Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Интервью с фотографом Вивиан дель Рио: «Я вижу цвет, потому, что я на него настроена»

Кафедра декоративно-прикладного искусства (новости)

Автор книги и серии фотографий «Бессознательная живопись» Вивиан дель Рио рассказывает об источниках вдохновения, детстве в Гаване и взаимодействии хаоса и порядка в городском пространстве. Вивиан дель Рио — художник, фотограф, член Московского союза художников и союза Фотохудожников России, преподаватель Школы визуальных искусств, лауреат конкурса «Серебряная камера 2014», неоднократно выставлялась на персональных и групповых выставках. Работы в частных коллекциях,  коллекции “Русского музея” в Санкт-Петербурге, Калужского музея изобразительных искусств и Мультимедия Арт Музее (МАММ) в Москве.

   В Ваших работах серая и тусклая Москва представлена яркими красками. Расскажите, что больше всего повлияло на Ваше восприятие реальности? 

С самой первой моей выставки я слышала вопрос: «Почему у вас все такое цветное? Москва же серая. Это фотошоп!». Думаю, дело в том, что детство мое прошло в Гаване, где все очень ярко, а солнце светит круглый год. В своих работах я ищу то, к чему я так привыкла с детства и чего мне так недостает в визуальном восприятии действительности — цвет. Где бы я ни была, я ищу цветные фрагменты и фиксирую их с помощью фотоаппарата. Я вижу цвет, потому, что я на него настроена. Поняв это, я даже начала преподавать, учить других людей видеть цвет. Мои фотографии – это кусочки мозаики, из которых я собираю свой собственный мир.

 

—    Как Вы думаете, какова роль цвета в жизни человека?

Это сложный вопрос. То, что мы называем цветом это способность нашего мозга улавливать и распознавать волны определенной длины. Причем, у разных людей разные возможности.  Так или иначе, выбор тех или других цветов зависит от психологического состояния человека. Ну и сам цвет имеет огромное влияние на нашу психику.

 

— Вивиан, расскажите, чему посвящена серия работ и книга «Бессознательная живопись»?

— По большому счету, это документальная серия фотографий. Я зафиксировала результат процесса, когда люди пишут или рисуют что-то на стенах домов, а коммунальные службы эти надписи пытаются уничтожить. В основном, затронуто время, когда  мэром Москвы был Юрий Лужков. Он, видимо, хотел сделать город менее серым, и для этого приказал  коммунальным службам закупить яркие краски.  Но целиком дома в эти цвета почему-то не красили, а краски стали использовать по мере надобности: чтобы где-то что-то подремонтировать или закрасить. Причем, по цвету почти никто ничего не подбирал.  Я много раз наблюдала, как женщина-надзиратель гоняет рабочих и  они очень быстро, почти не думая, закрашивают надписи той краской, какая есть в руках. Иногда закрашивают лежащие или наклеенные предметы (перчатки, объявления) – получаются настоящие инсталляции. Цветные прямоугольники еще больше привлекают внимание и на них снова появляются надписи. Кажется, что этот процесс бесконечен. Образуются слои цветных фрагментов, кое-где даже с кракелюрами от толщины краски. Я назвала это явление «бессознательная живопись», потому, что авторы процесса об искусстве не думают. Я же выбираю наиболее интересные фрагменты и сочетания и фиксирую их, сочинив композицию. В этих уличных фрагментах можно увидеть отсыл к работам известных   художников: Ротко, Поллока, Кандинского, Малевича, Ньюмана и других. Это своего рода ироничная игра в постмодернизм. Здесь есть и очень экспрессивные работы и тонко выписанные. Когда привозили в Москву того же Ротко, была огромная очередь к картинам. А мимо «бессознательной живописи» на домах проходят толпы и никто ее не замечает.

К счастью для города, этот процесс сейчас почти прекратился, он есть, но не в таких масштабах как раньше. Мне недавно рассказали очень интересную историю: один из новоизбранных мэров Нью-Йорка первым делом распорядился привести в порядок подземку, куда нормальные жители города боялись даже спускаться — покрасить, почистить, покрыть новым кафелем. Его спрашивали: «Каким образом это поможет?». Он отвечал, что когда обстановка не располагает, то люди и не совершают маргинальных действий. Так и у нас, когда красят целиком дома, или хотя бы первые этажи, то надписи появляются реже. Но как только возник первый закрашенный прямоугольничек, всё, процесс пошел.

 

— Расскажите, как люди реагируют на вашу серию?

Многие не понимают, что это фотографии, им кажется, что это просто абстрактная живопись. Некоторые пытаются потрогать, несмотря на то, что  отпечатки обычно экспонируются под стеклом.  На выставке в Берлине мне пришлось объяснять немцам на английском, что это не живопись, и не фотография живописи. Они все равно не верили: «Стены? Вы специально рисовали на стенах? Не вы?». И я снова и снова рассказывала про коммунальные службы и надписи. Но немцам было сложно понять, почему если дом желтый, то его закрашивают синим и розовым? Отчаявшись, я показала им знаки на снимках, означающие, что здесь проходит газовая труба, канализация или еще какие-то коммуникации. Только тогда они поняли. Забавно, что большинству фотографов тоже непонятна эта серия. Они не видят отсыла к авангардной живописи, для них это плоские стены и все.

 

— В описании одной из школ фотографии есть методика ежедневных прогулок по живописным местам с возможностью сделать только одну фотографию. Вам нравится такая методика?

— Я думаю, что не нужно сдерживать или ограничивать себя, а наоборот, нужно снимать все подряд. Надо быть жадным. Все-таки фотография – это искусство отбора и надо иметь из чего выбирать. Хотя, конечно, у каждого свой метод и свой путь. Главное, понимать что и зачем снимаешь.

 

— Вивиан, где Вы ищете вдохновение?

Абсолютно везде. Особенно, когда что-то тянется бесконечно, например дорога. У меня, видимо,  гиперреактивность, я  долго не могу терпеть скуку, начинаю что-нибудь выдумывать и снимаю, снимаю, снимаю, даже на телефон.

Бывает, что еду в метро, устаю читать и начинаю разглядывать людей. Однажды я увидела, что люди напротив симметрично делают какие-то движения: мужчина и девушка, сидящие через двух людей друг от друга, симметрично достают бутылки, симметрично открывают их, пьют и закрывают; другие попутчики симметрично достают айфоны и наушники, двое других одновременно перекидывают ногу через колено. Дальше я продолжаю додумывать, что это мог бы быть танец,  который так начинается. Это могло бы стать сюжетом для короткометражки. Но я ничего с этим не делаю, потому что не хватит жизни успеть реализовать все идеи.

 

— Расскажите, что и где Вы преподаете?

Я часто выступаю с лекциями и мастер-классами на фото-фестивалях и в разных фото-институциях. У меня есть курс «Цвет в современной фотографии», который я веду вот уже третий год в Школе визуальных искусств на Винзаводе. Мой девиз: «Я не учу фотографов рисовать, я их заставляю». И не надо пугаться. Мои ученики – фотографы, которые никогда не держали кисть в руке. Курс рассчитан именно на них. Я собрала в нем все самое полезное из своего опыта. Недавно меня пригласили вести курс «Фотография и цвет» в  Центре художественных практик МПГУ. Надеюсь на  интересное общение с новой аудиторией.

27 / 04 / 2016

Показать обсуждение