Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Международный научно-практический конгресс «Дети в душевной беде. Травмапедагогика» в МПГУ

Новости МПГУ

С 15 по 17 ноября в МПГУ проходил Международный научно-практический конгресс «Дети в душевной беде. Травмапедагогика». Детские психические травмы и их последствия. Роль гражданского общества и науки в профилактике и реабилитации». Организаторами Конгресса выступил Германо-Российский Социальный форум «Петербургского диалога» в партнерстве с общественной организацией “Громадсько коалиция допомоги” (Украина), “Центра свободной педагогики” и общественной организации «Цисарткела» (Грузия). Главным партнером Конгресса, на площадке которого проходили все мероприятия, стал МПГУ, собравший несколько сотен участников из Германии, Украины, Республики Молдовы, Грузии, Армении, Кыргыстана, более 30 регионов нашей страны – от Москвы до Владивостока.

Торжественное открытие Конгресса прошло 15 ноября в Ленинской аудитории Главного корпуса МПГУ. Организаторы и руководители Социального форума Анне Хофинга и к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Т. Н. Исаева, открывая мероприятие, обозначили важность профессионального общения в области педагогики травмы, получившей развитие и широкое распространение в XXI веке в Германии и мало известного направления в России. В тематическом плане Конгресс рассматривался как обмен опытом и обсуждение последствий душевных травм в детском и подростковом возрасте, а также как передача знаний и навыков по их проработке методами педагогики травмы.

С приветственными словами к собравшимся обратился ректор, д.и.н., член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков. Он отметил очень давние культурные связи России и Германии. Тема детства, целостности личности красной нитью проходит через творчество мыслителей обеих стран, и поэтому особенно важно, обращаясь к их наследию, создавать новые направления совместной работы для помощи пережившим серьезные стрессовые ситуации.

С открытием работы участников Конгресса поздравил Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в России господин Рюдигер фон Фрич Зеенхаузен. Обратившись к истории ХХ века, он назвал его веком катастроф, последствия которых довлеют над целыми народами и поколениями. И именно поэтому так важна консолидация научного сообщества, чья работа позволит не только изучить глубину этих последствий, но и помочь, в деле предотвращения глобальных конфликтов. От имени украинских коллег выступила Т.Н. Блекот (общественная организация “Громадьська коалиция допомоги”, г. Киев). Она поблагодарила за приглашение и отметила, что социальная тематика – поле для продуктивного диалога специалистов разных областей для облегчения жизни страдающих детей. Представитель грузинской делегации М.Н. Шостак (Центр свободной педагогики, г. Тбилиси) в своем выступлении сказала о том, что проблема психологической травмы в современном мире приобретает все больший размах и уже становится проблемой социальной, поэтому поиск методов нивелирования ее последствий должен стать направлений совместной работы.

О высоком интересе к работе Конгресса сказал заместитель начальника воспитательной и социальной работы с осужденными ФСИН России Юрий Петрович Сибиль; он пожелал собравшимся успехов в разработке методик, способных помочь возвращению осужденных к социально адекватной жизни. Также были зачитаны приветственные слова Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко, Уполномоченного по правам человека при Президенте РФ Т.Н. Москальковой, Председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, патрона Социального Форума М.А. Федотова.

Первый доклад как введение в педагогику травмы был сделан Аннеттой Штрек-Фишер (Высшая школа психоаналитики, г. Берлин). В нем она раскрыла специфику работы с травмированными детьми, уделив большое внимание нейробиологическому аспекту: включению цепи эндокринных, нейрохимических и психофизиологических процессов, которые в конечном итоге влияют на когнитивные способности человека.

После вводного доклада А. Штрек-Фишер актуальную ситуацию помощи травмированным детям в России, Грузии, Украины в своих выступлениях осветили Е.Л. Альшанская (Президент БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам», член ОПРФ), М.С. Свир (координаторы проекта Травли.net БФ «Галчонок»), Т.Н. Блекот (общественная организация “Громадьська коалиция допомоги”, г. Киев), Л.Г. Пыжьянова (к.псих.н., экс-заместитель директора Центра экстренной помощи МЧС России, психолог детского хосписа «Дом с Маяком», г. Москва), А.С. Обухов (к.психол.н., профессор, ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ, г. Москва).

Последующие два дня конгресса проходили на базе дефектологического факультета Института детства. В пленарных докладах ведущих экспертов Германии в по травмапедагогики Л. Малле (объединение «Друзья искусства воспитания» Р.Штайнера), Е. Расс (детский и молодежный психотерапевт, Гейдельберг), Ю. Биалек (Институт травмапедагогики Северной Германии), М. Штраубе (Международный институт для неотложной педагогической помощи и травмапедагогики, г.Карлсруе), А. Кик (Институт медицинской этики, основ и методов психотерапии и культуры здоровья, (IEPG), г. Маннгейм) был раскрыт механизм возникновения психологической травмы, представлены методические подходы по устранению посттравматических состояний у детей и подростков.

Отличительной особенностью Конгресса стала организация и проведение большого количества мастер-классов. Участники 38 мастер-классов, проводимых немецкими и российскими специалистами, смогли познакомиться с разнообразием практических методов работы с детской травмой и прежде всего средствами художественной деятельности и искусства: музыкой, лепкой, живописью, рисованием, театром, рассказыванием историй, сказок.

На научной секции, проходившей под руководством к.псих.н. Р.В. Кадырова, (ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет» Минздрава России г. Владивосток) и ст. преподавателя кафедры психологической антропологии Института детства Е.В. Казенной, обсуждались актуальные вопросы психологической помощи детям и подросткам, пережившим травматический опыт.

На научной секции «Нарушение как переживание травмы», руководителями которой были к.п.н., доцент кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Т.Н. Исаева и руководитель интегрированного театра КРУГ II А.Б. Афонин, докладчики касались причин, усугубляющих личностно-эмоциональное состояние ребенка с ограничениями. Экспертом научной секции был актер интегрированного театра КРУГ II Александр Довгань, переживший травму в 11 лет. Справляться с возникшими внутренними душевными переживаниями и поверить в собственные силы, стать успешным ему помогло творчество, а именно его работа в театре.

В рамках панельной дискуссии 17 ноября участники не только поделились впечатлением о работе, но и высказали свои предложения. Озвученное свидетельствовало о высоком интересе к такому направлению, как травмапедагогика и запросу российских специалистов на информацию о методиках работы, конкретных практиках и возможности участия в треннинговых программах по повышению квалификации в области работы с посттравматическими расстройствами. Неоднократно звучали слова о значимости того факта, что мероприятие проводится в стенах педагогического вуза, и что это может стать хорошим началом для разработки программ по обучению педагогов работе с травмированными детьми, а также привлечению внимания общества к снижению травма опасных ситуаций.

По словам И.Н. Исаевой, работа Конгресса выстроилась по трем направлениям: психотерапевтическое, нейробиологическое и гуманистическое – именно в таких аспектах рассматривался обсуждаемый феномен, а МПГУ стал площадкой для объединения не просто специалистов, а социально активных людей. Такое начинание необходимо поддерживать и развивать.

В рамках закрытия форума оргкомитет в лице А. Хофинга горячо поблагодарил руководство дефектологического факультета Института детства; кафедру олигофренопедагогики и специальной психологии, особо отметив студентов кафедры – волонтеров; сотрудников кафедры психологической антропологии и технические службы университета за поддержку проекта.

Доцент кафедры психологической антропологии
Института детства
И.С. Конрад,

Доцент кафедры олигофрендопедагогики и специальной психологии
Института детства
Т.Н. Исаева

Фото: Н.О.Богданова, С.Л.Савин, А.А. Каменщикова

Программа

 

 

20 / 11 / 2018

Показать обсуждение