Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

День дефектолога

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о международном дне дефектолога, важной роли этого специалиста и истории дефектологии.

Ежегодно, начиная с 2004 года, 19 ноября отмечается Международный день дефектолога.

Сегодня такая специальность, как дефектолог приобретает еще большую значимость, так как с каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в их помощи. Конечно, медицина не стоит на месте, хорошо развита трансплантология, мы научились с помощью кохлеарной имплантации восстанавливать слух детям с тяжелой степенью тугоухости. Но вот научить их понимать и овладеть устной речью – задача для специалистов-дефектологов.

Дефектология (от латинского слова «defectus» – недостаток и греческого слова «logos» – учение, наука) – это наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах и формах организации их воспитания и обучения.

Поговорим немного об истории дефектологии как науки. Полноценно она начала развиваться в XX веке, когда перед различными странами встал вопрос реформирования общего образования и создания государственной системы специального образования для детей, имеющих сенсорные нарушения.

В России в первые десятилетия XX века были открыты первые высшие учебные заведения, где готовили дефектологов: Институт детской дефектологии Наркомпросса в Москве, основателем которого был В.П. Кащенко и Государственный институт дефективного ребенка в Петрограде. На этом этапе работа с детьми была в большей степени ориентирована на образование, а не на социализацию. Дети обучались в специальных учреждениях, а включение в общество, чаще всего, государством не предусматривалось.

Благодаря работам Л.С. Выготского в 30–х годах XX века были развиты идеи интеграции, начались попытки к совместному обучению детей, имеющих нарушения, и их здоровых сверстников. А также были сформулированы общие положения для всех разделов дефектологии.

Начиная с конца XX века произошел перелом под влиянием европейских и американских культур. Отношение к детям с особенностями развития изменилось, постепенно их начали воспринимать как равных нормотипичным детям. Начиная с 1991 года все дети получили право на образование. А в 1994 году идеи инклюзивного образования были приняты на международном уровне, что далее  повлияло на социальную политику государства.

В течение последнего времени в дефектологии начали изучаться вопросы обучения и воспитания детей со сложными нарушениями, а также начались исследования детей дошкольного и раннего возраста в области диагностики и коррекции различных сенсорных нарушений.

Сейчас в дефектологию входят различные отрасли: сурдопедагогика (наука изучающая закономерности обучения и воспитания детей и взрослых с нарушениями слуха), логопедия (наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания), тифлопедагогика (наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения) и олигофренопедагогика (наука об особенностях и закономерностях развития, методах обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями).

У любого педагога–дефектолога обязательно должна быть система профессионально-ценностных ориентаций, в первую очередь, к ним относятся: признание ценности личности ребенка, независимо от формы и тяжести его нарушения; направленность деятельности педагога не только на получение образовательного результата, но и на развитие личности ребенка, его социализацию; индивидуальный подход к каждому отдельному ребенку; осознание себя как носителя культуры и ее транслятора для детей.

Текст: Анастасия Любаева,

студентка 2 курса дефектологического факультета

Фото: Полина Дорофеева,

студентка 1 курса факультета начального образования

21 / 11 / 2022

Показать обсуждение