Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Институт перспективных исследований МПГУ провел четвертый Международный семинар из серии “Мир после пандемии 2020” «Трансдисциплинарность в подготовке научно-технических и научно-педагогических кадров после 2020»

Новости МПГУ

5 июня 2020 года с 12.00 до 15.00 Институт перспективных исследований МПГУ продолжил цикл международных междисциплинарных он-лайн семинаров и провел четвертый семинар «Трансдисциплинарность в подготовке научно-технических и научно-педагогических кадров после пандемии 2020». Мероприятие было проведено в интерактивной форме, в режиме онлайн на платформе zoom. Рабочими языками семинара были русский и английский. Модераторами семинара выступили директор ИПИ МПГУ Рустем Яхьевич Гибадулин, главный научный сотрудник ИПИ доктор химических наук профессор Ренад Ибрагимович Жданов и кандидат физико-математических наук доцент Всеволод Владимирович Андреев, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары. Семинар был посвящен обсуждению перспектив трансдисциплинарного подхода в подготовке инженерных и педагогических кадров.

Открывший семинар профессор Р.И. Жданов, отметил возросшую роль трансдисциплинарных подходов в современных науке и образовании. Дело в том, сказал он, что в условиях глобальных вызовов современности сейчас остро стоит проблема модернизации и развития как инженерного, так и педагогического образования. Реальность состоит в том, что сегодня каждый преподаватель университета должен быть «трансдисциплинарным». Нам в нашем Институте перспективных исследований не надо далеко ходить за примерами, так как наш директор являет собой яркий пример трансдисциплинарности, поскольку он получил инженерное образование, окончив Московский инженерно-физический институт, а затем и законченное гуманитарное образование в Московской дипломатической академии. Директор ИПИ МПГУ Р.Я. Гибадулин в своем выступлении подчеркнул важную роль Института перспективных исследований в подготовке научно-педагогических кадров, владеющих методологией применения трансдисциплинарного подхода в различных областях своей деятельности. Он отметил, что сейчас в МИФИ открыт даже Международный факультет, который готовит физиков, имеющих также гуманитарное образование, для работы в международных организациях, например, МАГАТЭ. Доцент В.В. Андреев выступил с докладом «Трансдисциплинарность в подготовке научно-технической интеллигенции в современных ВУЗах». Он отметил, что современный этап развития науки и технологий предъявляет к качеству подготовки специалистов по техническим и педагогическим направлениям подготовки весьма высокие требования. Так, от специалиста во многих случаях требуется не просто высокий уровень знаний по отдельным дисциплинам учебного плана, а также способность более глубокого осмысление законов природы и общества по сравнению с тем, что достигается только на основе дисциплинарного или междисциплинарного подходов при обучении. Крайне актуальным сейчас становится внедрение в учебный процесс трансдисциплинарного подхода, подразумевающего отсутствие строгих границ между отдельными учебными дисциплинами или научными отраслями. Он отметил необходимость модернизации системы подготовки научно-технических специалистов в ВУЗах. Одним из главных недостатков при подготовке инженерных кадров является то, что краеугольным, прежде всего, считается формирование навыков и компетенций в области узкой специализации. При этом все другие навыки и компетенции, направленные на формирование у будущего технического специалиста потенциала, связанного с «человеческим фактором», считаются второстепенными или вообще лишними. В результате иногда получается, что «человек для техники», а не «техника для человека». Горбунов Владимир Иванович, доцент ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», Чебоксары, выступил с докладом: «Трансдисциплинарность в региональном российском ВТУЗе». Он обратил внимание на то, что часто в региональных технических ВУЗах России ослаблены связи между разными блоками дисциплин. Следствиями этого являются недостаточность образного мышления, творческого потенциала, познавательной активности личности, затруднения при обобщении знаний, равнодушие к результатам учёбы. С разносторонним развитием личности коррелирует понятие интеллигентности. Ими исследовались вопросы формирования в региональном ВТУЗе будущей технической интеллигенции и были предложены тесты, в частности, автоматизированные.

Анализируя пути повышения результатов тестирования, авторы вышли на понятие трансдисциплинарности как объединения разнородных знаний по содержанию, методам и формам. Позже авторы сочли полезным включить в это понятие интеграцию всех компонентов учебного процесса, в том числе формы обучения, обмен опытом между преподавателями. Реализуется трансдисциплинарность посредством усиления внимания к самостоятельной и исследовательской работе, доминантности актуальной деятельности, взаимодополнения самоорганизации обучаемого и внешнего управления им. Он привёл пример применения идей трансдисциплинарности в дисциплине «Русский язык и деловые коммуникации» (в форме мини-исследовательских заданий), где специальные знания соединяются с коммуникативными навыками, с умением убеждать, с личностными качествами (позитивный настрой, доброжелательность, адекватная самооценка), а также пример изучения технической дисциплины по методике смешанного обучения с акцентом на идеи целостности, взаимосвязи знаний, сочетании логики и образности. Доценты Гордеева Надежда Михайловна и Самойлова Ирина Александровна, МГТУ им. Н.Э. Баумана / Высшая Школа Экономики, Москва, в совместном докладе «Трансдисциплинарность при математической подготовке в ВУЗе» обобщили опыт преподавания математики на гуманитарных факультетах этого университета. Как показала практика, нужен нестандартный подход при работе с будущими специалистами по прикладной лингвистике и прикладной информатике. Dr. Golman Boris, Associate Professor, Nazarbayev University, School of Engineering and Digital Sciences, Department of Chemical and Materials Engineering, Kazakhstan, выступил с докладом «Особенности высшего образования Японии». Он проанализировал особенности системы высшего образования Японии. Подчеркнуты положительные черты технического образования в Японии, такие, как научно-ориентированный дипломный проект бакалавра и научно-ориентированный проект магистра. Обсуждены новые междисциплинарные и трансдисциплинарные направления в развитии образования Японии на примере Токийского Университета и Токийского технологического института. Dr. Skrzypacz Piotr, Assistant Professor in Department of Mathematics School of Sciences and Humanities, Nazarbayev University, Kazakhstan, представил на английском языке доклад «Applied Mathematics at the start-up university in Nur-Sultan: project showcase of Micro-Electro-Mechanical Systems (MEMS)». Он обобщил опыт формирования основных навыков и компетенций в области прикладной математики на примере микроэлектромеханических устройств. Dr. Rimondi Giorgia, Department of Foreign Language and Literature, Parma State University, Parma, Italy, представила доклад: «Трансдисциплинарность как стратегическая основа организации образовательного пространства». В своём докладе она подчеркнула, что трансдисциплинарность в широком смысле означает единство знания вне рамок конкретных дисциплин. Применительно к педагогической науке можно говорить о трансдисциплинарности как о стратегической основе формирования нового взгляда на образовательное пространство, а также на субъекты и объекты педагогики.

Можно выделить два подхода, позволяющих рассматривать в трансдисциплинарном ракурсе основное содержание обучения: 1) конкретная гомология (темы и вопросы, в которые сходятся навыки и компетенции, формируемые разными дисциплинами); 2) формальная гомология (логические структуры различных знаний, которые могут совпадать или не совпадать с применяемыми в отдельных дисциплинах). Выявление крупных трансдисциплинарных областей может представлять собой первый шаг в направлении не фрагментарной, а целостной организации обучения (т.е. в направлении интегративной педагогики – теоретического и прикладного знания об основных объектах образования из различных областей философии, естественных и гуманитарных наук). Шкапа Анна Сергеевна, кандидат филологических наук, Болонский университет (Болонья, Форли), и Университет Ка-Фоскари (Венеция), Италия, представила доклад «Заметки о методологической продуктивности трансдисциплинарного подхода при организации языкового курса». Следует отметить следующие ключевые положения её доклада. Междисциплинарный и трансдисциплинарный подходы как наиболее подходящие и продуктивные в учебном процессе в вузах. Текст как объект исследования: многоаспектность экстралингвистической основы. Содержание – центральный компонент текста. Осмысление содержания не только в логическом отношении, но и в деятельностном – с учетом особенностей эпистемической деятельности субъекта. Обращение наукам – эпистемологии, психологии, психолингвистике, социологии, логике и других. Дифференциация лингвистического знания, с одной стороны, с другой – интеграция (трансдисциплинарность). Междисциплинарность и трансдисциплинарность как способы повышения мотивации, способствующие формированию у обучающихся единого целостного восприятия.

Авторами этого текста о семинаре ИПИ МПГУ “Трансдисциплинарность в подготовке научно-технических и научно-педагогиченских кадров после 2020” являются В.В. Андреев, Р.Я. Гибадулин и Р.И. Жданов.
09 / 06 / 2020

Показать обсуждение