Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

К юбилею Андрея Тарковского

Новости МПГУ

 

4 апреля исполняется 90 лет со дня рождения классика мирового кино Андрея Тарковского.

Его поклонники живут на всех континентах, его фильмы изучают в киношколах по всему миру. Влияние Тарковского на мировой кинематограф трудно переоценить, и можно без сомнения сказать, что Тарковский – гордость отечественного кинематографа.

4 апреля к 90-летию режиссера в МПГУ прошел ректорский кинолекторий “Беседа о фильме «Зеркало»: вопросы и ответы”.

Несмотря на всемирную славу Тарковского, его творчество остается во многом непознанной территорией для критического анализа и теоретического размышления о кино. Нет ни одного общего путеводителя по его картинам как произведениям киноискусства, которые стремятся скорее ставить вопросы, чем давать четко сформулированные и образно зашифрованные ответы.

Сила фильмов Тарковского не в том, что они улавливают «потаенное присутствие» природы России или какой-либо абстракции, а в том, как они из стихий кино создают условия совершенно нового чувственного опыта, доступного лишь зрителю, находящемуся перед экраном.

Самой спорной и непривычной работой Тарковского считается «Зеркало». В оценках картины не было «золотой середины»: – они выставлялись как абсолютный восторг или полное отрицание.

«Зеркало» – не какая-то случайная работа Тарковского. Картина по-своему наследует достаточно протяженный во времени и разнообразный художественный опыт. Замысел «Зеркала» сам режиссер изложил в статье 1964 года.

«Самые прекрасные воспоминания – это воспоминания детства. Правда, память требует определенной обработки, прежде чем она станет основой художественного прошлого… Я уверен, что на такого рода свойствах памяти можно разработать весьма своеобразный принцип, который послужил бы основой для создания в высшей степени интересного фильма»[1].

Нужно всегда помнить, что во всяком произведении искусства воссоздан новый мир, и наша главная задача – как можно подробнее узнать этот мир, впервые открывающийся нам и никак впрямую не связанный с теми мирами, что мы знали прежде. Этот мир нужно подробно изучить – тогда и только тогда мы сможем начать думать о его связях с другими мирами, другими областями знания.

Задолго до съемок «Зеркала» Тарковский спрашивал себя, как быть: «с миром внутренних представлений человека, как воспроизводить то, что человек видит внутри себя?» И отвечал: «… это вполне возможно… «сновидения» на экране должны складываться из тех же, четких, точно видимых, натуральных форм самой жизни»[2].

«Зеркало» снято выдающимся оператором Георгием Рербергом в цвете, с особым ощущением предметности, вещественности мира, что окружает человека. Некоторые кадры похожи на живые натюрморты. Даже в ребячьих сновидениях, снятых рапидом, где движения замедленны и люди летают (как во сне), изображение остается реальным, предмет – предметом, вещь – вещью, подобно занавеске, что выгибается внутрь комнаты, или буханке хорошо пропеченного хлеба, что от ветра катится по столу.

Подчас самые что ни на есть «натуральные формы», замкнутые в причудливой цепочке кадров, могут выглядеть как ребус, требовать расшифровки.

Напрасно стали бы мы считать число удачных и неудачных эпизодов, сцен и кадров, чтобы оценить фильм в целом. Важнее было попытаться проследить путь авторского замысла. Путь, достаточно причудливый, неординарный, но не лежащий в стороне от основных кинематографических дорог.

Пожалуй, лучшая рецензия на фильм содержится внутри него и предлагает нам разгадку того, что происходит на экране: «разгадку поэзией» отца режиссера – Арсения Тарковского.

Живите в доме –
и не рухнет дом.
Я вызову любое из столетий.
Войду в него
И дом построю в нем.

Именно поэтому, мысль о доме как о родном очаге, частице родины становится сквозной темой картины. Очевидно, что суть некоторых явлений нашей жизни можно постичь только на собственном опыте. Отсюда мы наблюдаем свободное вхождения героя в свое детство, войну, современность.

Новые социальные и экономические условия, новые технологии создают и новую психологию, и новую эстетику людей, создают новое общество, в результате чего, наяду с несомненно имеющим место переосмыслением предыдущего опыта культуры, возникают и, не могут не возникнуть новые смыслы, новые сюжеты, новое искусство. И чем ближе искусство связано с жизнью, тем оно свежее, живее и оригинальнее.

Наследие Тарковского – семь с половиной фильмов – много это или мало? С годами зрителей, проявляющих интерес к творчеству режиссера, становится все больше и сейчас мы можем с уверенностью говорить, что семь с половиной картин Тарковского – это вселенная.

 


[1] Когда фильм окончен. – М.: Искусство, 1964. – С. 161 – 162.

[2] Вопросы киноискусства. Наука. – 1967. – № 10. – С. 90.

31 / 03 / 2022

Показать обсуждение