Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

МПГУ начинает готовить госпитальных педагогов

Новости МПГУ

Институт детства МПГУ объявляет набор на новую магистерскую программу «Госпитальная педагогика». Ее выпускники смогут обучать детей, находящихся в больницах на длительном лечении. Об особенностях программы рассказывает ее руководитель, заведующая кафедрой психологической антропологии, доктор педагогических наук, профессор Ирина Демакова. 

– Ирина Дмитриевна, как возникла идея магистерской программы?

– Идея вызревала несколько лет, и к открытию программы привели разные обстоятельства. Самым значимым, как в любом деле, оказался человеческий фактор: вместе собрались люди, которым небезразличны судьбы детей, находящихся на длительном лечении.

Идейный вдохновитель программы – Евгений Александрович Ямбург, директор московской школы № 109, один из инициаторов создания и развития системы госпитальных школ в России. Он выпускник МПГУ, а сотрудничество с выдающимися выпускниками – давняя традиция нашего университета и его молодой ветви – Института детства. Ежегодно Евгений Александрович читает нашим студентам открытые лекции о стратегии и тактике развития образования в ХХI веке, о том, какого педагога ждут в школах, каким должен быть учитель будущего.

Создавая программу, мы исходили из запросов родителей, школьных педагогов и администраторов. В прошлом году наша кафедра организовала программу повышения квалификации «Навигация и консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями», обучение прошли около 1100 специалистов в сфере образования, и наиболее часто звучал вопрос о психолого-педагогической поддержке, сопровождении детей, находящихся на длительном лечении.

В регионах активно распространяется модель образовательного проекта «УчимЗнаем» https://uchimznaem.ru/ – уже открыто 35 госпитальных школ. Так что специалисты по госпитальной педагогике необходимы.

Замысел магистерской программы созвучен целям и задачам, заложенным в программе развития кафедры психологической антропологии до 2025 года. Поддержку и сопровождение детей с различными образовательными потребностями мы рассматриваем как перспективное направление подготовки педагогов.

– Кто разрабатывал программу? Какие организации стали партнерами МПГУ в предстоящей подготовке магистрантов?

– Над программой работала команда, состоящая не только из преподавателей МПГУ.

Сейчас в нее входят, во-первых, С.В. Шариков, руководитель проектного офиса «УчимЗнаем», и его коллеги.

Институт детства имеет давнюю историю сотрудничества с проектным офисом «УчимЗнаем» – год создания кафедры психологической антропологии совпадает с годом появления проекта «УчимЗнаем». Между нами много общего, но самое главное – наш подход основывается на детоцентризме и гуманистических принципах педагогики. Мы одинаково понимаем конечную цель нашей магистратуры – подготовку Специалиста для Ребенка.

Во-вторых, это профессорско-преподавательский состав кафедры психологической антропологии, среди которых: Л.Б Шнейдер (ведущий специалист страны по проблемам психологии семьи), Г.В. Семья (психология деинституализации сиротства), А.С. Обухов (вопросы развития исследовательской деятельности учащихся), Е.В. Трифонова (психология игровой деятельности) и другие коллеги.

В-третьих, это специалисты в области дефектологии –  представители дефектологического факультета Института детства А.А. Алмазова, Т.А. Соловьева, Е.В. Кулакова.

И, в-четвертых, конечно же, невозможно представить реализацию программы «Госпитальная педагогика» без медицинских основ. Поэтому привлечены специалисты кафедры анатомии, физиологии и клинических основ дефектологии МПГУ.

В реализации программы будут участвовать и другие вузы, с которыми мы сотрудничаем, – МГППУ, ВШЭ.

Еще один наш партнер, о котором стоит упомянуть, – Реабилитационный центр Дом «В гостях у Незнайки». Это проект, в котором создаются условия для успешной реабилитации детей-сирот, проходящих лечение в Российской детской клинической больнице. Научный руководитель – В.К.Зарецкий, с которым нас связывают годы дружбы. Студенты дефектологического факультета всегда участвуют в мероприятиях, которые организуют учащиеся этого Центра.

– Расскажите о содержании и структуре магистерской программы, об основных учебных курсах.

– Программа «Госпитальная педагогика» соответствует требованиям к уровню современной магистратуры, в ней есть базовая часть и вариативные блоки.

Содержание построено так, чтобы в полной мере охватить различные аспекты, которые важно знать специалисту, работающему с детьми в условиях стационара и амбулаторного лечения. Дается глубокий обзор психолого-педагогического блока научной литературы, связанной с психологией и образованием таких детей. Ряд дисциплин касается поддержки и сопровождения семьи ребенка. Отдельный блок посвящен специфике образовательной деятельности детей разных нозологических групп – ведь в условиях стационара могут оказаться дети с ОВЗ.

Заболевание не только влияет на повседневную жизнь ребенка, но может воздействовать и на его психическое состояние, поэтому сложно представить программу магистратуры по госпитальной педагогике без медицинского блока. Наш выпускник должен уметь взаимодействовать с ребенком любого уровня мотивации, поэтому будем знакомить студентов с различными ресурсами, помогающими работать с высокомотивированными детьми, – это научно-исследовательские площадки, Корчаковский центр, лагерь «Наш дом» и другие.

Отдельная дисциплина затрагивает вопросы профессионального выгорания в условиях госпитальной педагогики (автор Л.Б.Шнейдер). Специалисту важно знать, как сохранить оптимизм, позитивное отношение к жизни и собственное эмоциональное благополучие, сталкиваясь лицом к лицу с вопросами жизни и смерти.

Пребывание в условиях стационара – травматичный и нетипичный опыт для ребенка, кризисная, экстремальная ситуация. Нашим выпускникам необходимо знать основы организации психологического сопровождения детей и подростков, переживших травматический опыт, владеть методами сопровождения кризисных и травматических ситуаций в образовании. Здесь поможет курс «Психология травмы», разработанный Е.В.Казенной. Это известный клинический психолог, член Европейского сообщества по травме и диссоциации, которая работала психологом экстренного реагирования в МЧС.

– При обучении детей, находящихся на длительном лечении, используются дистанционные технологии. Предусмотрен ли специальный курс, помогающий освоить эти технологии студентам магистерской программы?

– Конечно. Если ребенок лечится дома или в условиях стационара, необходимо не только психолого-педагогическое сопровождение, но и особая организация образовательной среды. Для некоторых детей дистанционные технологии являются единственно возможным способом взаимодействия с внешним миром, и это подтверждено опытом проекта «УчимЗнаем». Поэтому совместно с представителями проекта «УчимЗнаем» запланирован курс «Дистанционные технологии и электронное обучение в госпитальной педагогике» (И.Ю. Долуев).

– Программа «Госпитальная педагогика» – заочная. Почему выбрана именно такая форма?

– Очевидно, среди наших студентов будут представители регионов, где активно распространяется модель госпитальной школы «УчимЗнаем», создаются новые образовательные площадки. Они смогут не переезжать в Москву и совмещать учебу с работой.

Заочная форма предполагает регулярный контакт и сопровождение посредством программного обеспечения и информационных справочных систем университета: портала электронного образования «Мой МПГУ» (MOODL) и других. Выделяются часы и на очные встречи. Мы исходим из того, что наши студенты будут людьми высокомотивированными и благодаря программе объединятся в профессиональное сообщество.

– Где студенты будут проходить практику? Какие есть варианты для трудоустройства выпускников?

– Возможностей для практики очень много – все зависит от запросов магистрантов и потребностей регионов, где они живут. Можно будет пройти ее не только на площадках «УчимЗнаем», но и в других учреждениях. Университет, в свою очередь, готов оказать поддержку – если понадобится, будем обращаться в ресурсные центры, чтобы студент прошел практику в своем городе. В любом случае все наши магистранты смогут ознакомиться со средой «УчимЗнаем», с командой этого проекта, будут включены в дистанционном режиме во все значимые мероприятия и события проектного офиса – конференции, мастерские и так далее.

Что касается трудоустройства, то спектр возможностей также очень широк. Выпускник магистерской программы – это современный педагог, помогающий специалист (помогающий практик), чрезвычайно востребованный в инклюзивном («включающем») образовании в его подлинном смысле. Он может работать в специальных образовательных структурных подразделениях медицинских организаций, в школах, в центрах социально-медико-психолого-педагогической поддержки, в широкой сети дополнительного образования. Полагаю, кто-то из выпускников откроет собственное дело.

– Охарактеризуйте идеального студента программы «Госпитальная педагогика»: каким он должен быть? И что необходимо абитуриентам для подготовки к комплексному вступительному экзамену?

– Студент нашей программы – человек, исповедующий гуманистические ценности и заинтересованный в создании собственного образовательного «продукта» по результатам обучения. Неважно, сколько ему лет и где он работает. Мы ждем тех, кто заинтересован в своей работе, доброжелательно относится к детям и готов к весьма серьезному обучению.

Комплексный вступительный экзамен – это проверка базовых знаний в области психологии и педагогики. Мы рекомендуем абитуриентам в ходе подготовки ознакомиться с лекциями С.В. Шарикова, Е.А. Ямбурга, Т.А. Соловьевой и других известных специалистов, определиться с примерной темой будущего исследования, ответить самому себе на вопрос о причинах выбора именно этой магистерской программы: какие возможности она открывает перед вами и какой вклад вы сможете внести в развитие госпитальной педагогики в России.

 

17 / 06 / 2020

Показать обсуждение