Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научная сессия кафедры психологии развития личности Института педагогики и психологии МПГУ

Институт педагогики и психологии (новости)

Подсекция «Психология развития»

«Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты»

 

Научная сессия на кафедре психологии развития личности прошла в формате видео-конференции BigBlueButton 17 марта 2021 года. Основными идеями для организации содержания научной сессии МПГУ на кафедре психологии развития личности были: ознакомиться с современными исследованиями, проводимыми преподавателями кафедры в области психологии развития и психологии личности; обсудить и скорректировать научные искания сотрудников кафедры в процессе дискуссий и обсуждений на научной сессии для выведения их на новый содержательный уровень; ознакомиться со сферой научных интересов новых сотрудников.

В рамках проводимого в онлайн формате мероприятия было запланировано три основных доклада: 1) «Этнопсихологические основы обучения родным языкам в контексте методологии научной школы В.С. Мухиной» Т.Ц. Дугаровой, д.психол.н., доцента, профессора кафедры; 2) «Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности» С.В. Мелкова, к. психол.н., доцента кафедры; 3) «Генезис притязаний на признание ребёнка дошкольного возраста» И.А. Журавлевой, старшего преподавателя кафедры.

 

В докладе «Этнопсихологические основы обучения родным языкам в контексте методологии научной школы В.С. Мухиной» Т.Ц. Дугарова говорила о том, что цель современного этноязыкового образования – формирование поликультурной языковой личности, обладающей компетенциями, позволяющими ей ориентироваться в универсальном, этнокультурном, социокультурном бытии, готовой к активному сотрудничеству с представителями глобального мира. Известно, базовым навыком XXI века признана кросскультурность – способность воспринимать вариативность мира, требующая осознанных совместных усилий многих акторов современного общества. Через содержание языкового образования необходима реализации идеи формирования и укрепления у подрастающего поколения многосоставной российской идентичности, включающей в том числе, этническое самосознание (императив сохранения этнокультурного разнообразия и этнокультурной идентичности). Проблема формирования основ этнической культуры, этнического самосознания у обучающихся в процессе обучения родному языку рассматривается как одно из актуальных направлений реализации личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, основного общего образования.

Ключевой идеей модернизации этноязыкового образования и политики идентичности в соответствии с вызовами времени выступает идея реалий внешнего мира как условия развития и бытия личности, получившая свое развитие в научной школе академика В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности». Методологическим основанием анализа этнопсихологических основ обучения родным языкам выступает концепция этнического самосознания,  условий развития и бытия личности, определяющих ментальную сущность этноса. Феномены языковых реалий этнического самосознания (концепты культуры, метафоры, паремии, фразеологизмы, экстралингвистические феномены) могут быть рассмотрены в контексте условий развития и бытия личности: 1 – предметного мира, 2 – природного мира, 3 – реалий образно-знаковых систем и 4 – реалий социальнонормативного пространства.

 

В докладе «Внутренняя позиция личности как основа развития гражданской идентичности» С.В. Мелков говорил о том, что в эпоху глобализации наблюдаются социокультурные, политические и мировоззренческие изменения, особенно остро отражающиеся на самосознании подрастающего поколения, чувствительного как к стихийному информационному воздействию, так и целенаправленной пропаганде субъектов мировой политики. Ситуация усугубляется тем, что Российская Федерация, являясь многонациональным и многоконфессиональным, относительно молодым государством, в том числе в рамках только лишь становления демократической формы правления, все еще находится в процессе поиска и формирования государственной идеологии, способной осуществить задачу консолидации своих граждан, что не будет иметь успеха без развитой гражданской идентичности молодого поколения россиян, основанной на внутренней позиции личности, готовой осмысленно брать на себя ответственность за благополучие и развитие своей страны.

Система образования обладает несомненным потенциалом для развития гражданской идентичности обучающихся, однако существующие практики формирования гражданской идентичности преимущественно выстроены в рамках процессов социализации, овладения социально-нормативным пространством и взаимодействия с другими людьми, подчас игнорируя психологические закономерности, внутриличностные аспекты и ценностно-смысловую сферу, являющиеся базисом для развития любой идентичности личности. Поэтому представляется особенно важным, опираясь на концепцию личности В.С. Мухиной, разработать методологические подходы по формированию внутренней позиции личности обучающегося, которая будет органичной основой развития целостной конструктивной гражданской идентичности.

 

В докладе «Генезис притязаний на признание ребёнка дошкольного возраста» И.А. Журавлева притязания на признание рассматривала в контексте концепции В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания. Социальные условия предъявляют ребенку исторически сложившиеся требования к его социально-психологически ориентированным притязаниям на признание, что предполагает утверждение прав на общественное уважение со стороны близких взрослых, сверстников и других людей.

Согласно замыслу исследования, анализ притязаний на признание осуществляется на материале дневниковых записей психологов и других взрослых причастных к развитию близких им детей.

Из дневниковых материалов явствует, что притязания на признание ребенка закладываются и проявляются на протяжении раннего и дошкольного детства: когда он начинает осваивать свою телесность и ждет от близких поощрения в достижениях; когда он начинает чувствовать значимость для взрослых его имени; когда он начинает осваивать гендерную роль, которая ему предписана по рождении. И так далее – в соответствии со всеми ценностными ориентирами, заложенными исторически сложившимися социальными ожиданиями и требованиями к нему. Показано, что ребенок дошкольного возраста особенно сензитивен к сфере социальных оценок, он чувствителен к социальным ожиданиям, к одобрению и порицанию.

Докладчиком было показано, что в онтогенезе происходит проникновение притязаний на признание во все структурные звенья самосознания (имя и внешний облик; половая идентификация; психологическое время личности; психологическое пространство личности.

 

Далее тезисно была обсуждена научная работа преподавателей кафедры по следующим темам:

  1. «Пассионарии науки о феномене психической энергии» В.С. Мухиной, академика РАО, д.психол.н., профессора, научного руководителя кафедры;
  2. «Формирование внутренней позиции личности как основа требований к личностном результатам реализации ФГОС общего образования» В.С. Басюка, д.психол.н., доцента, профессора кафедры, заведущего кафедрой;
  3. «Методология междисциплинарных исследований бытия личности в культуре» А.В. Тороповой, д.психол.н., д.пед.н., профессора, профессора кафедры;
  4. «Тактильная система как основа формирования социальной сферы личности» Е.В. Беловол, к.психол.н., доцента, профессора кафедры;
  5. «Психолого-педагогические особенности реализации образовательных программ с применением ЭОиДОТ» Т.Н. Сахаровой, к.психол.н., доцента, профессора кафедры;
  6. «Личностные детерминанты доверия и недоверия другим людям» В.В. Ананиковой, к.психол.н., доцента кафедры;
  7. «Роль рефлексии в формировании внутренней позиции личности» Е.Ю. Макаровой, к.психол.н., доцента кафедры;
  8. «Психологическое благополучие в младшем школьном возрасте» Е.Г. Уманской, к.психол.н., доцента кафедры;
  9. «Особенности представлений о любви у юношей и девушек из семей с разной структурой семейной системы» Н.А. Цветковой, к.психол.н., доцента, доцента кафедры;
  10. «Самосознание личности в кризисной ситуации: теоретико-методологические основы проблемы» Е.Е. Чуриловой, к.психол.н., доцента кафедры;
  11. «Современные образовательные тенденции: особенности формирования вариативной части учебного плана с участием студентов» М.Д. Батаевой, ст. преподавателя кафедры;
  12. «Влияние факторов развития и бытия личности на ресоциализацию делинквентных подростков» Ф.Р. Устюжанина, ассистента кафедры.

Онлайн конференция завершилась оживленной и продуктивной дискуссией. В итоге научной сессии были намечены дальнейшие направления исследований кафедры психологии развития личности в рамках научных проблем направления «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты».

18 / 03 / 2021

Показать обсуждение