Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Эксперт Леонид Кацва: “Учебники не нуждаются в отдельной «ценностной» экспертизе”

Интервью

 

Кацва Леонид Александрович

Кацва Леонид Александрович

 

Отдельная экспертиза на соответствие ценностям учебникам не нужна, так как без учета требований соблюдения определенных общечеловеческих ценностей профессиональная экспертиза невозможна. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» историк, автор учебников и пособий по истории России, преподаватель московской Гимназии на Юго-Западе № 1543 Леонид Кацва.

«Откровенно говоря, не понимаю, что значит «ценностная экспертиза» и чем она должна отличаться от экспертизы профессиональной. Мне всегда была близка идея, которую лет пять или шесть назад высказал тогдашний генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. Он сказал, что экспертиза учебной литературе вообще не нужна: есть профессиональное сообщество, и выбор учебников следует доверить школе, учителям, а школа должна получать необходимые для покупки учебной литературы деньги.

С другой стороны, я не был бы настолько радикальным. Я считаю, что должны быть профессиональные экспертизы – профессиональные с предметной (например, с исторической для учебников истории) и с методической точек зрения. Первая должна засвидетельствовать, что текст не содержит грубых ошибок и в основном соответствует современным научным данным, а вторая – что текст, во-первых, доступен, во-вторых, организован таким образом, что позволяет эффективную передачу этих знаний.

Мне кажется, что для того, чтобы учебник получил гриф «допущено», достаточно, чтобы он отвечал этим требованиям – и, кроме того, соответствовал бы еще нескольким условиям. А именно: чтобы он не сеял рознь, не провоцировал милитаризацию сознания, не допускал никаких экстремистских и ксенофобских высказываний. Если это имеется в виду под «ценностной экспертизой» – тогда да. Но только мне кажется, что профессиональная экспертиза без этого невозможна, это должно в понятие профессиональной экспертизы входить в первую очередь», – сказал Леонид Кацва.

О том, что Общественная палата России предлагает усовершенствовать механизм экспертизы, уделив отдельное внимание тому, чтобы при составлении учебников нужно делался акцент на гуманитарных составляющих, общечеловеческих ценностях, заявил газете «Известия» член комиссии ОП РФ по развитию науки и образования, руководитель проекта «Народная экспертиза учебников» Роман Дощинский.

Ожидается, что в ближайшее время предложения по усовершенствованию учебников будет направлен в Министерство образования и науки.

Информация взята с сайта полит.ру

23 / 01 / 2016

Показать обсуждение