Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Круглый стол в Узбекистане. День третий

Новости образования

Круглый стол в Узбекистане. День последний, воскресенье, 16.10.2016.

Поездка к предгорьям Тянь-Шаня.

Во время любой конференции или круглого стола в живом общении с участниками появляются контакты и темы, которые невозможно спланировать заранее и которые по-новому раскрывают обсуждаемые проблемы. Так случилось и на нашем круглом столе. В процессе работы мы познакомились с профессионалами, которые пришли на него без сообщений, но с чувством, что идеи Л.С. Выготского присутствуют в их деятельности.

16 октября состоялось продолжение круглого стола в рамках творческой встречи по инициативе общественных организаций г. Ташкента: “Ассоциации психологов Узбекистана” (рук. Исакова Шаира); “Международного женского фонда “Шакр Айли” (врач-психотерапевт Махмудова Гульнора), “Городского наркологического диспансера” (врач-нарколог, зав. отделением подростковой службы Музаффарова Лилия).

Как выяснилось в беседе, слушая сообщения и их обсуждение на круглом столе, они убедились в том, что часто ориентируются в своей деятельности на ключевые понятия и принципы культурно-исторической теории. Все они ведут общественную работу, стремясь внести вклад в развитие образовательного пространства своей страны. Они обратились к нам с приглашением расширить и углубить обсуждение тем, которые их волнуют, после конференции в воскресенье в неформальной обстановке. Мы также были приглашены в дом семьи с необычным опытом воспитания детей. Этот опыт также, по мнению наших собеседниц, связан с теорией развития Л.С. Выготского.

Наша группа в составе преподавателей кафедры психологии доктора психологических наук, профессора Морозюк С.Н., кандидата психологических наук, профессора Поповой Л.В., кандидата психологических наук, доцента Горбенко И.А., кандидата педагогических наук Володиной С.А., кандидата психологических наук, доцента Филиппова С.П. приняла это приглашение и в воскресенье с утра перед нашим отъездом в Москву отправилась в небольшое местечко в полутора часах езды от Ташкента. Всю дорогу туда и обратно мы обсуждали конкретные аспекты образовательной работы этих профессионалок, помогая выявить скрытые возможности тех или иных социальных ситуаций развития, перспективы использования зоны ближайшего развития в их деятельности.

Нас привезли в небольшой аккуратный деревянный домик, который семья построила и оборудовала своими руками вместе со своими детьми. Место было выбрано как экологически благоприятное для детей – чистый горный воздух, собственные овощи и фрукты. Их двое детей, дочь и сын, ни одного дня не учились в школе. Образованием детей занимались только родители. Мы получили уникальную возможность познакомиться с результатами довольно новой формы образования, которая стала пользоваться сейчас популярностью в России, – домашним обучением. Опыт этой семьи уникален по нескольким причинам. Их дети уже взрослые люди, которые нашли свое место в жизни и реализуют свои высокие способности. Дочь и сын экстерном получили свидетельства об успешном окончании школы, оба говорят на нескольких языках, играют на разных музыкальных инструментах, пишут стихи, рисуют картины, овладели рядом строительных специальностей. В более ранние годы они с удовольствием и успехом помогали своим сверстникам по различным предметам – от родного языка до физики и математики. Они владеют современными информационными технологиями и постоянно пользуются ими в практической деятельности. Мы пообщались с сыном, юношей двадцати четырех лет, который также прочитал нам свои стихи. В его поведение проявляются прекрасные личностные качества: дружелюбие, спокойствие, уверенность в себе, оно пронизано духовностью.

Родители, высокообразованные люди, осознанно приняли решение о домашнем обучении детей. Имея ограниченную информацию о культурно-исторической теории Л.С. Выготского, они воплощали в жизнь ряд ее положений. Обучение основывалось на постоянной совместной деятельности детей и взрослых, на систематической ориентации на будущий день ребенка, то есть, по сути, на ближайшую зону развития. Опыт данной семьи раскрывает потенциал домашнего обучения и ставит важные вопросы по условиям его применения. Безусловно, он нуждается в дальнейшем осмыслении.

Мы благодарны Судьбе за такие уникальные встречи!

Профессор кафедры психологии Попова Л.В.

 

 

17 / 10 / 2016

Показать обсуждение