Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

В рамках празднования 150-летия МПГУ открылась Выставка «Научная школа В.С. Мухиной “Феноменология развития и бытия личности”» 10 сентября – 30 сентября 2022 г.

Институт педагогики и психологии (новости)

В рамках празднования 150-летия МПГУ в Институте педагогики и психологии открылась выставка «Научная школа В.С. Мухиной “Феноменология развития и бытия личности”», которую можно посетить с 10 по 30 сентября 2022 г. На выставке представлены некоторые из работ академика РАО, доктора психологических наук, профессора Валерии Сергеевны Мухиной (монографии, учебные издания и психодиагностический инструментарий), отражающие становление и развитее ее научной школы «Феноменология развития и бытия личности» и авторской концепции личности.

В.С. Мухина более 70 лет работает с людьми всех возрастных групп. Ученый является автором дневника о развитии ее сыновей-близнецов – уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим и личностным развитием двух мальчиков – от рождения до семи лет. Книга выдержала пять изданий: «Близнецы» (два издания), «Таинство детства»: в 2 т. (три издания).

В 1960 – 1970-х гг. В.С. Мухина исследовала знаковую функцию сознания в контексте развития графических образов у детей, результаты чего представлены в монографии «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981 г. (на выставке представлено последующее издание на болгарском языке).

С 1970-х гг. В.С. Мухина разрабатывает проблему развития личности в контексте ее внутренней позиции. Обосновала и разработала подходы к психологической поддержке личности с учетом возраста, пола, менталитета. На выставке представлены как практико-ориентированные работы ученого, среди которых можно отметить специализированный диагностический инструментарий для кабинета детского психолога, включая проективный тест по исследованию структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной, так и многочисленные учебные издания по детской и возрастной психологии, более 60-ти которых были переведены на многие языки мира (на выставке представлены издания на арабском, болгарском, испанском, молдавском, французском, японском языках), отражающие обширную географию научной школы ученого.

Среди учебных изданий, представленных на выставке, следует отметить учебник «Возрастная психология. Феноменология развития», по которому обучаются будущие психологи во многих регионах России. Он выдержал 18 изданий общим тиражом более 200 000 экз. (1-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997; 18-е изд. – М.: Изд. «Наука», 2022).

Несомненный интерес представляет серия монографий, посвященных проблеме отчуждения личности, которая стала разрабатываться В.С. Мухиной в результате работы по оказанию психологической помощи пожизненно осужденным в содружестве с психологической службой УФСИН России (с 2000 г. по настоящее время): «Отчужденные: Абсолют отчуждения» (2 издания 2009 и 2010 гг.); «Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих» 2011 г.; «Отчуждение от других» 2012 г.; «Отчуждение человеков в обыденной жизни» 2014 г., в 2-х книгах.

В.С. Мухина – основатель, учредитель и главный редактор журнала «Развитие личности» (основан в 1997 г.), который входит в перечень ВАК и рекомендован для публикации результатов диссертационных исследований по психологии. Логотип журнала на его обложке (человечек, держащий радугу как символ личности и прорастающий сам из себя), который можно увидеть и на других экспонатах выставки, стал и символом научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

В.С. Мухина – автор уникальной концепции развития и бытия личности, которая представлена в научной монографии «Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)», выдержавшей семь изданий (2007; 2010; 2013; 2014; 2017; 2019; 2020) общим тиражом 21 000 экз. Причем каждое новое издание является отражением живого движения научной мысли автора в контексте разрабатываемых им проблем феноменологии развития и бытия личности в процессе исторического развития человечества. Это основополагающая для научной школы работа несомненно является ключевым методологических экспонатом выставки, в котором обобщены основополагающие идеи концепции личности В.С. Мухиной, которые так или иначе обсуждались в других ее работах (опубликовано более 660 изданий монографий, учебников и научных статей).

В.С. Мухина в своей концепции личности отстаивает следующие теоретические позиции:

  1. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственной внутренней позиции личности, выходящей за пределы наличных общественных условий, но реально подвластных им в той или иной мере.
  2. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа (врожденных особенностей); 2 – внешних (социальных) условий; 3 – внутренней позиции самого человека как личности. Феноменология развития и бытия личности на этапах онтогенеза рассматривается в контексте особенностей социальной ситуации, в условиях которой происходит развитие и бытие человека с момента его рождения и на протяжении его жизни.
  3. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 – реалии предметного мира; 2 – реалии природы в современном прочтении ее эволюционного и феноменологического видения; 3 – реалии образно-знаковых систем; 4 – реалии социально-нормативного пространства. В названные реалии, как априорно данные, человек входит с момента рождения и осваивает их в процессе своего развития и бытия. Реалии существования человека определяют особенности развития сознания, самосознания и внутренней позиции человека на всех этапах его развития.
  4. Механизмы развития и бытия человека как личности – идентификация и обособление. Эти механизмы определяют закономерности развития человека как нравственной (или безнравственной) личности, его ценностные ориентации и его внутреннюю позицию. Эти механизмы могут поднять духовно ориентированную личность на высокий уровень ее развития, они же могут опустить человека на уровень порока и асоциальной жизни.
  5. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций. Звенья самосознания, сложившиеся в истории человечества, по своей структуре остаются неизменными, однако их сущностное наполнение обусловлено историческим развитием этносов, к которым принадлежат поколения людей. Содержательное наполнение звеньев самосознание подвержено влиянию изменений, происходящих во времени истории.
  6. Структуру самосознания выстраивают следующие пять звеньев самосознания: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека и его целостным самовосприятием; 2 – притязание на признание есть по сути своей проявление феноменологии социальной сущности человека, определяющей его внутреннюю позицию по отношению к себе и другим людям; 3 – половая идентификация – феноменологически присущее человеку движение к гендерным установкам и к уникальному самовосприятию идентичности своего «Я»: человек сам выбирает из множества предлагаемых социумом моделей ориентаций и типов поведения, те образцы, которые близки его этносу, его роду и ему самому; 4 – психологическое время личности: индивидуальное прошлое – настоящее – будущее и историческое время всего человеческого рода: вся история человечества, отдельные исторические события и события кровных предков и близких могут определять особенности исторического времени конкретной личности; 5 – социально-нормативные ориентации самого человека определяются морально-нравственными установками общества и спецификой ценностных ориентаций и смыслом жизни самой личности.
  7. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции – родовую, этническую, конфессиональную, культурную, возрастную, гендерную и половую принадлежности человека как личности, а также его внутреннюю, индивидуально ему присущую позицию по отношению к себе, к другим, к миру.

Концепция представляет собой мировоззренческую позицию, методологию, которые определяют понимание сущности феномена самосознания личности в ее развитии на всех этапах онтогенеза.

Безусловно: за книгой «Личность: Мифы и Реальность» стоит масштабная личность автора и его достойное подражанию служение познанию. Концепция феноменологии развития и бытия личности В.С. Мухиной – уникальный научный труд подлинного ученого, презентующий принципиально новое видение человека как личности в контексте его развития во времени и пространстве истории.

Научно-исследовательская деятельность В.С. Мухиной является ярким примером интеграции фундаментальной академической науки и современной образовательной практики, что подчеркивает ее актуальность, научную и практическую значимость, для развития современных психологических и педагогических наук и инновационного развития социальной сферы российского общества.

 

 

Книги и монографии В.С. Мухиной, изданные в СССР, России и за рубежом,

где обсуждаются проблемы развития и бытия личности и др. сопряженные проблемы

 

Год изда-ния Наименование изданий Тираж
1. 1968 Мухина В.С. Близнецы вступают в жизнь. М.: Знание. 5 п.л., 81 с. 62.800 экз.
2. 1969 Мухина В.С. Близнецы. М.: Просвещение. 21,84 п.л.+ вкл., 416 с. 40 тыс. экз.
3. 1977 Мухина В.С. Дневник Матери (Первоклассники). М.: Знание. 4,69 п.л., 96 с. 348 тыс. экз.
4. 1981 Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика.17,22 п.л., 240 с. 25 тыс. экз.
5. 1984 Valeriya Mukhina. Growing up Human: на англ. языке. M.: Прогресс.14,14 п.л., 288 с. [Рождение личности] 7.345 экз.
6. 1984 Valeriya Mukhina. Рождение личности: на языке бенгали. М.: Прогресс. 16,41 п.л., 288 с. 15.145 экз.
7. 1985 Валерия Мухина. Изобразителната дейност на детето като форма за усвояване на социалния опит: на болгарском яз. София: «Народна просвета». 16,50 п.л., 231 с. [Изобразительная деятельность ребенка <…>] 13530 экз.
8. 1985 Мухина В.С. Проблемы генезиса личности: Спецкурс. М.: МГПИ им. В.И. Ленина. 6,75 п.л., 106 с. 1 тыс. экз.
9. 1987 Valeriya Mukhina. Рождение личности: на языке маратхи. М.: Прогресс. 17,13 п.л., 351 с. 5.610 экз.
10. 1987 Valeriya Mukhina. Рождение личности: на арабском яз. М.: Прогресс. 14,06 п.л., 343 с. 8.780 экз.
11. 1994 Мухина В.С. Как обрести врага. М.: Агентство Док. 5,8 п.л., 90 с. 1 тыс. экз.

(соавтор К.А. Хвостов)

12. 1996 Мухина В.С. Кто Я? М.: Карапуз. 1,74 п.л., 18 с. 15 тыс. экз.
13. 1997 Мухина В.С. Близнецы: 2-е изд. М.: Народное образование. 31,92 п.л., 608 с. 5 тыс. экз.
14.

15.

16.

1998

2000

2005

Мухина В.С. Таинство детства: В 2-х т. Т. I. 24 п.л., 384 с.;

Т. II. 21 п.л., 335 с. [Три издания: М.: Изд.дом «Экономическая газета», 1998; СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2000; Екатеринбург: У-фактория, 2005]

Три издания:

9 тыс. экз.

17. 1999 Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. Избр. психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК». 33,6 п.л., 640 с. – (Серия «Психологи Отечества») 10 тыс. экз.
18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

2007

2010

2013

2014

2017

2019

2020

Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 67 п.л., 1072 с.

Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): 7-е издание, исправленное и дополненное. М.: Национальный книжный центр, 2020. 72,5 п.л., 1160 с.

Семь изданий:

21 тыс. экз.

25.

26.

2009

2010

Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. М.: Прометей, 2009. 44 п.л., 703 с.

Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: 2-е издание. Сергиев-Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2010. 44 п.л., 703 с.

Два издания:

4 тыс. экз.

27. 2011 Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. М.: Прометей, 2011. 12,5 п.л., 200 с. 1 тыс. экз.
28. 2012 Мухина В.С., Хвостов А.А. Отчуждение от других. М., Прометей, 2012. 17,75 п.л., 284 с. 1 тыс. экз.
29. 2014 Мухина В.С. Отчуждение человеков в обыденной жизни. Монография: В 2-х книгах / В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Национальный книжный центр. 42 п.л., 672 с. 3 тыс. экз.

Учебники В.С. Мухиной, изданные в СССР, в России и за рубежом, где обсуждаются проблемы развития и бытия личности

Год издания

 

Наименование изданий Тираж
1.

2.

3.

1970

1980

1986

Мухина В.С. Гл. 2. Развитие психики и сознания // Общая психология. Учебн. для пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение. Три издания:

446 тыс. экз.

4.

5.

1973

1979

Мухина В.С. Гл. 3. Ранний и дошкольный возраст // Возрастная и педагогическая психология / Под ред.  А.В. Петровского. М.: Просвещение. 18 п.л., 288 с. Два издания:

200 тыс. экз.

6. 1974 Mújina Valeria. Psicologia infantile: на испанском языке. Гавана: Unidad impresora litografica «Antonio Valido»“ANO DEL XV ANIVERSARIO”. 77 с.
7. 1974 Мухина В.С. Гл. II. Психология развития // Общая психология / Под ред. А.В. Петровского: на армянском языке. Ереван: Луйс. 2 п.л.
8. 1975 Мухина В.С. Детская психология: Учебное пособие. М.: Просвещение. 1-е изд. 16,5 п.л., 239 с. 200 тыс. экз.
9. 1975 Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов ин-тов и учащихся пед. училищ / Под ред. Л.А. Венгера. М.: Просвещение. 16,57 п.л., 239 с. 200 тыс. экз.
10. 1978 Mújina V. Psicologia de la edad preescolar: на испанском языке. Madrid: Pablo del Rio. 220 с. [Психология дошкольника. Учебн.]
11. 1979 Мухина В.С. Психология дошкольника: на японском языке. Токио. 310 с. 3.000 экз.
12. 1984 Мухина В.С. Гл. 2. Развитие психики // Психология / Под ред.  А.В. Петровского: на английском языке. М.: Прогресс. 2 п.л.
13.

14.

1985 Мухина В.С.  Детская психология: Учебник. М.: Просвещение. 2-е изд. 19,66 п.л., 272 с. Удостоена премии К.Д. Ушинского в 1987 г. 126 тыс. экз.
15. 16.

17.

1986 Мухина В.С.  Глава III. Развитие психики и сознания // Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред.  А.В. Петровского. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение. С. 93 – 161; С. 225 – 333. 2 п.л. Три издания:

246 тыс. экз.

18. 1986 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. М.: Просвещение. 9,8 п.л., 144 с. 400 тыс. экз.
19. 1986 Мухина В.С. Психология дошкольника. Учебник: на казахском языке. Алма-Ата: Мектеп. 17,13 п.л., 343 с. 5.200 экз.
20. 1988 Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология: Учеб. пособие для пед. уч-щ. М.: Просвещение. 24,72 п.л., 336 с. (автор Раздела III. Общение; Раздела V. Личность) 330 тыс. экз.
21. 1988 Мухина В.С.  Детская психология. Учебник: на литовском языке. Каунас: Швисса. 17,81 п.л., 240 с. 3.000 экз.
22. 1988 Мухина В.С.  Шестилетний ребенок в школе. Уч. пособие: на киргизском, молдавском и др. языках народов СССР. 10,51 п.л., 152 с. 4.000 экз.
23. 1988 V.S. Müxina. Psícologia infantile: на испанском языке. M.: Просвещение. 348 с.
24. 1990 B.Σ. Moγxina. ПaιΔiku Ψγνoγoгia: на греч. яз. AθHNA. 368 с.
25.

26.

1990 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. Для учителя нач. классов: 2-е изд. М.: Просвещение. 13 п.л., 175 с. Два издания:

228 тыс. экз.

27. 1990 Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для пед. ин-тов.: на молдавском языке. 2-е изд., испр. и доп. Кишинев: Лумина, 1990. 20,32 п.л., 301 с.  
28. 1991 Лишенные родительского попечительства. Хрестоматия / Автор статей и редактор-составитель В.С. Мухина. М.: Просвещение. 16,15 п.л., 223 с. 120.500 экз.
29. 1992 Мухина В.С. Детская психология: Учебник. СПб.: Отделение издательства «Просвещение». 20,33 п.л., 303 с. 1.485 экз.
30. 1997 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. М.: Академия, 1997. 26,5 п.л., 432 с.

Лауреат Премии Президента РФ в области образования (1997)

4.000 экз.
31. 1998 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 2-е изд. М.: Академия, 1998. 26,5 п.л., 432 с. 10.000 экз.
32. 1998 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 3-е изд. М.: Академия, 1998. 26,5 п.л. 432 с. 5.000 экз.
33. 1999 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 4-е изд. М.: Академия, 1999. 26,5 п.л., 432 с. 30.000 экз.
34. 2000 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 5-е изд. М.: Академия, 2000. 26,5 п.л., 432 с. 30.000 экз.
35. 2001 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 6-е изд. М.: Академия, 2001. 26,5 п.л., 432 с. 30.000 экз.
36. 2002 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 7-е изд. М.: Академия, 2002. 26,5 п.л., 432 с. 50.000 экз.
37. 2003 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 8-е изд., дополн. М.: Академия, 1997. 26,5 п.л., 432 с. 15.000 экз.
38. 2004 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. Детство. Отрочество. 9-е изд. М.: Академия, 1997. 26,5 п.л., 432 с. 10.000 экз.
39. 2006 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 10-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 38 п.л., 608 с. (Добавлена глава «Юность») 5.000 экз.
40. 2007 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 40 п.л., 640 с. 4.000 экз.
41. 2009 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 12-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 40 п.л., 640 с. 2.000 экз.
42. 2011 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 13-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 41 п.л., 656 с. 1.000 экз.
43. 2012 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 14-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 41 п.л. 656 с. 1.000 экз.
44. 2015 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 15-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 41 п.л., 656 с. 500 экз.
45. 2016 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 16-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 41 п.л., 656 с. 1.000 экз.
46. 2019 Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 17-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2019. 41 п.л., 656 с. 1.000 экз.
47. 2022 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 18-е изд. М.: Наука, 2022. 42 п.л., 672 с. 500 экз.
48. 2022 Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития и бытия личности: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. 19-е изд. М.: Наука, 2022. В печати
19 изданий: 200.000 тыс. экз.
49. 1998 Мухина В.С. Психология детства и отрочества. М.: Институт практической психологии. 27 п.л., 488 с. 10 тыс. экз.
50.

51.

1999 Мухина В.С. Детская психология: Учебник: 2-е изд. М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,1999. 28,6 п.л., 352 с. Два издания:

5 тыс. экз.

52. 1999 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. Усл. 39 п.л., 624 с. 20.000 экз.
53. 2000 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2000. Усл. 39 п.л., 624 с. 20.000 экз.
54. 2001 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 3-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2001. Усл. 39 п.л., 624 с.

 

 

20.000 экз.
55. 2003 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 4-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2003. Усл. 39 п.л., 624 с. 20.000 экз.
56. 2005 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 5-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2005. Усл. 39 п.л., 624 с. 3.000 экз.
57. 2007 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 6-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 2007. Усл. 39 п.л., 624 с. 2.000 экз.
58. 2008 Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. 7-е изд, испр. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2008. Усл. 39 п.л., 624 с. 2.000 экз.
Семь изданий:

87 тыс. экз.

 

  • Всего 29 изданий монографий и книг
  • Общий тираж книг и монографий 592.210 экз.
  • Всего 58 изданий учебников, уч. пособий и хрестоматий
  • Общий тираж учебников и пособий более 2.815.185 экз.
  • Ряд учебников переведен на языки союзных республик, стран СНГ и на языки народов мира
  • Всего опубликовано более 660 изданий монографий, учебников и научных статей

 

12 / 09 / 2022

Показать обсуждение