейропластичности. По результатам исследования эта неинвазивная инновационная аппаратная методика была признана эффективной, безопасной и удобной в применении.

Вопросы реабилитации детей и подростков также широко освещались в рамках Международного конгресса. Значимость персонифицированного подхода в работе по преодолению тяжелых нарушений речи у детей была отражена в докладе члена Комитета по логопедической работе при РАС Международной ассоциации логопедов и фониатров, д.п.н., профессора кафедры логопедии Института детства МПГУ Т.В. Тумановой. Татьяна Володаровна описала современные реалии и определила перспективные тренды в оказании помощи детям с ОНР. В качестве последних было выделено следующее: персонализация в обследовании и ведении ребенка, учет коморбидных расстройств в структуре нарушенного развития ребенка, работа междисциплинарной команды специалистов, применение дистанционных и смешанных форм работы с ребенком. Татьяна Володаровна пригласила слушателей заглянуть в более отдаленное будущее, когда в логопедической практике, возможно, будут активно использоваться такие технологии, как дополненная реальность, 5D-моделирование, голографическое присутствие и др.

Логопеды Центра патологии речи ДЗМ Ю.Ю. Рудомётова и С.А. Романова затронули проблему дидактического обеспечения процесса восстановления речи больных с легкой и средней степенью афазии.  Было указано на необходимость разработки и использования методически выверенных пособий, облегчающих работу специалистам, работающим над восстановлением речи у взрослых.  Эти задачи решаются в рамках методического проекта «Говорим». Проект оказывает информационную поддержку людям, полностью или частично утратившим речь в результате инсульта и других очаговых поражений головного мозга, а также предоставляет широкие возможности для профессионального взаимодействия внутри логопедического сообщества.

В.П.Козырева, к.п.н., директор школы «Подсолнух», в которой обучаются дети детей с РАС, интеллектуальными нарушениями, множественными нарушениями развития, рассказала о методе музыкотерапии, хорошо зарекомендовавшем себя при работе с детьми с ОВЗ.

За два дня работы Международного конгресса «Нейрореабилитация 2020» прозвучало много содержательных докладов, в которых удачно сочетались концептуальные вопросы организации реабилитации с практическими решениями. Конгресс имеет большое информационное и образовательное значение, а его прекрасный лозунг «Болезнь можно победить!» говорит об искреннем стремлении организаторов и участников форума способствовать развитию и улучшению реабилитационной помощи больным с заболеваниями нервной системы в России.

Текст:

 Елена Камардина,

магистрант кафедры логопедии Института детства МПГУ

20 / 10 / 2020

Показать обсуждение