Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МАРТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ В ИНСТИТУТЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ. Пленарный доклад доктора филологических наук, профессора, заведующего кафедрой грамматики английского языка ИИЯ МПГУ М.Я. Блоха (основные положения)

Наука

БЛОХ МАРК ЯКОВЛЕВИЧ,

доктор филол. наук, проф.,

заведующий кафедрой грамматики

английского языка

Института иностранных языков

Московского педагогического

государственного университета

 

ТРИ РЕВОЛЮЦИИ В ЯЗЫКОЗНАНИИ И ДИСКУРСОЛОГИЯ КАК ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ГРАММАТИКИ

В докладе рассматривается обобщенное учение о тексте.

Это учение выдвинуто как результат прохождения современным языкознанием (с конца XIX века по настоящее время) трех коренных преобразований, названных автором «революциями», и основано на выделении его структурно-семантической единицы.

Первая революция касалась слова и дала современную оппозиционную фонологию и морфологию. Вторая касалась предложения и дала современный парадигматический синтаксис. Третья революция касается текста в целом и завершается открытием универсальной текстовой единицы, осуществленном автором настоящей работы и названной им «высказыванием» или на терминологической латыни «диктемой». Диктема формирует в языке верхний уровень сегментных единиц языка, разворачивающий строй текста, как тематически (топикально) детерминированную речь. Тем самым,  к традиционной двухчастной грамматике (грамматика слова – морфология, II век до нашей эры, Александрия; грамматика предложения – синтаксис, II  век нашей эры, Александрия) добавляется третья часть в виде грамматики диктемы, строящей текст в целом своими четырьмя главными функциями – номинацией (называние объектов), предикацией (отнесение объектов к действительности), тематизацией или топикализацией (смысловая семантика высказываний и текста в целом), стилизацией (жанрово-стилевое оформление высказываний и текста в целом). Эта, третья, часть грамматики получает название «дискурсология», подчеркивающее динамику текстообразования.

Особое место в дискурсологии получают авторские теории жанровой-стилевой дифференциации языка (жанр – целеполагание текста, стиль – выразительность текста) и природного разделения языка народа на язык речевого общения и язык литературно-художественного творчества. Активное взаимодействие этих двух главных вариантов общенародного языка оказывается мощным фактором языкового развития народа.

 

 

 

30 / 03 / 2021

Показать обсуждение