Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Первый декан первого педагогического факультета в стране

Новости

 Константин Николаевич  Корнилов родился 24 февраля (8 марта) 1879 г. в Тюмени, в семье бухгалтера государственного казначейства. Окончив городское училище, Константин поступил в Омскую учительскую семинарию, от которой у него остались светлые воспоминания: «У всех нас долго сохранялась в памяти пропитанная высоким идеализмом вступительная лекция директора о той… великой роли, которую призван играть учитель в народной жизни… Это искреннее обращение к нам находило горячий отклик в нашей душе: мы готовы были отречься навсегда от всех благ внешней культуры, чтобы только отдать себя всецело на служение нашему меньшему брату. Мы набрасывались с жадностью на писателей–народников: ведь большинство из нас собиралось идти в этот народ…».

После окончания семинарии в 1898 г. К.Н. Корнилов семь лет проходил обязательную «службу за стипендию» как народный учитель в глухих уголках Алтайского края. Первое назначение было в только что открывшуюся железнодорожную школу. За время своего сибирского учительства Корнилов не раз испытал на себе характерное для российской действительности тех лет пренебрежительное отношение к интеллигенции, то и дело ставившее провинциального учителя в крайне унизительную зависимость от чиновников. Свой первый серьезный выговор он получил за то, что при посещении его занятий членом Министерства народного просвещения прошелся взад и вперед во время урока, а не стоял все время на вытяжку, а второй – за то, что, провожая инспектора, вышел первым в дверь, не пропустив сначала начальства.

Путь выхода из унизительного существования лежал через университет, о котором Константин Корнилов грезил еще в семинарии. К 1905 г. он самостоятельно подготовился к гимназическому экзамену на аттестат зрелости и выдержал его в Томской гимназии. В том же году Корнилов поступил на историко-филологический факультет Московского университета.

По окончании университета в 1910 г. К.Н. Корнилов был оставлен при кафедре психологии для подготовки к преподавательской и научной деятельности. Проявив себя как талантливый исследователь в области экспериментальной психологии, он в 1915 г. состоял уже старшим ассистентом при психологическом институте Московского университета и выполнял роль помощника директора института Г.И. Челпанова. В 1916 г., сдав магистерский экзамен, Корнилов стал приват–доцентом по экспериментальной психологии. Вместе с другими специалистами по экспериментальной педагогике он включился в издание коллекции простейших демонстрационных приборов по курсу психологии и педагогики для Педагогического музея Учительского дома (который располагался на М. Ордынке, 31).

Октябрьскую революцию Константин Николаевич встретил с воодушевлением, связывая с ней возможности коренного преобразования школьного образования. Он был одним из первых ученых, предложивших свои знания и силы молодому советскому государству и принявших активное участие в мероприятиях по реорганизации системы народного просвещения и подготовке кадров советских учителей. В 1921 г., по поручению Наркомпроса, К.Н. Корнилов принял участие в организации педагогического факультета 2-го МГУ, созданного на основе Высших женских курсов, и был его первым деканом, а также профессором кафедры психологии. Именно тогда проявился блестящий талант Константина Николаевича Корнилова как ученого-организатора, сумевшего сформировать мощную научную школу.

Торжественное открытие педфака состоялось 17 октября 1921 г. в главной аудитории корпуса на Малой Пироговке. В обращении к коллегам первый декан К.Н. Корнилов обрисовал цели предстоящей работы, главная из которых – «создание высококвалифицированного, теоретически и практически образованного педагога, владеющего научными методами в сфере его специальности». Педагогический факультет стал важной составной частью 2-го МГУ. Здесь работало немало известных, авторитетных, уважаемых ученых, крупнейших специалистов народного образования. По уставу высшей школы от 1921 г., управление советскими вузами строилось по принципу централизма, но это не исключало широкого участия профессорско-преподавательского состава и представителей студенчества в управлении всеми сторонами жизни на педагогическом факультете.

В 1924 г. К.Н. Корниловым был создан первый кружок по психологии. В 1926 г. вышло первое издание «Учебника психологии» К.Н. Корнилова.

На I и II Всероссийских съездах по психоневрологии (1923 и 1924 гг.) ученый обосновывал необходимость связи психологии с диалектикой. 15 ноября 1923 г. К.Н. Корнилов сменил своего учителя Г.И. Челпанова на посту директора и возглавил Научно-исследовательский институт психологии. После создания в 1924 г. Ассоциации научно–исследовательских институтов общественных наук ФОН МГУ в нее вошел и институт, получивший затем название Московского государственного института экспериментальной психологии. Являясь ученым широкого и разностороннего диапазона научных интересов и творческой деятельности, Корнилов в 1928 г. учредил (вместе с А.Б. Залкиндом и И.Н. Шпильрейном) журнал «Психология, педология и психотехника», в котором стал редактором серии «Психология». Основное место в работе ученого стала занимать научно–исследовательская работа по изучению поведения человека. Значительное внимание он уделял также взаимоотношению психологии и философии.

После организации Московского государственного педагогического института (МГПИ) профессор Корнилов возглавил кафедру психологии и до последних лет своей жизни оставался заведующим этой кафедрой. Его лекции по психологии отличались высокой научной содержательностью и ясностью изложения, имели большое воспитательное значение в подготовке учителей.  Под научным руководством Константина Николаевича были подготовлены многие десятки научных работников – кандидатов и докторов психологии.

В 1946 г. он был назначен первым редактором журнала для учителей и родителей «Семья и школа», которым руководил на протяжении десяти лет.  За это время журнал, начавший свою деятельность с 50 тыс. экземпляров, стал популярным, увеличил тираж в шесть раз.   На протяжении многих лет К.Н. Корнилов являлся лектором Общества по распространению политических и научных знаний, всегда оказывал помощь консультациями приезжающим с разных концов Советского Союза учителям и научным работникам.

Почти шестьдесят лет своей трудовой жизни Константин Николаевич Корнилов отдал науке и делу народного просвещения. В 1935 г. ему была присуждена без защиты диссертации  ученая степень доктора педагогических наук. В 1943 г. профессор МГПИ им. В.И. Ленина К.Н. Корнилов стал действительны членом и вице–президентом (до 1953 г.) Академии педагогических наук РСФСР, в деле организации которой МГПИ им. В.И. Ленина сыграл ведущую роль.

К.Н. Корнилову принадлежат свыше 50-ти научных работ по вопросам философии, психологии и педагогики. Он – автор учебников по психологии для педагогических вузов и средней школы, которые неоднократно переиздавались. Много научных трудов ученого посвящено изучению психологии ребенка и пропаганде психологических и педагогических знаний среди родителей и педагогов.

Скончался Константин Николаевич Корнилов 10 июля 1957 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

С 1923 г. до последних дней свой жизни Константин Николаевич Корнилов был бессменным депутатом Московского Совета депутатов трудящихся. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями. Человек ясного ума, высокой принципиальности, активный общественный деятель К.Н. Корнилов обладал большим личным обаянием, покоряя людей, с которыми работал или встречался, требовательностью к себе, скромностью, простотой и чуткостью.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекции изучения истории МПГУ.

 

08 / 03 / 2021

Показать обсуждение