Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Экспедиция в Башкирию

Новости МПГУ

31 июля 2017 года завершилась учебно-исследовательская экспедиция «Урал 2017» в Башкирию. В экспедиции в разных группах приняли участие более 200 человек – преподаватели и учащиеся лицея №1553 имени В.И. Вернадского и лицея №1561, а также доценты кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ – к.филол.н. Е.И.Адамян, к.пс.н. Л.И.Адамян, и аспирантка И.А.Гришина. Цель такого рода экспедиций, проводимых ежегодно лицеем №1553 имени В.И. Вернадского, – изучение природного и социокультурного наследия нашей необъятной страны.

Группа «Социокультурная психология и антропология” в количестве 22 человека под руководством методиста лицея №1553 имени В.И. Вернадского, к.пс.н., профессора А.С. Обухова две с половиной недели работала в деревнях Кильдигулово и Кулганино Бурзянского района Республики Башкортостан. Ее целью было изучение сохранившихся традиций у башкир, их обычаев, уклада жизни, этнической идентичности, особенностей бытования детской культуры, верований, представлений о себе и своём месте в древе рода (Шежере) и многое другое.

В ходе работы был исследован целый ряд вопросов: культура детства сегодня и та, какой ее помнят самые взрослые жители деревень, обиходная вера башкир, на примере обережной традиции, системы примет и их сосуществование с религией, представление о душе, обряды семейно-жизненного цикла – родильные, свадебные, похоронные, и сопровождающие их ритуальные действия, обряды календарного цикла,  хозяйственный уклад башкир. Стоит отметить, что свадебный обряд был записан не только со слов жителей, а участники группы непосредственно стали его живыми свидетелями, зафиксировав множество сохранившихся обычаев. Также удалось записать уникальный обряд снятия порчи (Кот койоту), уцелевший и бытующий в этой далекой деревне.

На основе собранных данных были подготовлены доклады, организована фотовыставка и снято несколько антропологических фильмов («Туй», «Кот Койоту», «Детство в деревне Кильдигулово»). Все материалы представлены на полевой Конференции, проходившей на берегах Аргазинского водохранилища 28-30 июля 2017 г. В Конференции приняли участие более 200 человек, входящие в разные по тематике исследовательские группы лицея №1553 имени В.И. Вернадского: Химия, Гидрология, Геология, География, История и реставрация, Комплексное исследование русских деревень, Социокультурная психология и антропология, а также гуманитарная и естественно-научные группы лицея №1561.

Подобного рода экспедиции способствуют реализации широкого спектра задач. Они позволяет ученикам 7-11 классов узнать о многообразии природы нашей страны и богатстве культуры различных народов – через непосредственное вхождение в неё, а также учат принимать и преодолевать самих себя: свои страхи и комплексы, которые испытывает каждый перед взаимодействием с неизвестным и неизведанным.

Впечатления участников экспедиции:

Ульяна Бычкова, ученица 10 класса лицея №1553:

Экспедиция этого года дала мне понять, что на самом деле люди –  это и в Башкирии люди. Между городской и деревенской жизнью есть множество различий, но это не мешает, а скорее помогает найти в себе искренний интерес к человеку, выросшему в деревне. И именно в этом году в экспедиции я научилась находить в себе и использовать такой вот интерес.

Маша Таубинская, ученица 10 класса лицея №1553:

Думаю,  что за эту поездку я повзрослела.  Когда местные жители рассказывают о самом сокровенном, тебе волей-неволей нужно пропустить это через себя и встать на их место, чтобы не упасть в их глазах и не потерять доверие. Ты начинаешь смотреть на все под другим углом, и твое собственное мнение немного меняется. Для меня эта экспедиция была очень дружеской и эмоциональной, и в тоже время интересной и новой.  Теперь я знаю точно как начать разговор с незнакомым человеком и что в любом разговоре все происходит не просто так.

 

Даша Дудина, ученица 7  класса лицея №1553:

Эта поездка  и экспедиция в целом дали мне очень многое:
1) Новых друзей;
2) Я узнала очень многое про межнациональные браки; про башкир и про их традиции;
3) Увидела как живут в деревне,  т.к. я никогда не была и не жила в деревне, мне было очень интересно и любопытно;
4) Научилась жить и работать в коллективе, научилась заводить разговоры с местными жителями и задавать им вопросы;
5) Переборола свою стеснительность и застенчивость;
6) Вдали от родителей я стала более самостоятельная и решительная.
7) Я поняла, что семья это самое важное в жизни каждого человека.

 

Нина Беглова, ученица 10 класса лицея №1553:

Эта экспедиция дала мне море незабываемых эмоций, переживаний, разносторонних чувств. Я поближе познакомилась с людьми другой национальности, узнала об их культуре. Для меня было очень интересно сравнивать их обычаи с нашими, изучать их жизнь в маленькой деревне. Ну и, конечно же, эта экспедиция дала мне шанс насладиться прекрасной природой Башкирии.

Настя Смирнова, ученица 11 класса лицея №1553:

В этой поездке я в принципе впервые поняла суть работы группы, зачем это нужно и как примерно это должно происходить (до этого я просто делала, как могла то, что говорили). Плюс к этому я так же впервые нашла в этом что-то для себя интересное и смогла даже получать удовольствие от процесса, что для меня было неожиданным. Ну и, пожалуй, как-то больше прониклась общением с людьми в целом.

 

Настя Четвертакова, ученица 11 класса лицея №1553:

Экспедиция на Урал дала мне многое, в частности, терпение, и отучила, если и не на всегда, то на какое-то время от лени. Осознание того, что ты самый старший из детей этой поездки, заставляет задуматься и в некоторой степени принять ответственность, особенно в бытовой составляющей жизни. Также эта экспедиция научила меня открытости и доброжелательности даже с не очень знакомыми людьми. Ведь зачастую сложно расслабиться и отдаться диалогу, впервые ведя беседу с человеком другой культуры. А вообще все время пребывания в деревне и на Конференции пронеслось незаметно и, несмотря на все невзгоды, оставило приятные воспоминания и теплоту в моем сердце.

Подготовлено: Е. Адамян

Фото: А. Обухов, Л. Адамян

03 / 08 / 2017

Показать обсуждение