Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Ректор МПГУ выступил в панельной дискуссии «Цивилизационное наследие России: смыслы и направления работы» на ММСО-2018

Новости МПГУ

20 апреля на Московском международном салоне образования по инициативе Департамента государственной политики в сфере общего образования состоялась панельная дискуссия «Цивилизационное наследие России: смыслы и направления работы». Одним из центральных спикеров стал ректор нашего Университета Алексей Владимирович Лубков.

В мероприятии приняли участие директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Андрей Евгеньевич Петров, заместитель Министра культуры РФ Владимир Владимирович Аристархов, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Владимирович Гусев, заведующая кафедрой медиаобразования МПГУ и руководитель кафедры ЮНЕСКО медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Ирина Владимировна Жилавская, руководители образовательных учреждений, представители органов государственной власти.

В ходе панельной дискуссии спикеры обсудили государственную задачу, связанную с продвижением в системе образования и воспитания комплекса вопросов, касающихся культурно-исторического прошлого страны. Участники предложили включить «Цивилизационное наследие России» в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Как отметил в своем выступлении заместитель Министра культуры РФ Владимир Владимирович Аристархов, тема дискуссии должна стать одним из приоритетных направлений государственной культурной политики. «Ценности возникают в нашем наследии, в нашей истории, в нашей литературе”, – подчеркнул он. – “Наша культура – это одна из наших ценностей». В этом проекте важны все виды и формы историко-культурного, цивилизационного наследия страны, которое очень сильно влияет на образование и воспитание подрастающего поколения, сказал Владимир Аристархов.

О формировании ценностей «Цивилизационного наследия России» в системе высшего образования рассказал ректор МПГУ, член-корреспондент Российской академии образования Алексей Владимирович Лубков

По его словам, отношение к нашему прошлому определяет культуру нашего общества. “Прошлое, – сказал он, – всегда очень разное. Оно неизбежно пронизывает все сферы жизни общества и судеб людей, определяя во многом и их будущее. И каковы бы ни были эти исторические страницы, их надо знать и помнить, поскольку они отражают всю ту богатейшую, хотя порой и очень непростую палитру истории России, страны, внесшей очень большой и неоспоримый вклад в развитие мировой цивилизации. И здесь очень важно, особенно в деятельности педагога, обращаясь к конкретному человеку, к его мыслям, его душе, делать это в контексте культуры».

В качестве примера Алексей Владимирович привел историю нашего университета, в разные годы носившего имена А.С. Бубнова, В.И. Ленина. «Сегодня отношение к советскому периоду очень разное, – заметил он, – но, если быть честными и соблюдать историческую правду, то именно тогда была выстроена целостная система образования, эффективно отвечавшая на вызовы того времени. Особо отмечу – одна из лучших в мире. И мы должны быть благодарны тем людям, кто ее создал, в том числе, преподавателям и сотрудникам нашего вуза. В результате были воспитаны миллионы людей, патриотов своей родины, людей, вынесших на своих плечах тяготы Великой Отечественной войны. И это тоже наш вклад в цивилизацию, потому что эти люди оказались на острие глобального конфликта, определившего все XX столетие, конфликта варварства и цивилизации»

«Сегодня Россия также столкнулась с новым, серьезным вызовом. И перед страной, ее народами стоит серьезная задача по сохранению национальной самобытности, своей культурной, духовной матрицы. Не случайно эта проблема привлекла самое серьезное внимание представителей Государственной Думы, в том числе заместителя Председателя ГД РФ Ирины Анатольевны Яровой, – сказал он, – Вопрос очень серьезен, потому что он определяет все, в том числе и образование, подготовку кадров, непосредственно учебно-воспитательный процесс».

Особый акцент Алексей Владимирович сделал на вкладе русских философов, историков, писателей и общественных деятелей XIX века в становление и изучение цивилизационного подхода в истории и культуре, который впоследствии ушел на второй план под давлением философских и социологических схем марксизма.

Россия развивалась тысячу лет в том культурно-историческом, цивилизационном контексте, который она выбрала с принятием христианства из Византии, отметил ректор. «И это во многом позволило стране избежать тех потрясений, которые мы видим в странах средневековой Европы, – подчеркнул он. – Проблема кроется в индивидуализме, антропоцентризме. Именно это и развело нас с Западом, отношение к тому, что главное в человеке – безудержный гедонизм или некий нравственный абсолют, который определяет его жизнь и действия».

Ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Владимирович Гусев рассказал о новом совместном проекте с Минобрнауки под названием «Вовлечение родителей в образование». «Если мы хотим быть услышаны современной аудиторией, то мы должны говорить и с родителями, и с детьми. Это должен быть общий разговор, хотя, безусловно, учитывающий всю специфику ситуаций и отношений», – заявил он.

Участники дискуссии отметили в качестве основной задачи проекта реализацию распространенного в мире подхода «воспитания наследием». По словам экспертов, этот подход позволит сформировать у детей чувство сопричастности к собственной истории, традициям и культуре. Он даст возможность через чувственное восприятие передать новые знания и сформировать целостную картину мира, которая послужит фундаментом для освоения отдельных предметных областей, формирования личности и духовного мира ребенка.

 

23 / 04 / 2018

Показать обсуждение