Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Стена директора ИИиП МПГУ: “Не-новогодняя Не-сказка: Будущее мира зависит от одинокой (и одной) России”

Стена директора Института истории и политики

Когда-то, в далекие 1960-е годы, выпускник нашего университета, МГПИ им. В.И. Ленина, Юрий Визбор придумал новый вид передачи новостей не только с точки зрения содержания информации, но и как трансляцию эмоций, ощущений и объемного переживания происходящих событий, правды – песню-репортаж. В детстве я очень любил эти репортажи Визбора и журнал «Кругозор», где они размещались на гибких пластинках. А сейчас пришло время делать исторические очерки-сопереживания для того, чтобы попробовать передать главное в нашей памяти о прошлом, соединить понимание прошлого с личным переживанием.

Мы встречаемся в течение жизни с разными людьми. Одних мы запоминаем, других не помним. И кто-то из встреченных всегда вместе с нами, в нашем сознании, а кто-то оказал на нас влияние, даже если мы ни его не помним, ни это влияние не осознаем.

А потом в нашей жизни люди и встречи с ними светят нам из прошлого как маяки, которые либо указывают направление движения, его ориентиры и координаты, либо освещают то, что надо обязательно избегать, чтобы миновать катастрофу.

В начале 1970-х годов я учился в г. Куйбышеве (Самара) в 3-м классе школы № 43 при Куйбышевском заводе автотракторного электрооборудования и карбюраторов (КАТЭК).

Завод был построен в 1934 году как карбюраторно-арматурный, всего через 17 лет после революции. Ведь по первому пятилетнему плану в СССР надо было создать автомобильную промышленность, и КАТЭК был одним из элементов этой создаваемой будущей отрасли. А почему моя школа была при заводе? Потому что в СССР не только государство решало социальные задачи, тем более что у государства не хватало для этого средств и ресурсов. А предприятия и другие субъекты экономической и социальной жизни сами создавали и поддерживали за счет своих средств для советских трудящихся -(своих сотрудников и не только) – школы, больницы, базы отдыха, клубы и другие объекты социальной инфраструктуры.

Многих одноклассников я уже не помню (я уехал из Куйбышева в середине 4-го класса), а кого-то запомнил навсегда. По разным причинам запомнил, это скорее предмет изучения или объяснения для наших психологов, кто и почему остается в нашей памяти. Один из тех одноклассников, кого я запомнил, – это лауреат Нобелевской премии мира 2021 года и создатель «Новой газеты» – Дмитрий Муратов. Несколько других, кого я помню, прошли через тюрьмы, и их уже нет с нами. Когда я вернулся из Германии в 10-м классе, Дмитрий был уже сложившимся антисоветчиком, выпускал со своими друзьями рукописные журналы, а я был «советчиком», и мы не интересовали друг друга.

Для меня же проживание и формирование на границе двух миров в Германии, советского (русского) и западного, тоже не прошло даром, – я стал убежденным советским и русским человеком, не только осознающим, но и чувствующим духовное различие и даже противоположность наших людей и наших цивилизаций. Наверное, надо сказать еще точнее – я полюбил наш мир, я влюбился в него. Для любви, для ее возникновения, часто очень важно как раз различие, понимание и переживание отличия твоего предмета любви от всех остальных, важна не его «конкурентоспособность», а высокая исключительность и сочетаемость именно для тебя. В Германии я это не только увидел или осознал – я это почувствовал, пережил и полюбил.

Песни могут как раз передавать и вызывать как личные эмоции, так и общее самосознание страны, сопереживание себя, истории, событий и людей.

Есть любовь или нет (казачий романс). Ансамбль ПТАШИЦА

Я люблю тебя, Россия. Юрий Гуляев (сл. М. Ножкин, муз. Д. Тухманов)

 

Значение встреч, смысл слов мы часто понимаем не сразу, а постепенно это проникает и наполняет нас, пока не становится нами. Очень часто можно услышать, как западные политики говорят про ценности демократии и свободы, которые они защищают от России. Правда, они никогда не говорят о том, а что же такое эти их ценности, в чем они состоят. А ценности их очень простые, если попробовать их передать через образ: вас не будут бить по голове, пока есть у них такое правило и запрет. Но беспощадно ударят, как только это правило превратится в разрешение, и мучаться этим они не будут. В крайнем случае сходят к психологу, который освободит их от мучений. Современных европейцев не мучает и не возвышает ни Бог, ни совесть. Они очень «эффективно» освобождаются от всего человеческого.

Есть, конечно, в связи с этим тема в нашем общественном сознании, которую условно можно было бы назвать «люди везде разные»: есть хорошие, а есть плохие. Это правда, и люди действительно разные, но такой тезис – это нравственная эклектика, она же идеология толерантности, которая закрывает понимание существования нравственной вертикали и развития, различия культур и ценностей разных народов и цивилизаций. А они есть, и для нас сегодня это очень важно понять и осознать.

Русский человек другой, чем европейцы. Он не требует, например, правового разрешения, как сегодня в Европе, насиловать животных, правового оформления зоофилии.  Когда-то Сергей Есенин написал стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», в котором есть очень важные и пронзительные слова об отношении в нашей культуре России к миру и окружающему нас живому, о гуманизме нашей культуры: «И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове». Мы поступаем по совести, по правде, и не потому, что кто-то нам это разрешил-запретил:

Мы теперь уходим понемногу… (С. Есенин). Музыка, гитара и вокал – Шаранданов Олег Евгеньевич (Ефимыч)

 

Помните, как грузинские наемники на Украине в этом году жестоко издевались над нашими ранеными солдатами и убивали-добивали их, беззащитных? А в 2014 году так же просто убивали людей на майдане в Киеве, чтобы создать искусственную эскалацию политического конфликта на Украине. А когда-то Россия спасла грузин от физического и духовного истребления, пойдя даже против своих национальных интересов.

Правда, в рамках советской русской культуры были и другие грузины, певшие очень правильные слова о России и понимавшие её значение в мире. Это вообще очень интересный феномен русской культуры и мира, который помогает и позволяет другим национальным культурам обрести свои зрелые формы, поддерживает, сохраняет и распространяет их:

Как в России поют. Ансамбль «Орэра». Муз. Андрея Журбина, сл. Виктора Гина.

 

Казалось бы, наши западные соседи природу и животных защищают, и женщин, и отклонения всякие, но они готовы и бить по голове, и в печах сжигать, и не только «братьев наших меньших», но и нас, если за это ничего не будет и это будет разрешено. Они это готовы сделать просто так. Для них это не внутренний вопрос гуманистической Истины. И на территории Украины мы сегодня видим такое разрушение человеческого, озверение нацистов и солдат ВСУ, и международных наемников по отношению к нашим военнопленным, к людям.

Они ведь не делают чего-то не потому, что это плохо, а потому, что закон не разрешает. А если разрешит? Тогда все сразу «хорошо», можно и животных, и детей насиловать. Ведь правда? И это началось не вчера.

Вот отрывок одного из трех писем, найденных на убитых немцах и приведенных в статье Ильи Эренбурга в 1942 году:

Управляющий Рейнгардт пишет лейтенанту Отто фон Шираку:

«Французов от нас забрали на завод. Я выбрал шесть русских из Минского округа. Они гораздо выносливей французов. Только один из них умер, остальные продолжали работать в поле и на ферме. Содержание их ничего не стоит и мы не должны страдать от того, что эти звери, дети которых может быть убивают наших солдат, едят немецкий хлеб. Вчера я подверг лёгкой экзекуции двух русских бестий, которые тайком пожрали снятое молоко, предназначавшееся для свиных маток…»

«Красная звезда», 24 июля 1942 г (№173 [5236])

А вот сигнал озверения из сегодняшнего дня, с Украины. Украинский телеведущий Фахрутдин Шарафмал во время ток-шоу на 24-м канале Укр-ТВ сообщил, что готов истреблять российских детей лично. Телеведущий привел слова нацистского преступника Адольфа Эйхмана, занимавшегося в Третьем рейхе окончательным решением еврейского вопроса. Шарафмал теперь призывает к окончательному решению российского вопроса:

«Я позволю себе процитировать слова Адольфа Эйхмана, который сказал: «Для того, чтобы уничтожить нацию, надо уничтожать в первую очередь детей, потому что если убить только их родителей, то дети вырастут и обязательно отомстят. Если убивать детей, они уже никогдабольше не вырастут и нация исчезнет». И если мне выпадет возможность расправиться с россиянами, я обязательно это сделаю. Раз уж вы называете нас нацистами, я, придерживаясь доктрины Адольфа Эйхмана, сделаю все, что от меня зависит, чтобы ни вы, ни ваши дети больше никогда не жили на этой земле. И у украинцев есть возможность, что они сейчас и делают, резать, убивать, душить москальноту. И я надеюсь, что каждый внесет свой вклад и замочит хотя бы одного москаля».

Источник

Когда вспоминается детство, то понимаешь, что большинство «трудных вопросов», и не только по истории, возникло ещё в раннем возрасте задолго до её изучения – это было и в детском саду, и в начальной школе. Но ответить и помочь, как правило, было некому. Всё время приходилось самому искать ответы на эти трудные вопросы:

кто такие русские и почему я «москаль», и кто это такой, и почему кто-то считает, что это плохо; почему «белые» – не синоним плохих; почему с девочкой дружить нельзя во втором классе; кто в мире есть, а кого нет, но о них говорят; а кому можно верить, если взрослые говорят разное?

Ну и многое другое тоже нужно было узнать. Главное, правда, в моем детстве не было лукавых взрослых, которые предлагали бы мне понять и подталкивали бы в сторону духовных извращений: кто я – мальчик, или девочка, цветочек, грибочек, или хвощ какой-нибудь? В моем раннем детстве не было фашистов-сатанистов. Они появились позже, когда я уже ответил на простые вопросы о Главном.

Оказывается, жизненно важно то, что готовятся сейчас осуществлять у нас в университете – подготовка воспитателей и преподавателей со знанием истории как в начальной школе, так и в перспективе в дошкольном образовании. И наш университет, я уверен, обязательно это сделает и выполнит свою гуманистическую, образовательную и цивилизационную миссию новой эпохи.

Нам может пригодиться опыт изучения православия, других религиозных течений, мировоззрений в противостоянии иному учению, образу жизни, в отстаивании духовных ценностей и смыслов своей духовной нравственной жизни (см., например: Булгаков С.Н. Два града: Исследование о природе общественных идеалов. – СПб: Изд-во РХГИ, 1997. – 589 с.). Опыт сохранения главного в культуре и жизни волнует как науку, так и любые другие сознательные духовные формы человеческой жизнедеятельности.

Ярким примером понимания базового значения традиции для сохранения нравственности, человека, общества стали исследования австралийского ученого Конрада Лоренца о механизмах и содержании формирования социальной культуры:

«…при более внимательном рассмотрении обнаруживается, что величайшая консервативность в сохранении однажды испытанного принадлежит к числу жизненно необходимых свойств аппарата традиции, осуществляющего в развитии культуры ту же функцию, какую геном выполняет в изменении вида. Сохранение не просто так же важно, но гораздо важнее нового приобретения …».

(Лоренц К. Так называемое зло. – М.: Культурная революция, 2008. С. 53)

Лоренц сделал очень важный вывод как для науки, так и для развития человеческих сообществ. Получается, что разрушение традиционной культуры приводит не к современности, а практически к тем же результатам, что и нацистские концлагеря, где разрушались именно эти духовные элементы человеческой личности для безжалостности отношений. Эти выводы подтверждают общенаучный вывод о прогрессивном развитии как «надстройке» над результатами предшествующего развития, которая не отрицает, а включает в себя как составную часть результаты предшествующей истории, развития, культуры.

А живых фашистов я увидел уже в юности – в Германии и на Западной Украине.

Многие просто забыли, что такое было, когда «европа» пришла к нам. Забыли, как они убивали просто так. И хотя убивали именно «просто так», но делали это даже не просто, чтобы убить, а чтобы убить с особой жестокостью, бесчеловечностью и садизмом. Не помните?

А я помню! Хотя меня и не было тогда. Я слышал и видел людей, которые видели это. А еще я видел фашистов. Нет, не в фильмах. Я видел живых фашистов. И это страшно. И обыденно. И видел я выживших антифашистов.

Откуда и почему появляются они – фашисты, звери? Мне казалось это странным. Ведь это люди, которые добровольно и с удовольствием совершают страшное и античеловеческое. Почему и откуда появляется это среди людей и вместо людей?

Однажды нас, детей, повезли в музей (недалеко от Берлина) бывшего немецкого концлагеря Заксенхаузен. В этом лагере нацисты уничтожили более 100 тысяч человек. Одно время там в заключении был Бандера и его последователи. В этом же лагере погиб и сын Сталина – Яков Джугашвили.

Музей там есть и сейчас, но страшное нацистское там постарались убрать, сделать его просто обыденным и дополнить фальшивым (фейковым) музеем лагеря НКВД. В Германии и Европе сейчас пытаются стратегически фальсифицировать новейшую всемирную историю, уравнять советское общество и нацистское, но это историческая и нравственная неправда, духовное преступление.

В Заксенхаузене постарались они эту неправду закрепить у посетителей внешним бессознательным и ложным ощущением. Нацистские бараки и экспонаты находятся на земле, на солнце, и не передают главного, что это машина уничтожения людей. Музей же лагеря сводит это все просто к набору экспонатов. А история лагеря НКВД размещена в специально сделанном подземном помещении, в полумраке, где трудно прочитать документы, а не знающим русского языка и невозможно, как по-человечески относились наши предки к заключенным немцам. Понимание от этих музеев не придет, но ощущение подземелья, полумрака и жути, как синонима советского, и солнца, как нацистского мира, у посетителей останутся.

Современный музей Заксенхаузена – это унижение армии-победительницы, Советского Союза, людей, противопоставивших звериному облику фашизма, фашистской Германии облик света, человечности, справедливости и любви. Это зверство, уравниваемое с человеческой любовью.

А раньше, всего 30 лет назад, музеи концлагерей Германии показывали, что нацисты делали мыло из людей, кошельки из человеческой кожи…

Историк Николаус Вахсман, профессор Бирбекколледжа Лондонского университета, в монографии «История нацистских концлагерей» (Вахсман Николаус. История нацистских концлагерей. М.: Центрполиграф, 2018. – 783 с.) представил историю создания нацистским режимом фабрики по уничтожению людей. Автор показал, что у неё были осознанные человеконенавистнические цели, принципы, была выстроена специальная структура и система управления уничтожения. Автор основывался на изучении документальных материалов о лагерях Освенцим, Дахау, Заксенхаузен, Бухенвальд, Маутхаузен, Флоссенбюрг, Равенсбрюк и многих других (двадцать два крупных лагеря и более тысячи лагерей-спутников опутали Германию и Европу).

«Система концлагерей была великим извратителем ценностей, является историей бесчеловечных мутаций совести, сделавших нормой насилие, пытки и убийства». (Выделено курсивом и подчёркнуто мной – А.А.).

(Вахсман Николаус. История нацистских концлагерей. М.: Центрполиграф, 2018. – С. 757.)

Автор монографии показывает, что снятие принципиального различия между нацизмом, фашизмом и советской системой ведет к уничтожению различения добра и зла, к размыванию и стиранию нравственности.

Нацистский концлагерь – это промышленное, планомерное, массовое уничтожение людей. Кроме того, что это фабрика, здесь выковывалось среди нацистов достаточно эффективно и новое живое существо – Зверь – которое было лишено нравственности, человечности и способно на любые человеконенавистнические безжалостные поступки.

Как в историю к нам прилетает «голубь» фальсификации и она превращается совсем в другое, трансформируется в ложную историю, можно проследить на примере представления музея концентрационного лагеря Заксенхаузен в Германии на одном из наших туристических интернет-ресурсов «Все секреты бюджетных путешествий от Галины Субботиной и Аллы Сутягиной» – traveltu.ru. Уже в названии материала на этом сайте – «Концлагерь Заксенхаузен и пересыльная тюрьма НКВД» – так же, как и в самом тексте, содержится фальшивый образ одинаковости, сопоставимости фашистского концлагеря и пересыльной тюрьмы НКВД, уравнивание фашистской Германии и СССР. Этот материал на сайте – показатель, как враждебные резолюции Европарламента превращаются потом в ложь в жизни, в истории, в понимании и оценках, а потом в действиях и в политике, становятся одним из элементов формируемой идеологии нового мирового порядка. Интересно, что и сегодня, в 2022 году, в нашем информационном пространстве открыто существуют и распространяются эти антироссийские ресурсы и проекты.

В 1958 году на месте лагеря Заксенхаузен нашли спрятанный сборник стихов одного из узников. Автор стихов долгое время был неизвестен и только в 1998 году удалось установить его имя – Георгий Федорович Столяров. В одном из своих стихотворений он писал:

«Я вернусь ещё к тебе, Россия, чтобы слышать шум твоих лесов,
Чтобы видеть реки голубые, чтоб идти тропой моих отцов.
Не был я давно в густых дубравах и не плыл по глади русских рек,
Не сидел под дубом величавым с синеокой, другом юных лет.

Я, как сын, люблю тебя, Россия, я люблю тебя еще сильней,
Милые просторы голубые и безбрежность всех твоих морей!
Я вернусь еще к тебе, Россия, чтоб услышать шум твоих лесов,
Чтоб увидеть реки голубые, чтоб идти тропой моих отцов…»

Я вернусь к тебе, Россия. Документальный фильм (1968). Реж. Б.Рычков. Центральная студия документальных фильмов.

 

Так вот, в 1974 году в бывший концлагерь привезли нас, школьников, а там выступал слепой немец, бывший узник этого лагеря Заксенхаузен. Он не видел мира после войны… Зато он видел тот мир, которого тогда еще не было… Он видел наш мир… Он сказал то, что многие не услышали или не могли, или не хотели слышать…

Он сказал нам:

– Запомните! Запомните, русские солдаты!

Большинство слушателей на этой встрече было солдатами, и еще мы – два десятка школьников.

Немец говорил…

– Русские солдаты… Когда в мире начнется… Когда в мире снова начнется настоящая война… Запомните, русские солдаты… Запомните…

– Вы останетесь одни…

– Вы останетесь одни… У вас не будет союзников… Вы будете одиноки… И все будут против вас… И всё будет против вас…

– Но будущее зависит только от вас, от России!

Почему я это запомнил? Потому что это меня удивило. Это меня очень сильно удивило. И я подумал, почему он так говорит? Разве так может быть?

Ведь у нас все хорошо. Светит солнце и мирное голубое небо над нами. И мы не будем побеждены. Почему мы можем оказаться одни? Разве так может быть? У нас очень много союзников. И на нашей стороне правда. А как Россия может оказаться одна? А куда же денутся Украина и Белоруссия? Они ведь не могут исчезнуть никогда, даже если нас кто-то и предаст.

Больше половины моего класса в Германии было с Украины. Мы были одно целое. Как же мы можем оказаться не вместе, думал я? Почему и зачем?

Память о концлагерях… Это память не только о Зле, это память об огромной человеческой высоте, о тех людях, сожительство с которыми на Земле дает силы жить и напоминает о важности и возможности существования по-человечески в нашем мире, сохранения даже в самых античеловеческих условиях правды, любви, добра. Без этого здесь просто было бы нечего и бессмысленно было делать. Поэтому и слова Сергея Есенина именно об этих людях:

Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле
.

Гимн Российской Федерации. Большой детский хор.

04 / 10 / 2022

Показать обсуждение