Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Проблема информатики в школе гораздо глубже, чем кажется, считают участники круглого стола по реформированию школьного предмета «Информатика»

Институт журналистики, коммуникации и медиаобразования (новости)

В Институте журналистики, коммуникаций и медиаобразования 23 июня состоялось первое заседание инициативной межведомственной Рабочей группы по реформированию школьного предмета «Информатика». В её состав вошли представители Министерства образования и науки РФ, Департамента образования и Департамента информационных технологий г. Москвы, преподаватели вузов, колледжей и школ.

Определяя проблемное поле для деятельности Рабочей группы, участники дискуссии предложили в первую очередь сделать акцент не на расширении того или иного раздела нынешнего школьного курса информатики, а на пересмотре самой концепции программы. По мнению зав. кафедрой медиаобразования МПГУ И. В. Жилавской, в настоящее время изучение данного предмета в школе целиком сориентировано на технократический подход, в то время как стремительные изменения реалий информационного общества диктуют необходимость его органичного сочетания с подходом гуманитарным, мировоззренческим. Кроме того, сегодня всё актуальнее становится обучение школьников приёмам эффективной работы с растущими массивами текстового и визуального контента, навыкам безопасного пользования инструментами виртуальной среды.

Эту позицию поддержала методист кафедры педагогики и методики естественно-научного образования НИЯУ МИФИ З. П. Малюк. Она поделилась результатами исследования, проведённого по инициативе Всероссийского общественного движения творческих педагогов и исследователей, которые подтверждают необходимость существенного расширения не только ИКТ-компетенций школьников, но и безотлагательного внедрения основ информационной культуры.

Заведующая кафедрой математики и информатики в начальной школе МПГУ, автор школьного учебника «Информатика» Л. Л. Босова, разделяя актуальность темы заседания Рабочей группы, напомнила о катастрофическом дефиците времени, отведённом в расписании школы на изучение предмета. При этом профессионалы IT-сферы заявляют о грядущей острой нехватке специалистов, например, информационной безопасности.

– Проблема, о которой мы говорим, назрела давно, – считает руководитель проекта «Школа новых технологий» И. С. Марчак, – но решать её надо общими усилиями, прежде всего, профессиональных сообществ, а не только разовыми мероприятиями общественников. К сожалению, даже выступления преподавателей информатики, которые пытаются привлечь внимание ответственных управленческих структур к решению этой проблемной ситуации, пока явно остаются не услышанными.

Руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН Ю.Ю. Чёрный особое внимание участников встречи обратил на необходимость не упускать из виду мировоззренческий аспект информатики, ее функциональную сложность и до сих пор не достаточную проработанность теоретических вопросов, чем вызвал активную дискуссию педагогов и методистов.

В заключении И.В. Жилавская обозначила более широкий подход к поднятой проблеме, которая, на взгляд эксперта, должна решаться комплексно, масштабно, как процесс введения в систему образования интегрированного медийно-информационного образования, включающего в себя различные элементы информационной грамотности, информационной гигиены, медикультуры и т.д.

Среди конкретных инициатив, прозвучавших в ходе дискуссии, было предложение проректора МПГУ С.Д. Каракозова о разработке магистерской программы «Информационная  безопасность в образовании», а также открытии постоянно действующего научно-методического семинара по проблемам реформирования информатики. По общему согласию участников диалога взят курс на детализацию содержательных и организационных аспектов возможной корректировки программы школьного курса информатики.

Межведомственная рабочая группа продолжит свою работу на регулярной основе.

26 / 06 / 2017

Показать обсуждение