Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте истории и политики МПГУ прошла конференция по проблемам преподавания истории

Институт истории и политики (новости)

26 ноября 2015 года в Институте истории и политики состоялась Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации». Конференция была посвящена памяти заведующего кафедрой методики преподавания истории М.Т. Студеникина (1946 – 2015).

В обсуждении проблем школьного преподавания участвовали специалисты из МПГУ, РАО, МГПУ, МГОУ, КГУ им. К. Э. Циолковского, ФИРО, других высших и средних учебных заведений.

Работа конференции началась с приветственных слов советника при ректорате МПГУ В. Ф. Березина и заместителя директора Института истории и политики А. В. Клименко. После них профессор М. В. Короткова (МПГУ) выступила с докладом о педагогическом наследии профессора Михаила Тимофеевича Студеникина, 25 лет возглавлявшего кафедру методики преподавания истории МПГУ.

Пленарный доклад заведующего кафедрой методики преподавания истории МПГУ профессора Е. Е. Вяземского был посвящен тенденциям развития общего исторического образования в России и проблемам подготовки учителя для средней школы. Эту тему продолжила в докладе заведующая лабораторией общих проблем дидактики ИСРО РАО И. М. Осмоловская, осветившая основные тенденции развития отечественного образования. Поставив ряд актуальных проблем, эти доклады задали тон дальнейшей работы конференции. Затем профессор Л. С. Бахмутова (МПГУ) изложила  теоретические основы проведения урока, а доцент М. Л. Несмелова (МПГУ) развернуто осветила проблемы, возникающие при реализации в школе метапредметных требований Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Дискуссии по докладам были перенесены на заседания секций.

Работа секции № 1 (руководитель – доктор педагогических наук, профессор Е. Е. Вяземский) была посвящена государственной политике в сфере модернизации системы образования и ее влиянию на историческое образование. Значительный интерес участников вызвало обсуждение деятельностного подхода в историческом образовании как научно-методической проблемы по итогам доклада Э. Н. Абдулаева (МГОУ, журнал «Преподавание истории в школе») и рассмотрение специфики игры как способа реализации деятельностного подход в докладе М. А. Боровой (ЧГПУ им. И. Я. Яковлева), а также сообщение А. Е. Кулакова (ФИРО) про разработку мультимедийного сопровождения образовательной области «Духовно-нравственная культура народов России». Ряд важных проблем содержался в выступлениях Е. А. Крючковой (ИСРО РАО) и Н. Ю. Андриановой (РГГУ), посвященных истории российского образования, а также О. А. Гороховой (школа № 2025, МПГУ) и Р. В. Функа (школа № 1741). В заключение руководитель секции Е. Е. Вяземский подвел итоги работы, подчеркнул значимость и глубину поставленных проблем (содержание деятельностного подхода, необходимость реализации историко-культурного стандарта, место учебников с обновленным содержанием в учебном процессе, роль мультимедийных средств обучения в составе, пути реализации ФГОС, проблема историко-культурного стандарта и профильное обучение и др.).

На секции № 2 (руководитель – доктор исторических наук, профессор М. В. Короткова) рассматривалась проблематика использования историко-культурного потенциала музеев Москвы в образовательно-воспитательном процессе школыБыли сделаны доклады, отразившие опыт работы, накопленный школьными и государственными музеями, обсуждены педагогические и организационные проблемы музейной педагогики. С докладами выступали А. А. Карасева, В. Ю. Борисов, Э. Р. Аширов, Т. В. Гудкова, Н. Н. Юркина (МПГУ), Д. П. Сафин (школа № 950), Т. Ю. Макарова (ЦО № 1491), Е. Ю. Покусаева (Раменский историко-художественный музей) и М. В. Моисеев (Музей археологии Москвы).

Наиболее представительной по числу участников была секция № 3 (руководитель – кандидат педагогических наук, доцент М. Л. Несмелова), посвященная актуальным проблемам преподавания истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования. Большой интерес вызвало сообщение И. Ю. Синельникова (ИСРО РАО) о степени готовности школьного исторического образования к реализации требований ФГОС по формированию у обучающихся предметных, метапредметных и личностных компетенций. А. Я. Орловский (гимназия № 1505) поделился опытом по конструированию учебных программ по истории, Л. П. Борзова (ИСРО РАО) – методиками использования современных наглядных средств обучения, А. Т. Стырин (КГУ им. К. Э. Циолковского) – практическими наработками по подготовке студентов к профессии учителя, Т. В. Коваль (ИСРО РАО) – размышлениями о формировании политических ценностей в курсе обществознания, Ю. В. Романов (МПГУ) – некоторыми подходами к преподаванию обществознания. Ряд важных вопросов поднимался в выступлениях Е. П. Куренышевой и Н. С. Дергачевой (МПГУ), Р. Г. Хасанова (школа № 1222). Широкое обсуждение вызвали проблемные доклады И. В. Мысливченко (школа № 2065) и А. В. Серкина (гимназия № 1567), обративших внимание на особенности подготовки школьников и проведения ЕГЭ по обществознанию. Участники секционной работы в открытой эмоциональной дискуссии обсудили актуальные педагогические проблемы, связанные с формированием личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, организацией работы с понятийным аппаратом и наглядным материалом, использованием игровых технологий и воспитательных ситуаций на уроках истории и обществознания, с эффективностью ГИА-ОГЭ и ЕГЭ как инструментов оценивания результатов предметного обучения по предметам социально-гуманитарного цикла.

Общим итогом дискуссии стало мнение о том, что работа по внедрению требований ФГОС в основной и старшей школе находится только в самом начале и требует особых усилий не только школьных педагогов, но также ученых, методистов и управленцев сферы общего образования.

Участники итогового заседания отметили актуальность, теоретическую и практическую значимость основных докладов на пленарном и секционных заседаниях, приняли участие в дискуссии по существу поднятых проблем. Было высказано единодушное мнение, что подобные конференции с участием педагогов из региональных педагогических и классических университетов необходимо проводить чаще. Участники конференции высказали благодарность администрации Института за поддержку идеи и практическую реализацию замысла конференции.

Институт истории и политики МПГУ – инициатор и организатор научных конференций самой различной тематики. Так, 6 ноября на базе Института состоялась конференция, посвященная историческому месту советского общества, а уже 5 декабря пройдет конференция, темой которой станет интеллектуальная история Средневековья.

Институт истории и политики

Видеозаписи выступлений пленарного заседаний

Программа конференции “Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации” (pdf)

28 / 11 / 2015

Показать обсуждение