Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Педагоги МПГУ провели Современную методическую школу «Русский язык в поликультурном мире» в столице Бельгии Брюсселе

Новости МПГУ

 

В Российском центре науки и культуры в Брюсселе (Бельгия) с 28 ноября по 1 декабря 2018 года была проведена Современная методическая школа «Русский язык в поликультурном мире», организованная Московским педагогическим государственным университетом при поддержке Россотрудничества. В методической школе приняли участие более 40 преподавателей русского языка как иностранного, русского языка и литературы, иных учебных предметов на русском языке из школ и университетов разных городов Бельгии, Голландии, Люксембурга; представители СМИ Бельгии; сотрудники образовательных учреждений, детских билингвальных садов.

Преподаватели Института филологии МПГУ провели мероприятия (круглые столы, семинары, мастер-классы, тренинги и др.), посвященные современным методикам обучения русскому языку в мультикультурной среде. В ходе занятий ведущие мероприятий рассказали об особенностях формирования коммуникативной компетентности русскоязычных обучающихся, о психологической компетентности преподавателя и методах его психологической защиты; дали подробные рекомендации по работе в многоязыковой и многонациональной среде. Рабочие дискуссии дали возможность обсудить участникам Школы вопросы сохранения своей культуры и языка в иноязычной социокультурной среде.

Всех участников мероприятия поприветствовала Бунина Вера Георгиевна, руководитель Российского центра науки и культуры в Бельгии. Она пожелала плодотворной работы слушателям Современной методической школы и дальнейшего плодотворного сотрудничества преподавателей русского языка в Бельгии и представителей научно-методических школ МПГУ.

Торжественное открытие работы Современной методической школы началось с видеообращения ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова, доктора исторических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования. В своем приветствии А.В. Лубков поблагодарил руководство Российского центра науки и культуры в Бельгии за предоставленную возможность проведения цикла методических мероприятия для преподавателей русского языка и иных предметов на русском языке, отметив важность проведения подобных форм повышения профессиональных компетенций педагогов, учителей, преподавателей вузов. Алексей Владимирович Лубков пожелал успехов всем участникам Школы, а также рассказал о мощном научно-методическом потенциале Московского педагогического государственного университета, о ходе данного методического проекта в странах Ближнего Востока и Европы. В видеообращении ректор МПГУ осветил ряд вопросов, посвященных актуальным проблемам современного образования. Его выступление способствовало созданию атмосферы подлинного профессионального сотрудничества, активного диалога, что предопределило успешную коммуникацию преподавателей       и слушателей Современной методической Школы и ее существенные результаты.

Поприветствовали собравшихся и обратились к ним с пожеланиями творческих успехов Елена Геннадьевна Чернышева (директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы, д. фил. н., профессор) и Светлана Михайловна Колесникова (руководитель проекта «Современная методическая школа», главный научный сотрудник УНЦПИ и ППНПКМПГУ, профессор кафедры русского языка, д. фил.н., профессор).

Круглый стол на тему «Современная парадигма обучения русскому языку и на русском языке в поликультурной среде», который провела          Е. Г. Чернышева, позволил обсудить современные тенденции в обучении русскому языку в контексте культуры. Живой отклик педагогов Бельгии на поставленные вопросы позволил очертить круг наиболее животрепещущих тем, обсуждение которых продолжалось в ходе проводимых преподавателями Института филологии МПГУ семинаров, мастер-классов, тренингов, групповых и индивидуальных консультаций.

Педагоги Бельгии активно включались в обсуждение ведущей роли культурологического подхода в обучении русскому языку как иностранному. Активная дискуссия и обмен мнениями вызвал мастер-класс О.Ю. Ряузовой (к. пед. н., доцент, декан подготовительного факультета русского языка как иностранного МПГУ), посвященный технологиям успешного обучения русскому языку в условиях внеязыковой среды в школе. Высокой оценки бельгийского педагогического сообщества удостоился обучающий семинар для преподавателей и иных участников образовательного процесса, проведенный О.Ю. Ряузовой. На семинаре спикер особое внимание уделил принципам отбора культурологического материала на занятиях по РКИ на разных этапах обучения.

С большим интересом и вдохновением слушатели Школы участвовали в методических мероприятиях, предложенных М.В. Сарапас (зам. директора Института филологии, доцент кафедры общего языкознания, к. фил. н.). Главным темой семинаров и лекций стали игровые технологии как современный прием формирования компетенций обучающихся в преподавании русского языка как иностранного. Педагоги смогли услышать ответы на вопросы о том, как применение игровых способствует эффективному освоению лексики и грамматики языка, как обращение к истории языка и культуры повышает интерес к изучению языка и мотивацию обучающихся.

Актуальными для педагогов Бельгии стали мастер-классы и тренинги Е.Ю. Бекасовой (доцента кафедры психологии, к. психол. н.), посвященные психологические особенностям межличностных отношений в различных билингвальных учебных группах. Особое внимание уделено современным психологическим приемам работы с детьми-билингвами.

На мастер-классах Е.Г. Чернышевой слушатели познакомились с приемами мотивирования обучающихся к чтению классической русской литературы и современной литературы на русском языке, к изучению русского культурного наследия. Особое внимание спикер уделил способам развития функционального чтения. В ходе обсуждения проблем текстоцентризма современной методики особое внимание уделялось интерпретации и пониманию текстов, приемам анализа художественного произведения, развития коммуникативных навыков на занятиях по РКИ.

Аудитория эмоционально откликалась на выступления А.И. Грищенко, (к.фил.н., доцент кафедры русского языка), который рассказал о том, что такое Национальной корпус русского языка, а также дал конкретные методические рекомендации и указания по использованию ресурсов Корпуса в преподавании русского языка как иностранного. Особый интерес вызвало сообщение об использовании и   профессиональном мониторинге сетевых форм коммуникации подростков и молодежи.

Активную дискуссию у слушателей вызвала лекция-диалог С.М. Колесниковой посвященная интегративным методам современного образования. После занятия С.М. Колесниковой, которое было посвящено грамматическим тренингам как основному виду учебной деятельности на уроках русского языка,  в теплой атмосфере состоялась дискуссия, в ходе которой каждый из участников мероприятия выразил свое мнение и поделился опытом использования данного вида упражнений в обучении русскому языку.

В завершающий день проведения Современной методической школы была проведена большая спич-сессия, в ходе которой ученые-русисты МПГУ, руководство Российского центра науки и культуры и участники методических мероприятий подвели итоги работы Школы, наметили пути дальнейшего сотрудничества. Слушатели Школы поблагодарили всех преподавателей МПГУ, высказали мнение о том, что подобные мероприятия крайне необходимы не только для повышения квалификации преподавателей РКИ и иных предметов на русском языке, но и для повышения интереса к русскому языку и русской культуре в целом. Всем участникам методических мероприятий были выданы сертификаты об участии в работе Современной методической школы. Кроме того, команда ученых и преподавателей МПГУ приняли активное участие в организации и проведении конкурса по русскому языку.

Неоценимую помощь, обеспечившую успешную работу Современной методической школы, оказали сотрудники Российского центра науки и культуры в Бельгии.

Итогом работы методической школы стало реальное обогащение методического арсенала педагогов, обучающих детей и взрослых русскому языку и на русском языке. Это, прежде всего, модели педагогической деятельности в области обучения русскому языку, навыки проектирования методических материалов и опыт их апробации; разработка интегрированных занятий, позволяющих обучать русскому языку в условиях «многожанровой» внеурочной и внеучебной деятельности. Педагоги получили опыт дискуссий и профессиональной коммуникации, который может послужить дальнейшему повышению квалификации.

Проведенные методические мероприятия задали вектор дальнейшего творческого и профессионального развития педагогов в условиях мультикультурного образования современной Бельгии.

Благодарность

02 / 12 / 2018

Показать обсуждение