Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Представители Института “Высшая школа образования” приняли участие в Первом профессорском форуме “Российское профессорское собрание”

Наука

1 февраля 2018 г. в Российском университете дружбы народов (РУДН)  состоялся Первый профессорский форум. В нём участвовало более 1000 профессоров со всей России.  При этом на сегодняшний день  ООО «Российское профессорское собрание» (РПС)  объединяет более 3000 профессоров  из 250 университетов и научных институтов из 73 субъектов РФ.

Председатель  РПС заведующий кафедрой Гражданского общества МГИМО(У) МИД РФ, доктор юридических наук, профессор  В.В. Гриб   сформулировал  ключевые проблемы, стоящие перед современной наукой и образованием: снижение качества образования,  глобальная  конкурентоспособность Российских образовательных и научных организаций,  обеспечение связи между научными разработками и их практическим внедрением, снижение статуса научно-педагогического работника. Каждый из вопросов, затронутых участниками конференции,  стал «точкой роста» для отечественной науки и образования.
Одной из первоочередных проблем, требующих безотлагательного  разрешения на  различных уровнях законодательной и исполнительной власти, стало определение статуса российского профессора, необходимость 
пересмотра форм оценивания результативности работы системы образования в современном цивилизационно-культурном пространстве, а также вопрос предоставления права законодательной инициативы российскому профессорскому собранию.

Присутствие в зале более 70 ректоров крупнейших образовательных центров России определило исключительно высокий уровень компетентности в поиске путей развития отечественной интеллектуальной сферы. Этот факт был особо отмечен в приветствии Форуму, направленном заместителем председателя Правительства Российской Федерации Ольгой Голодец. “Ваше мероприятие собрало лучших представителей научной элиты, которые продолжают многое делать для системы образования в стране”, – было подчеркнуто в обращении вице-премьера.

Вопросы модернизации образовательной системы, формирования полноценной университетской среды, повышения конкурентоспособности отечественного образования прозвучали в выступлениях ключевых спикеров Форума. Так, ректор РУДН, председатель Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации Владимир Филиппов подчеркнул значение Форума для формирования системы представительства интересов работников высшей школы, отстаивания их интересов во взаимодействии с государством и обществом. Экс-министр образования отметил принципиальную задачу не только критиковать федеральное министерство образования, но и предлагать идеи и решения, вовлекать чиновников в обсуждение проблем и вопросов, сформулировать 2-3 конкретные проблемы и предложить варианты их решения.

Председатель комитета по образованию Совета Федерации Зинаида Драгункина обратила внимание собравшихся на то, что инициатор проведения Форума – Российское профессорское собрание в настоящее время включило в свои 72 региональных отделения лучших представителей гуманитарных и естественнонаучных отраслей знания. Также, как и Совет Федерации является палатой регионов, РПС объединяет под своей эгидой значительный экспертный и интеллектуальный потенциал субъектов Федерации, который может и должен быть востребован в решении многих насущных вопросов и проблем, связанных с развитием образовательной и научной деятельности, ускоренного формирования в России экономики знаний.

Заместитель министра образования Григорий Трубников представил в своем выступлении проект новой федеральной программы “Научно-технологическое развитие Российской Федерации на 2018-2025 гг.” Реализация данной стратегической инициативы Министерства образования и науки России позволит закрепить статус университетов как основной площадки подготовки кадров для науки, расширит влияние науки на общество повысит престиж карьеры в сфере науки. Программа также нацелена на выявление талантливой молодежи, развитие социальной инфраструктуры ВУЗов, модернизацию кампусов, строительство жилья для сотрудников. Программа предусматривает и серьезное расширение линейки грантов Российского фонда фундаментальных исследований.

Говоря о задачах, стоящих перед российским образованием, председатель комитета по образованию Государственной Думы, декан факультета государственного управления МГУ Вячеслав Никонов отметил, что стране сегодня нужны превосходящие гуманитарные технологии. “Нужно, чтобы достижения оборонно-промышленного комплекса распространялись на все другие сферы. Нам нужно поддерживать пики и бороться с разрухой в образовании”. Депутат подчеркнул, что Россия является страной с самым образованным населением в мире: по рейтингу Организации экономического сотрудничества и развития 60% взрослого образования имеют высшее и среднее специальное образование. В последние годы в стране закрыли огромное количество ВУЗов, не дававших образование, а просто выписывавших диплом. Однако, в этой сфере есть и серьезные проблемы. Так, согласно приведенным в выступлении данным, российские ВУЗы сегодня имеют предписаний и штрафов со стороны контрольных органов за ненадлежащее состояние площадей и помещений на сумму 54 млрд рублей, но не имеют средств, чтобы устранить эти недостатки. Помочь системе образования призван Федеральный закон о научно-технологических центрах (“Закон о российских кремниевых долинах”), принятый ГосДумой в 2017 году.

Выступая с трибуны Первого Профессорского форума, ученый секретарь Высшей аттестационной комиссии Игорь Мацкевич озвучил данные, что сегодня в России насчитывается 29900  профессоров с подтвержденным статусом. Из них больше половины находятся в возрасте 60 лет. По мнению докладчика, это означает, что страну в ближайшее время ждет серьезный “профессорский кризис”. Не способствует обновлению профессорского корпуса и то, что статус профессора в России принижен по сравнению с  кадрами высшей школы в Европе. Так, в Германии статус профессора даже указывается в паспорте рядом с фамилией гражданина, а бюджет любого ВУЗа строится “от профессора”, сначала считается сколько денег профессорам этого ВУЗа нужно на год, а затем рассчитываются остальные затраты на обеспечение учебного процесса.

Приветствуя участников Первого Профессорского форума, ректор Московского авиационного института, председатель комиссии по образованию Общественной палаты Михаил Погосян подчеркнул, что Палата, как ведущая экспертная площадка и важный механизм аккумулирования и выражения интересов гражданского общества, всегда открыта к взаимодействию с профессорским сообществом страны с целью повышения качества отечественного образования, решения имеющихся в этой сфере проблем.

Председатель Российского профессорского собрания, профессор МГИМО-Университета МИД РФ Владислав Гриб подчеркнул особую значимость Форума как площадки взаимодействия общества, бизнеса и власти, открытого обсуждения самых сложных проблем и вопросов в сфере образовательной и научной деятельности. По мнению профессора Гриба, кроме таких крупных и резонансных мероприятий очень важен формат  региональных конференций отделений РПС, проведение отраслевых и специализированных встреч для решения менее глобальных, но не менее острых проблем, стоящих перед отечественной высшей школой и наукой.

Что мешает отечественной науке и образованию быть первыми в мире?

 

 

14 / 02 / 2018

Показать обсуждение