Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Мы, вожатые, создаем для детей незабываемые впечатления»: интервью с Елизаветой Генаевой (Институт истории и политики)

Новости МПГУ

Новогодние выходные подошли к концу, но нескончаемыми остаются воспоминания наших студентов о летней вожатской практике. Уже совсем скоро в МПГУ начнутся занятия по основам вожатской деятельности, новые студенты начнут готовиться к своей вожатской практике, а мы пока продолжаем знакомить вас с историями наших студентов и их воспоминаниями о лете в лагере, об утренних зарядках, играх с отрядами, подготовке визиток и песнях, спетых у костра. Своим теплым, как мамин шарф, воспоминанием поделилась с нашими корреспондентами и студентка 4 курса Института истории и политики МПГУ Елизавета Генаева. Свой первый вожатский опыт в лагере «Детская Республика «Поленово»» она считает более чем удачным и успешным, а почему – сейчас расскажет.

– Елизавета, как началось твое погружение в мир вожатской деятельности?

– Это произошло еще в детстве: первый раз я поехала в лагерь, когда мне было 6 лет. Там была потрясающая атмосфера, и мне так это понравилось, что я стала каждое лето ездить в лагерь на несколько смен, вплоть до 14 лет. За моими плечами несколько этапов обучения вожатскому делу: я окончила школу вожатых в своей школе,  потом на первом курсе прошла обучение в МИРЭА, на третьем курсе изучила в МПГУ дисциплину «Основы вожатской деятельности» и прошла профессиональную подготовку по программе «Вожатый», получив свидетельство о квалификации «Вожатый» в родном вузе и сразу же поехала в лагерь  в качестве квалифицированного вожатого.

– Почему решила поехать именно в этот лагерь? Уже бывала здесь?

– Нет, в «Детской Республике «Поленово»» я впервые. Когда зашла речь о вожатской практике и выборе лагеря, мы с моей одногруппницей не могли определиться, куда идти, где искать, как выбирать. Нам помог раздел «Ярмарка вакансий организаций отдыха детей и их оздоровления «Я выбираю лето!» на сайте МПГУ: там мы нашли ряд лагерей – партнеров МПГУ и выбирали уже из них. Знакомых, которые бы вожатили в этом лагере, у нас не было, поэтому в основном выбирали по устройству лагеря, условиям и т.д. Так мы наткнулись на «Детскую Республику «Поленово»», нас очень впечатлили их фотографии, презентация, и мы решили ехать туда. Позже в мае у нас была встреча в самом лагере, мы приехали и поняли, что не зря сюда подали заявки, так как место было действительно такое же крутое, как и на фото.

– Поделись впечатлениями от своей первой смены.

– Несмотря на то, что в начале смены я перенервничала и даже плакала, впечатления остались только положительные. Раньше опыта подобной работы у меня не было, а тут вдали от дома, с незнакомыми мне детьми и напарницами я немножко расклеилась… У меня было 42 ребенка и три вожатые, с которыми нужно было выстроить общение, освоиться в лагере и т.д. Но уже через 3-4 дня, когда прошел организационный период, жизнь в лагере заиграла новыми красками, стало намного проще, и я начала получать удовольствие от смены, от общения с детьми и коллегами.

– Что помогло найти общий язык друг с другом?

– Это довольно сложный вопрос. Чтобы смена прошла на «ура!», нужны не столько очень послушные и инициативные дети, но и хорошие напарники. Взрослым сложнее найти общий язык друг с другом, чем детям, так как вы уже сформировавшиеся личности с четкими позициями и привычками, но когда понимаешь, ради чего ты стараешься, то становится легче.

Нужно обязательно много друг с другом говорить, рассказывать обо всем, что произошло в отряде, желательно вечером собраться в вожатской и обсудить, как прошел день. Обязательно идите на компромисс и никогда не ругайтесь при детях!

– Вожатый – понятие круглосуточное или ровно до момента, когда звучит «Отбой»?

– В нашем лагере не было ночных дежурств, однако я знаю, что есть лагеря, где один вожатый обязательно остается дежурить ночью. Наши корпуса были не такие большие, плюс вожатские всегда были открыты. Бывали ситуации, когда ребенку стало нехорошо после отбоя, он шел к нам в вожатскую, будил, если мы спали, мы вели его в медпункт или как-то иначе помогали, если это не было связано со здоровьем, а просто он испугался или соскучился по маме с папой. То есть в целом, да, вожатый – понятие круглосуточное: даже если ты не дежуришь рядом с детской, ты всегда на страже их благополучия.

– Были какие-нибудь курьезные случаи во время смены?

– Мои дети устроили похороны крота. Всё было в нормах санитарии, но меня удивил сам факт. Поскольку лагерь находится в заповедной зоне, то наличие мелкой живности – обычное дело: кроты, ежи. Дети подошли к делу со всей серьезностью: соорудили из палок крестик, собрали цветов, даже песню спели. Когда они потом мне это показали, я была в шоке. С напарницами часто вспоминаем этот случай и смеемся над находчивостью ребят. Но я до сих пор под впечатлением от этой истории, надо же было такое придумать!

– Давай поговорим о чем-то приятном. Например, о традициях лагеря. Какая из них – твоя любимая?

– Самая любимая традиция – отрядные свечки. Именно на таких мероприятиях мы можем узнать ребенка получше, поскольку не всегда из-за загруженности мероприятиями есть возможность поболтать с каждым более откровенно.

– Как вы решали конфликтные ситуации? Например, что делать, если один из воспитанников отказывается участвовать в командной деятельности?

– Был такой опыт. Тут, как мне кажется, нет универсального решения, поскольку все дети очень разные. Мой ребенок в целом отказывался от участия везде, но тут мне помог лагерь, конкретно – старшая вожатая, мы ему объяснили, что в лагере есть свои правила, и есть такие мероприятия, в которых должен принимать участие каждый ребенок обязательно, и это мероприятие как раз из таких, где нужно участие всей команды. И это убедило, то есть не «хочу/не хочу», а «надо», и тогда он пошел готовиться со всеми. А вообще, думаю, в начале лучше узнать, почему ребенок отказывается, может у него есть конфликт с соотрядниками, а может в его сторону идет буллинг, однако бывает и наоборот, он может быть инициатором буллинга.

– Кстати, об этом. Ты знаешь, как бороться с буллингом в отряде?

– Точно не своими силами. Обязательно подключите вашего старшего вожатого или вожатую, они должны быть в курсе сложившейся ситуации. Расскажите все без утайки, попросите помощи, потому что буллинг – дело очень непростое и серьезное, нужен человек с опытом, чтобы разрешить эту сложную ситуацию.

– Какие ценности ты стараешься донести до детей во время смены?

– Мы должны быть ко всем уважительны, добры, да и вообще соблюдать золотое правило морали: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Будь честным, милосердным, не бросай никого в беде. Учись слушать и слышать другого, а не только себя. Береги дружбу.

– Что общего у педагога и вожатого?

– Многие говорят, что работа педагога и вожатого отличается, и это действительно так. Но есть и схожие моменты, например, выстраивание дисциплины, знакомство коллектива и т.д. При работе и педагога, и вожатого происходит воспитательный процесс. Вожатый не только следит за детьми и «развлекает» их, но также участвует и в воспитании ребенка, дает при необходимости какие-то наставления или советы.

– Какой совет ты бы дала родителям детей в лагере?

– Не бояться за детей. Понимаю, это сложно, но нужно довериться людям, которым вы доверяете своего ребенка. Если что-то случится, то первый человек, который об этом узнает – это родитель. Писать и звонить вожатым, узнавать, ничего ли не случилось с их ребенком – не выход. Лучше создать родительский чат, в котором есть все вожатые, и там уже переписываться. Но главное доверять вожатым и дать детям провести время вдали от гаджетов. Иначе лагерь превратится в сплошную переписку, а дети вроде бы приехали отдохнуть.

– Что пожелаешь студентам, которым только предстоит стать вожатыми?

– Не бояться ими быть. Если у вас это обязательная педагогическая практика – не брать альтернативу в надежде где-то отсидеться, а пройти именно вожатскую практику в лагере. Часто преподаватели говорят, что вожатская практика не равно практике в школе, что там все отличается. Спорить не буду, но если, нет возможности поработать в школе, то практика в лагере – отличная альтернатива, где ты можешь, наконец, поработать с детьми, даже пожить с ними, она дает возможность окунуться во внутренний мир ребенка, что сложно сделать в школе.

Моя летняя практика помогла понять, что я сделала правильный выбор. Проучившись три года на своем факультете без возможности поработать с детьми, у меня стали закрадываться сомнения, а нужна ли мне эта профессия, может, я ошиблась в своем выборе… После работы в лагере я поняла, что выбор мой был правильным. Я влюбилась в эту профессию по уши.

– Какие 3 самые важные вещи ты вынесла из опыта работы вожатой?

– Первое: нельзя полагаться только на себя, иначе сойдёшь с ума. У тебя есть верные напарники, которые всегда готовы помочь. Второе: нужно уметь правильно выстраивать общение, слушать и слышать друг друга, тогда смена пройдет на «ура». И третье: нужно понимать и осознавать, что смена делается, в первую очередь, для детей. Даже если вы приехали на практику. Мы, вожатые, создаем для детей те незабываемые впечатления, из которых строится их волшебная лагерная история.

 

В рамках практики в ФКЦ беседовали магистранты МЕО 2101
ИЖКМ МПГУ Дурманова Наталья, Комарова Юлия

Редактор текста: Кристина Романова

 Федеральный координационный центр
по подготовке и сопровождению вожатских кадров

 

13 / 01 / 2023

Показать обсуждение