Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Образовательная сессия в Здехово: школа вожатых, герменевтический клуб и практика педагогического сценирования

Новости образования

22-24 мая командой Герменевтического клуба МПГУ под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Натальей Борисовной Ковалевой была проведена двухдневная образовательная сессия, приуроченная к празднованию Дня славянской письменности и культуры. Выезд проходил на базе Патриаршего Подворья святителя Николая Мирликийского в селе Здехово. Одной из задач была подготовка наставников и вожатых для работы в православно-ориентированном лагере.
Среди участников были студенты, магистры, аспиранты МПГУ, РГГУ, МГППУ и других московских вузов, преподаватели, молодые специалисты, а также опытные ведущие выездных программ развития творческих способностей и мировоззрения детей и молодежи по технологиям сюжетно-деятельностных игр (Ковалева Н.Б., 2010).
Основная цель выезда состояла в освоении технологий формирования детско-взрослой общности, объединенной вокруг ценностей культуры, языка, понимания, диалога, самоопределения как необходимых основ совместного творчества. Тема совместного творчества и его истоков разворачивается Герменевтическим клубом в ряде проектов, в том числе в проектах «Образованный человек 21 века», «Культурный проект молодежи против «вертикального варварства»». «Хранители цивилизации» и других.
Программа интенсива включала игры, командообразующие практикумы, творческие мастерские, в которых поэтапно наращивались возможности самоорганизации команды как общности, способной брать на себя миссию сохранения и развития культуры в совместном творчестве.
Целостность смысловой линии программы – это один из важнейших принципов сюжетно-деятельностной игры, целевым приоритетом которой является работа с мозаичным сознанием и клиповым мышлением, присущим современной молодежи. Знаменем данного выезда и летних лагерных программ в Здехово стало имя Святого князя Владимира и тот подвиг, который ему удалось совершить, преодолев языческие традиции.
В процессе командообразующих практикумов под традиционными названиями «Летящая стрела» и «Острие меча» опытные ведущие (Леонид Катречко, Николай Михальчук, Вера Ерохина) не только создавали модельные условия, требующие от участников поиска стратегий решений достаточно сложных задач и выработки определенных принципов самоорганизации, но и воссоздавали в своих вводных типические черты и условия жизни и войны времени жизни князя Владимира.
В конце практикума «Острие меча» участники, успешно справившись с основными этапами, под руководством своих наставников (Светлана Ковалева, Анна Вавилова, Алина Белина, Юлия Нестеренко) выработали действенные способы и ритуалы, необходимые для объединения команды, формирования творческой общности всех участников и необходимого взаимопонимания среди них.
Однако главные открытия участников произошли на основе особых технологий погружения в культурное пространство и попытки совместного творчества в нем за счет четырех взаимосвязанных мастер-классов и конечного такта творческого осмысления всего пути в сценическом ответе на вопрос «Что есть чума нашего времени и как ее преодолеть».
Мастер-класс руководителя Герменевтического клуба МПГУ и основного ведущего выезда Федора Ковалева начался с темы «хранительства» и восстановления ее проблематики на основе техник медиагерменевтического метода (Н.Б. Ковалева, 2013). Однако свою остроту данная проблематика получила только в процессе разбора произведения А.С. Пушкина «Пир во время чумы» в телепостановке Марка Захарова, выполненного группой по авторской методике Ф.А. Ковалева. «Пир» – является важным ключом к пониманию пиров князя Владимира и дохристианского времени Руси. Изначально постановка вызвала резкое отторжение и неприятие практически у всех участников в силу первичного поверхностного восприятия насыщенного звукоряда и красок пира. Но в результате нескольких кругов совместного обсуждения и погружения в образную ткань как самой пьесы, так и ее предложенной телеинтерпретации, группа запросила вторичный просмотр, который закончился бурными овациями и для многих переживанием катарсиса.
Мастерская Светланы Ковалевой по введению в историю создания живописи и театра позволила создать точку опоры в понимании смысла и значения искусства и языка сценических постановок, опробованных в собственных творческих зарисовках. Во всех сценках были найдены интересные ситуации и образы, раскрывающие важность понятия «слово», наиболее полный смысл появился в сценке группы опытных ведущих, высмеявших в образной форме «пустое тщеславие».
Особое значение имел мастер-класс Анастасии Дьяконовой, члена ассоциации «Мастерская психолого-педагогического сценирования» ООДИ, в рамках которого в живой форме практикума «Символы и знаки» на основе работы с текстом «Житие Константина Философа» был восстановлен путь наставника славянских народов, создателя письменности и великого защитника ценности славянского языка. Здесь задача участников была не просто построить географию его передвижений по карте, но выразить историю его жизни, служения и выборов в символах и знаках. Для всех стало понятно, что ответ на трудный вопрос об основаниях последнего выбора Константина-Философа и есть ключ к пониманию выбора князя Владимира и подспорье в поиске ответа на вопрос «Что есть «чума нашего времени» и как ее можно победить»?
Завершился выезд творческим фестивалем, в рамках которого было представлено два сценических размышления на заданную тему, каждое из которых позволило по-новому взглянуть на проблемы нашего времени и роль «слова» – действенного слова! – в их решении. С точки зрения одной группы бич нашего времени – это попытка скрыть свою индивидуальность под личиной благополучия и симуляции жизни, по мнению другой группы – это драйв, стремление жить в потоках информации и впечатлений вплоть до исчерпания энергии в бездумных и бессмысленных попытках убежать от главных вопросов человеческой жизни.
Подводя итоги, можно сказать, что первый шаг к созданию новой творческой и партнерской общности сделан, и впереди долгий путь открытий, интеллектуального взаимообогащения и совместного развития.

 

24 / 05 / 2015

Показать обсуждение