Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Что такое плагиат?

Новости МПГУ

В период защит курсовых и дипломных работ научный сектор Студенческого совета Института детства обращается к вопросу корректного цитирования. Наш новый материал на эту тему.

Термин «плагиат» произошел от латинского слова plagio – что первоначально означало похищение для последующей перепродажи в рабство, правда, сейчас все чаще похищают не людей, а авторство на произведения литературы, науки, искусства, изобретения.

Поначалу в Древней Греции и Риме люди и не задумывались о том, что можно украсть чужое произведение, все принадлежало всем, если человек решил использовать труд другого, значит, он в силах предоставить более полное понимание идеи общественности. Да и позже, в Средневековье ситуация с авторством, а следовательно, и с плагиатом кардинально не менялась, тогда во в заимствовании существовал некий принцип симметричности: можно брать у другого, можно отдавать свое.

Но, с течением времени, начиная с эпохи Возрождения, все больше начала проявляться автономия личности, что дало толчок началу борьбе за авторство, и открылась дорога плагиаторам. Примерами великих плагиаторов просто кишит литература и интернет, при желании, о них вы сможете прочесть там. Но один интересный пример я все-таки приведу: учёные до сих пор не могут разгадать тайну Шекспира, по сей день в научных кругах идут споры о личности «самого известного из никогда не существовавших людей», по мнению Марка Твена. Возможно, кто-то просто сплагиатил сочинения истинного автора, решившего отказаться от славы, и сделал из этого дорогой бренд, а возможно, это группа лиц анонимов, не пожелавших раскрыться миру. В любом случае, правду мы не узнаем. Но все же с плагиатом не велась жесткая борьба. Государство мало интересовалось этой проблемой, поэтому-то и первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и на распространение произведений за их создателями, был принят лишь в конце XVII в., из чего можно сделать вывод о том, что по большей части отношение к плагиату на тот момент было нейтральным.

Сейчас в мире ситуация с авторством кардинально поменялась. Это связано с тем, что знание стало основным капиталом, производительной силой в современном обществе. С плагиатом борются уже на высоком законодательном уровне. Нарушение прав на авторство может привести от дисциплинарной ответственности, к гражданской, в зависимости от тяжести проступка. Также все больше разрабатываются специальные приложения и сервисы для оценки оригинальности в работах ученых. Из последних нововведений могу привести в пример Интернет–сервис для вузов, предназначенный для оценки степени самостоятельности письменных работ студентов «Антиплагиат.Вуз». Но такие сервисы не являются единственным объективным критерием оценки оригинальности текста, они лишь являются помощниками преподавателя в деле проверки работ студентов, просматривать и принимать решение педагог должен самостоятельно.

Что же делать, чтобы вас не уличили в плагиате? Что свободно можно использовать и на что стоит давать ссылки? Общая информация, которая используется в различных источниках, в цитировании не нуждается, но вот использование чужого текста невозможно без указания источника заимствования, а при дословном цитировании текст должен быть взят в кавычки и снабжен ссылкой на работу, содержащую данный текст. По большей части работа должна строиться на ваших рассуждениях и доводах, процент заимствований в научном тексте не должен превышать 20–30 % всей работы.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 1 курса дефектологического факультета

Фото: Наталья Шевлякова, студентка 3 курса факультета начального образования

15 / 06 / 2022

Показать обсуждение