Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Посещение Российской государственной детской библиотеки студентами Института детства

Новости МПГУ

14 мая 2021 г. студенты 4 курса факультета начального образования Института детства в рамках дисциплины «Методика развития речи детей дошкольного возраста» и курсов по выбору вместе с доцентом кафедры психологической антропологии Е.С. Рычаговой  и старшим преподавателем О.В. Нехорошкиной посетили Российскую государственную детскую библиотеку (РГДБ).

Культурно-образовательное пространство РГДБ дает возможность приобрести студенческой молодежи новый значимый социальный опыт деятельности и отношений, является условием самоопределения и самореализации. Возможность общения со специалистами, причастность к мыслям и чувствам на основе сотрудничества и доверия, способствует осознанию культурных норм и представлений.

В рамках выездного семинара главный библиотекарь, психолог отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Н.Г. Малахова провела с будущими педагогами тематическую встречу «Образовательная область «Речевое развитие»: знакомство с книжной культурой и детской литературой». Особое внимание она уделила культурным традициям нашей страны, народным играм и игрушкам. В процессе путешествия по библиотеке студенты побывали в читальных залах для различных категорий детей и посетили Комнату сказок.

Студенты закрепили теоретические аспекты, полученные на семинарских встречах в университете: художественная литература выступает эффективным средством речевого, интеллектуального, эмоционального и нравственного развития ребенка. Восприятие детьми литературных произведений является важным показателем, характеризующим своеобразие развития ребенка дошкольного возраста. Совершенно особое значение имеет знакомство ребенка с художественной литературой для развития игровой деятельности.

Студенты Московского педагогического государственного университета выражают признательность за содержательную яркую встречу в детской библиотеке.

Ежова Полина: «4 мая я была в Российской государственной детской библиотеке. Я узнала для себя много нового, как из истории существования библиотек в мире, так и о методиках работы вместе с детьми с книгами, начиная с раннего возраста. Меня поразило красочное оформление разных читальных залов, в которых так и хочется остаться подольше и почитать интересную историю или хотя бы просто посидеть и подумать о своем. Особо заинтересовал зал с книгами на разных языках мира, и их разнообразие. Комната сказок выглядит совершенно волшебно, а без света даже немного пугающе. Она сразу настраивает на то, что в ней будет проходить что-то сказочное. Я была удивлена тому, как много самых разных кружков и секций работают на базе библиотеки. Хочется отметить, что не только читальные залы производят такое сильное положительное впечатление, но и все остальное пространство библиотеки. Это определённо то место, в которое хочется возвращаться. Я очень благодарна Малаховой Наталье Григорьевне за интересную и познавательную экскурсию!»

Яковлева Екатерина: «Сегодня мы сходили на экскурсию в Российскую государственную детскую библиотеку. Хочу скачать, это прекрасное место! Мне очень понравилось. Во всех залах библиотеки своя особенная атмосфера. Огромное спасибо Наталье Григорьевне Малаховой. Она провела экскурсию, рассказала о жизни и истории библиотеки. Показала самые интересные книги и игрушки. Мы могли все потрогать, полистать, поиграть и это замечательно. Ее безумно интересно слушать. Я сидела и не могла оторвать от нее внимание. Особенно мне запомнилась «Комната сказок». Красивая, необычная, действительно сказочная. Попадая в эту комнату, уже ощущаешь присутствие чего-то волшебного. Сегодня я получила огромное количество положительных эмоций, заряд бодрости и мотивацию на дальнейшую работу. Спасибо большое нашему преподавателю Елене Сергеевне Рычаговой за такое путешествие и эмоции».

Переселяк Анастасия: «Сегодня мы посетили Российскую государственную детскую библиотеку. Нам провела экскурсию главный библиотекарь отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Малахова Наталья Григорьевна. Было очень интересно слушать и узнавать что-то новое, закреплять уже полученные знания. Так, например, Наталья Григорьевна рассказала о первых библиотеках со всего мира, показала глиняные дощечки, на которых древними символами были указаны «адреса книг». Мы посетили различные отделения библиотеки, где было большое множество детской литературы, особенно меня удивило, что есть целое отделение, посвященное европейской литературе, где книги представлены на языках своей страны. Очень было интересно узнать, как организована работа в библиотеке. По какому принципу распределяются книги, и как они расставлены в читательских залах. Что еще я отметила, так это то, что создано все для того, чтобы приобщить ребенка к чтению настоящей книги. Представлено большое количество книг, пространственная среда оснащена различными игрушками, декорациями, стеллажами с различными деталями, подчёркивающими определённую тематику. Все создано для развития ребенка и погружения его в мир литературы. Было интересно узнать, что в библиотеке присутствует театр, где детям читают сказки и стихи, внося новаторства, для того чтобы вовлечь в удивительный мир сказки. Например, во время стихотворения может быть сюрпризный момент, из пакета может вылезти персонаж этого стихотворения. Может проигрываться сюжет сказки с использованием предметов и обыгрывания с ними истории. Важно отметить, что должно соблюдаться определенное расстояние между читающим и слушателями. Это помогает ребенку погрузиться в сюжет. Чтобы он начал воображать, что он принц или принцесса, а может колдун или колдунья. Также с детьми проводят различные занятия, например, конструирование из подручных материалов. Это может быть персонаж сказки, главный герой того или иного произведения, а что самое интересное, так это то, что для каждой сказки дети создают своих героев. Наталья Григорьевна рассказала о развитии речи ребенка, при помощи книги, поделилась, как правильно нужно приучать ребенка к чтению, как при помощи книги можно развить воображение ребенка. Показала книги, способствующие развитию детей (воображение, мышлению, счету, развитию речи). Также с нами была проведена игра «Мы охотимся на льва», которая способствует включению ребенка в определенную активность, привлечения его внимания. Подводя итоги, могу сказать, что мне очень понравилось. Я узнала много нового и интересного, смогла закрепить полученные знания. Жалко, что в детстве мама меня туда не отвела, но в моем детстве, я посещала библиотеку в своем районе».

Кутахина Екатерина: «Сегодня я посетила Российскую государственную детскую библиотеку во второй раз, и снова это посещение оставило у меня неизгладимое впечатление. Я узнала много нового и интересного о занятиях с детьми в этой библиотеке и зарядилась желанием поработать в ней волонтёром или же пройти практику».

Головко Анастасия: «14 мая мы посетили Российскую государственную детскую библиотеку и вживую познакомились с её работником Малаховой Натальей Григорьевной, с которой встречались в прошлом семестре онлайн. Нам показали детскую библиотеку изнутри, мы побродили по её коридорам, заглянули почти в каждый зал. Я узнала много интересного и была приятно удивлена тем, что в эту библиотеку можно прийти и взрослому человеку! Мне захотелось посетить это место, пронизанное любовью к чтению и детям, ещё раз. Нас познакомили с необычными форматами работы с юными читателями, поделились практическим опытом, рассказали забавные ситуации, которые случались в этих стенах. Я узнала и об истории такого явления, как библиотеки в целом и детские библиотеки в частности. Мне очень понравилось то, что в этой встрече мы смогли затронуть множество аспектов развития дошкольников: это, разумеется, развитие речи, познавательное развитие, развитие игровой деятельности, художественно-эстетическое развитие (рисование, конструирование, знакомство с народной культурой разных стран). Даже физическое развитие находит отражение в образно-жестовых играх. Мы почувствовали себя настоящими детьми, которые получают удовольствие от очень увлекательной предметной среды и самого пространства, потому что с нами поиграли и почитали нам книги как самым настоящим детям. Но потом мы, конечно, поговорили как будущие педагоги о проблемах современного детства и прививания детям интереса к чтению. Книжный фонд библиотеки, конечно, впечатляет! Там и книги о путешествиях, астрономии, истории, химии. Существует даже отдельный зал с литературой на иностранных языках! Специалисты библиотеки рассказали нам, что они будут рады помощи молодых педагогов, студентов при организации различных массовых мероприятий, когда их снова можно будет устраивать. Я была бы рада попробовать поработать с детьми в таком необычном ключе. После встречи с Н. Г. Малаховой и другими работниками Российской государственной детской библиотеки я осталась в восторге, который очень трудно описать! Я считаю, что многим молодым людям, которые даже не очень любят читать, стоит посетить это место и зарядиться энергией и желанием читать на долгое время!»

Коптенко Марина: «Сегодня нам удалось посетить Российскую государственную детскую библиотеку. Большое спасибо Наталье Григорьевне за крайне познавательную и интересную экскурсию! Нам удалось не только осмотреть разные залы библиотеки, но и погрузиться в историю возникновения книг, поиграть в народные игрушки, послушать стихотворения и изучить некоторые детские книги. Экскурсия оставила только приятные впечатления!»

Еремина Наталья: «Наконец-то настал тот день, когда у меня появилась возможность отправиться на полноценную экскурсию в Российскую Государственную детскую библиотеку и встретиться с Натальей Григорьевной Малаховой главным библиотекарем отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения, чудесным детским психологом, в живую. Однажды мы встречались с ней на онлайн конференции, которая очень запала мне в душу. Сегодня эта прекрасная женщина и самый настоящий специалист своего дела буквально погрузила нас в самое «сердце» самой большой детской библиотеки и рассказала о том, как существует и работает это волшебное место. Разумеется, нельзя было начинать разговор о РГДБ, предварительно не погрузившись в историю письменности, создания первых книг и библиотек. Погружение в эту тему было весьма увлекательным и познавательным. Я узнала много нового из рассказов Натальи Григорьевны Малаховой как о самой библиотеке, в которой мы находились, так и о многих других вещах, связанных с книгами и данным ремеслом. Когда мы отправились в путешествие по залам библиотеки – время буквально остановилось. Такого огромного разнообразия книг я ещё не встречала. Каждую хотелось рассмотреть, потрогать и изучить. Найдётся все: от детских книжек на японском языке, до книжек-игрушек для детей. Выбор просто бесчисленен. Все книги бросаются в глаза своими красивыми и яркими обложками, идеальным состоянием, своими «адресами», самыми интересными темами и направлениями. Не только ребёнок сможет найти себе что-то по душе, но и любой взрослый будет рад подобрать себе чтиво в этом месте. На некоторых экземплярах и типах книг Наталья Григорьевна останавливалась особенно трепетно и подробно. Она демонстрировала их особенности и достоинства. Это были просто волшебные книжки, которые завлекали и нас, студентов четвёртого курса. Мы действительно не могли оторваться от рассказов Натальи Григорьевны и от самих книг. Н.Г. Малахова очень талантливый и профессиональный оратор. Ее слова легко и приятно воспринимать, особенно, когда они постоянно подкрепляются примерами из ее личного опыта, играми, наглядными материалами и невероятными эмоциями. Слушать такие выступления – одно удовольствие. Помимо всего перечисленного, нам рассказали, как проводятся занятия, чем занимаются дети, какие есть нюансы, сложности и приемы для того, чтобы привлечь внимание детей. Наталья Григорьевна показала нам традиционных куколок, которых они делают вместе с детьми во время масленицы, рассказала, как могут проходить занятия с рисованием по произведениям и, самое главное, познакомила нас с чудесным местом, где детям читают сказки. Впечатления сложно передать словами. Когда ты оказываешься в этой комнате – сразу забываешь о том, где ты. Ты будто переносишься в другой мир, абстрагируясь от библиотеки и от всего, что происходит вокруг. Вся комната расписана детьми вручную разными изображениями волшебных персонажей. Декорации и освещение придают потрясающую атмосферу волшебства этой комнате. Иными словами, мы оказались в самой настоящей сказке. Это было потрясающе. В сегодняшней экскурсии было все: исторические факты, опора на личный профессиональный опыт специалиста своего дела, постоянное взаимодействие между оратором и аудиторией, интересная информация о работе самой большой детской библиотеки, преподнесенная нам в самых ярких и запоминающихся подробностях, интерактивные моменты в виде игр, демонстрация великолепных книг. Улыбки, смех, невероятная атмосфера и полное удовлетворение от экскурсии по такому замечательному месту. Эмоций очень много и они исключительно положительные. Я безмерно благодарна МПГУ и нашим преподавателям за то, что мы имеем возможность посещать такие впечатляющие места».

 

15 / 05 / 2021

Показать обсуждение

Обсуждение

Малахова Наталья, 24 / 05 / 2021 в 14:22

Как всегда, студенты были исключительно замотивированы, таких заинтересованных и активных слушателей-студентов встретишь далеко не часто.
Спасибо студентам, а главное – педагогам.
Н.Малахова, сотрудник отдела социологии, педагогики и психологии детского чтения РГДБ.

    Институт детства, 24 / 05 / 2021 в 15:10

    Большое спасибо за такие теплые слова о наших студентах!