Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

III Международный культурно-образовательный Форум «Детство: самоценность настоящего»

Новости МПГУ

19-20 декабря на базе Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена в Санкт-Петербурге проходит III Международный  культурно-образовательный Форум «Детство:  самоценность настоящего».

Целью Международного форума является обсуждение в рамках профессионального сообщества проблем формирования новой, междисциплинарной науки о Детстве, образовательных практик работы с Детством, подготовки педагога к взаимодействию с современным детством. Задача Форума  – создать пространство для коммуникации всех заинтетерсованных участников многовекторного диалога: преподавателей, ученых, молодых иссследователей, педагогов-практиков и – детей.

Сопредседателями программного комитета Форума стали  ректор РГПУ им.А.И.Герцена Сергей Тарасов и председатель Федерального  учебно-методического объединения в сфере высшего образования по УГСН 44.00.00 «Образование и педагогические науки» член-корреспондент РАО Елена Казакова. Среди членов програмного комитета – ряд видных специалистов в этой сфере педагогики: профессор РГПУ им.А.И.Герцена Александра Гогоберидзе, начальник  управления взаимодействия  с педагогическими вузами  Академии Министерства просвещения России Инна Головина, завлабораторией дошкольного образования Института возрастной физиологии РАО Елена Изотова, директор Института психологии и образования  КФУ  Айдар Калимуллин, доцент Ирина Кондракова, ректор МГППУ Аркадий Марголис, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ Маргарита Парамонова.

Планируемые к обсуждению  вопросы – достижения и проблемы российской системы подготовки педагогов дошкольного и начального образования; стратегия их подготовки в соответствии с национальными  целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технического развития и с учетом актуальной исследовательской  повестки в сфере образования; роль педагога дошкольного образования и учителя начальных классов как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений России.

В рамках Форума 19 декабря перед его участниками с докладом на тему «Историко-педагогические традиции подготовки специалистов для работы с детьми. Московская научная школа» выступил  ректор МПГУ академик РАО Алексей Лубков. В самом начале своего выступления Алексей Лубков отметил неразрывную связь двух ведущих педагогических университетов страны, отмечающих в 2022 году каждый свой юбилей – 225 лет РГПУ им.А.И.Герцена и 150 лет – МПГУ. Поздравив коллег, ректор МПГУ перешел к теме доклада, отметив, что  «еще в начале ХХ века, когда в стране начали появляться различные типы дошкольных учреждений, возникла очевидная необходимость в разработке содержания методов подготовки специалистов для работы в них. И поэтому на  Московских высших женских курсах в 1909 году было открыто одногодичное отделение по подготовке руководительниц детских садов. В это же время обсуждалась и проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Создание в 1921 году во Втором МГУ  педагогического факультета послужило отправной точкой для развития системы подготовки кадров для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста на основе фундаментальной университетской базы. Экспериментальные и теоретические разработки преподавателей дошкольного отделения МПГУ (МГПИ) послужили основой для  первых программ детского сада, учреждений среднего специального и высшего образования педагогов дошкольного профиля. А чуть позднее – и для создания учебно-методических пособий и учебников для студентов и практических работников.

Гуманистические основы воспитания, характерные для московской научной школы, закладывались еще в те далекие годы. В МПГУ (Втором МГУ) с первых лет работы дошкольного отделения сложилась традиция основательной общеобразовательной подготовки. К середине XX века в России сложилась уникальная система подготовки специалистов дошкольных учреждений. Эта система  включала в себя  вузы с дошкольными отделениями, педагогические техникумы, школы с педагогическим уклоном, долгосрочные и краткосрочные курсы.

Московская школа всегда характеризовалась большой ориентированностью на практические методы подготовки педагогов, гибкостью и быстротой реагирования на социально-политическую ситуацию в стране. Многие направления научно-исследовательской работы кафедры дошкольной педагогики были определены как социальный заказ и нашли дальнейшее отражение в научных и методических разработках преподавателей. Дошкольное отделение, а затем Факультет дошкольного воспитания и сейчас – Факультет дошкольной педагогики и психологии,  всегда работали в тесном контакте с вышестоящими профильными структурами. Изначально – с руководителями Дошкольного отдела Наркомпроса и Управления по дошкольному воспитанию, а сегодня – с Департаментом государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России.  И в наше время факультет  участвует в решении актуальных задач государственной политики в сфере дошкольного образования».

20 декабря 2022 года Международный форум продолжит свою работу.

19 / 12 / 2022

Показать обсуждение