В России начала XX века существенные перемены охватили все сферы жизни. Как правило, этот период ассоциируется с политическими и экономическими преобразованиями, но довольно серьезные изменения произошли и в области педагогики и психологии: проблема формирования нового гражданина стала объектом пристального внимания государственной системы. Если ранее воспитание ребенка было в большей степени отдано на откуп семье, то в период между двумя революциями и во время Первой мировой войны началось активное вмешательство государства в этот процесс.
Лектор обратится к специфике понимания педагогами и психологами тех лет терминов «травма», «патология» и «исключительное детство».
Проблематика понятия «исключительное детство» раскроется в трех аспектах:
а) «эпидемия» детских самоубийств, зафиксированных в период после революции 1905 года;
б) внимание общественности к психологическим последствиям Первой мировой войны у детей;
в) политика начала 1920-х годов в отношении массовой беспризорности, порожденной потрясениями революции 1917 года и Гражданской войной.
Будет рассмотрен вопрос о том, какие смыслы и функции предписывались «ребенку» как объекту научных и профессиональных дискурсов и практик в России в период, характеризуемый не только серьезнейшими социальными конфликтами, но и созданием радикально новых форм государственности, науки, педагогики и социальной защиты детей.
Лекция пройдет в рамках Научного семинара кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ и завершится презентацией нового учебника: Обухов А.С., Федосеева А.М., Байфорд Э. Введение в профессию: психолог образования: учебник и практикум для академического бакалавриата / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
В данном учебнике представлены базовые идеи нового подхода к построению профессионального образования в педагогическом вузе, реализация которых началась в Институте детства МПГУ с 1 сентября 2014 года.