Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Первый Всероссийский конкурс «Наследие выдающихся предпринимателей России»: исследуем, размышляем, участвуем!

Наука

Давыдова А.Р. Сертификат. Всероссийский конкурс. Июнь 2021

Студентка 1-го курса направление подготовки Менеджмент (направленность «Управление человеческими ресурсами») Давыдова Амина приняла участие в первом Всероссийском конкурсе «Наследие выдающихся предпринимателей России». Под руководством доц. Заякиной И.А. было подготовлено эссе «Е.М. Ольденбургская – принцесса, организатор и меценат», представленное в номинации «Женское предпринимательство в дореволюционной России». За участие в конкурсе Давыдова А. получила сертификат участника и внимание жюри. Поздравляем Амину и доц. Заякину И.А. с удачным дебютом и желаем новых научных побед!

 

Это интересно

В XIX веке от 40 до 50% предпринимательниц (в разные десятилетия) были дворянками. Среди них и принцесса Евгения (1845-1925) – принцесса Романовская, урожденная герцогиня Лейхтенбергская, в замужестве принцесса Ольденбургская. О ней как о просветительнице и благотворительнице написано немало2. Гораздо меньше известно о её предпринимательской деятельности.

В 1878 г. Евгения в возрасте 33 лет стала владелицей имения Рамонь в Воронежской губернии стоимостью 500 тыс. рублей. Это было довольно большое поместье площадью 4000 десятин (4370 гектаров), позже еще в полтора раза увеличенное докупкой новых участков.

Принцесса по материнской линии была внучкой императора Николая I. Ее мать, великая княжна Мария Николаевна, вышла замуж за герцога Максимилиана Лейхтенбергского – внука короля Баварии. Отец Евгении в возрасте 20 лет приехал из Мюнхена в Россию. После того как он породнился с царской семьей, был пожалован чином генерала, позже стал главноуправляющим корпуса горных инженеров и президентом Академии художеств.

Принцесса была богата и могла сама купить Рамонь. При вступлении в брак Евгения получила в качестве свадебного подарка от дяди, императора Александра II, 100 тыс. рублей серебром, но по условиям пользования могла тратить лишь проценты с этого капитала. Имелся и личный капитал, который, без стоимости ювелирных украшений и мебели, составлял внушительную сумму – 726 214 рублей серебром.

Рамонь представляла собой преуспевающее хозяйство – в 1850-х гг. оно имело свеклосахарный завод и завод стеариновых свечей. Работало 540 государственных и помещичьих крестьян. При Евгении предприятие стало быстро развиваться по пути механизации, возрос и объем продукции.

Если в 1879 г. стоимость годовой продукции свеклосахарного завода, на котором работало 319 человек, составила 72 тыс. рублей (объем продукции при таком количестве рабочих был незначительным – 295 тонн сахара), то после реконструкции, в середине 1880-х гг., число рабочих уменьшилось до 280 человек, а производство возросло в четыре раза – 1 230 тонн сахара и 490 тонн патоки в год. В «Сведениях о фабриках и заводах в Воронежской губернии за 1885 год» дана выработка товара на 288 тыс. рублей и указано, что сбывали продукцию в Москву и Воронеж.

В 1894 г. было выработано сахарного песку на 260 тыс. рублей при 260 рабочих. Имелось 11 паровых машин общей мощностью 125 лошадиных сил. Сырье было на 75% с собственных плантаций сахарной свеклы, произраставшей на воронежских черноземах, еще 25% поставляли другие воронежские помещики. В 1899 г. производство сахарного песка увеличилось до 1950 тонн в год.

В 1880-х гг. было устроено «конфектное» отделение. С 1900 г. оно начало действовать как самостоятельная «Рамонская фабрика конфет и шоколада». Производились карамель, монпансье, шоколад, кофе, какао, мармелад, пастила, пряники, засахаренные ягоды и фрукты. Рамонские шоколад и карамель были отмечены на ряде международных выставок, например в 1904 г. получили Гран-при в Париже и в Брюсселе.

Для местных жителей принцесса Евгения открыла школу, и в 1880 г. на свои средства устроила бесплатную больницу на 32 кровати. Больница считалась хорошей, и, чтобы перенять опыт, в августе 1890 г. ее посетили делегаты V губернского съезда врачей и представителей земств Воронежской губернии. Один из побывавших тут врачей сказал, что эта больница должна служить образцом земских лечебных заведений как «безупречно удовлетворяющая земской идее – простоте, дешевизне и весьма полного удовлетворения потребности”.

Поля засевали яровой и озимой пшеницей, которая шла на продажу, а также клевером и травой на сено. В имении был устроен конный завод, на котором разводили тяжеловозов и рысистых лошадей – в 1890-х годах для улучшения приплода были закуплены кобылицы англо-арабской и английской пород (симменталь и швиц), потомство которых предназначалось для продажи. Имелось стадо коров швейцарских пород, славившихся хорошей мясной и молочной производительностью, овцы так называемой жирнохвостой породы, дающей мясо и сало.

На продажу готовился лес – деревья хвойных пород продавались в возрасте 80 лет, лиственных – 40 лет. Лес занимал четверть территории поместья. Чтобы не уменьшались лесные угодья, на вырубленных участках сразу высаживали 3-4-летние саженцы, для чего прямо в Рамони были устроены питомники. Хозяйству был придан товарный характер. Оно развивалось и процветало, принося хозяйке значительную прибыль.

 

23 / 06 / 2021

Показать обсуждение