Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Институт социально-гуманитарного образования открыл новую магистерскую программу

Новости МПГУ

В 2018-м году Институт социально-гуманитарного образования впервые открыл набор на уникальную магистерскую программу заочной формы обучения «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании». Абитуриентов ждет 13 бюджетных мест.

Заместитель директора ИСГО Елена Александровна Омельченко и Руководитель магистерской программы Анна Александровна Шевцова рассказали об особенностях направления и вступительных испытаниях.

В чём особенности новой программы?

Анна Александровна: Сейчас общество становится всё более многонациональным многоконфессиональным. Человек, который связал свою жизнь с образованием, приходит в класс, где сидят ребята с разными культурными и религиозными ценностями. Мы готовим педагогов, которые будут создавать бесконфликтную среду в образовательных организациях. Наши выпускники будут проектировать образовательные программы по религиоведческим и этнокультурным дисциплинам. Их задача –  помогать мигрантам, которые слабо владеют русским языком, адаптироваться в новой среде. Этого требуют не только образовательные стандарты, но и изменения в этнокультурной и миграционной ситуации России. Каждому учителю нужно доносить свой предмет так, чтобы он стал понятен абсолютно всем. Но при этом не уходить в объяснение материала только одному ученику.  На эти навыки влияет умение адаптировать учебный текст.

Педагоги, и администрация учебных заведений понимают, что сегодня крайне нужны специалисты по межэтническим отношениям.

Елена Александровна: Пройдя программу «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании», педагог научится быстро находить выход из различных ситуаций. Чаще всего с проблемой сталкиваются практикующие преподаватели, когда они начинают общаться с родителями. Например, московской и любой другой семье можно объяснить, почему, что и как им нужно делать с ребёнком: дополнительные домашние задания или что-то подобное. А может случиться, что перед преподавателем в традиционной национальной одежде стоит мама, которая не владеет русским языком. Тогда возникает вопрос: «Как с ней выстроить диалог»? Эти трудности призвана решить наша новая образовательная программа.

– Для кого подходит программа «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании»?

А.А.: Наша магистратура – заочная. Она рассчитана на 2,5 года и, в первую очередь, адресована учителям-практикам, которые хотят повысить свою квалификацию. Они могут это делать без отрыва от своей основной деятельности. Например, продолжать работать в школе и учиться в магистратуре. Особенно это может заинтересовать педагогов из многонациональных регионов.

Реформа пенсионного возраста придаёт новый смысл выражению «lifelong education» – обучение на протяжении всей жизни.

Е.А.: Также наше новое направление подготовки для тех, кто получил совсем разное бакалаврское образование и вдруг захотел связать свою жизнь с работой в школе или в другом месте, где требуются педагогические знания.  Здесь можно приобрести умения и навыки, которые связаны с жизнью в многонациональном обществе.

– Какие экзамены нужно сдавать абитуриенту для поступления?

А.А.: В августе и сентябре абитуриенты будут сдавать комплексный письменный экзамен. Им нужно ответить на два вопроса. Один будет посвящён теме педагогики, а второй –  этнологии и религиоведению. Нам важно, чтобы наши абитуриенты имели общее видение этноконфессионального разнообразия России. Педагогический опыт – только плюс. Но мы открыты и для тех, кто желает сменить сферу деятельности и получить педагогическое образование.

– Какие специальные дисциплины станут основой этой научной базы?

А.А:  Помимо базовых дисциплин, общих для всех магистерских программ, мы читаем такие курсы, как «Религиоведение и межконфессиональный диалог», «Этнология и социально-культурная антропология», «Этнокультурное пространство России», «Методология исследования межэтнических и межконфессиональных отношений», «Поликультурное образование», «Интеграция мигрантов и этнических меньшинств средствами образования». Среди дисциплин по выбору – «Конфликтология», «Методика преподавания Основ религиозных культур и светской этики и Основ духовно-нравственной культуры народов России», «Этнокультурное проектирование», «Профилактика экстремизма в образовании», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников и младших школьников», «Гражданское и патриотическое воспитание», «Русский мир и международные отношения» и другие.

Как вы видите, у нас много прикладных дисциплин, но есть и те, которые стимулируют собственные научные исследования.

– В какой научной деятельности может проявить себя магистрант?

А.А:  Он может попробовать себя в изучении этнологии и этносоциологии, применительно к его образовательной организации.  Оценить её многонациональность, проанализировать, какие могут возникнуть конфликтные ситуации или вопросы.

Е.А.: Например, к нам на программу записывается представитель Ханты-Мансийского автономного округа.  Интересно, если он в своей научно-исследовательской деятельности рассмотрит особенности своего региона, изучит, какие народы там живут и какие религии исповедуют. И, в зависимости от этого, предложит траекторию развития для своей образовательной организации. Расскажет, как работать так, чтобы конфликтов на межэтнической и межконфессиональной почве не возникало.

  – Будет ли у студентов возможность проходить практику?

А.А.: Мы имеем несколько видов практик: методическую, культурно-просветительскую, научно-исследовательскую, проектную и педагогическую. У нас довольно много партнерских школ, имеющих многонациональный состав обучающихся. Да и любая московская школа сейчас многонациональная.

Е.А.: Мы делаем много разных проектов, связанных с умением работать в многокультурном сообществе. Это выездные этнографические экспедиции и разного рода международные школы. Например, международная школа русского языка и культуры, куда приезжают дети из разных стран, чтобы изучить русский язык и погрузиться в русскую культуру. Мы будем стараться, чтобы наши магистранты принимали участие в подобных проектах. Потому что это – прекрасная возможность оточить свои навыки и понять, как работать на практике.

Напомним, до 7 сентября вы можете подать документы на новую магистерскую программу заочной формы обучения «Межэтнические и межконфессиональные отношения в образовании».

 

Полина Шубина

Фото: Кристина Буровникова

Центр мультимедийных и печатных СМИ

28 / 06 / 2018

Показать обсуждение