Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Русский язык и чтение как ценности семейного воспитания» – секционное заседание в рамках Общенационального родительского форума по проблемам семейного воспитания

Новости МПГУ

В рамках Общенационального родительского форума «Верны традициям, открыты инновациям» по проблемам семейного воспитания, прошедшего в Московском педагогическом государственном университете 30 августа 2018 года, состоялось заседание секции «Русский язык и чтение ка ценности семейного воспитания». Организаторами и модераторами секции выступили проректор по межрегиональным и международным связям МПГУ, профессор кафедры всемирной литературы, кандидат филологических наук Людмила Васильевна Дудова и начальник Управления межрегионального сотрудничества, профессор кафедры методики преподавания русского языка, доктор педагогических наук Ольга Николаевна Левушкина.

Открывая заседание, Людмила Васильевна Дудова обозначила основные проблемы в области овладения детьми русским языком и чтением, связанные, прежде всего, с воздействием на сознание цифровой среды и масс-медиа. К ним, по ее мнению, относятся: оскудение словарного запаса, упрощение синтаксического строя речи, затруднения в прочтении и понимании текстов, сложности построении диалогической речи и другие. В ходе выступления особый акцент был сделан на важности формирования читательской компетенции детей разного возраста, которая является базовой для личностного развития человека, приведены данные последних исследований в этой области.

Проблему воспитания ценностного отношения к русскому языку у детей дошкольного возраста в семье осветила заведующая кафедрой теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии, профессор, кандидат педагогических наук Валентина Ивановна Яшина. Опираясь на теорию С.А. Стернина о структуре национально-коммуникативного сознания, докладчик констатировала несформированность в российском обществе отношения к русскому языку как к духовной ценности и обозначила основные, по ее мнению, направления деятельности для решения проблемы: формирование эмоционального отношения к языку, создание культурно-информационной речевой среды, целенаправленный отбор содержания в области обучения русскому языку, использование ярких интерактивных форм обучения.

Доцент кафедры психологической антропологии, кандидат психологических наук Наталья Михайловна Родина сделала доклад на тему «Позиция взрослого и ее влияние на формирование интереса к чтению у ребенка дошкольного возраста». В нем она постаралась ответить на больной для родителей вопрос: Как не убить интерес к чтению у ребенка дошкольного возраста? Выступающим были предложен перечень произведений детской литературы для детей дошкольного возраста.

Проблемам отбора литературных произведений для чтения дошкольникам были посвящены доклады доцентов кафедры теории и методики дошкольного образования Факультета дошкольной педагогики и психологии, кандидатов педагогических наук: Ирины Ивановны Андрюшиной (тема: «Принципы отбора литературы для чтения и рассказывания детям дошкольного возраста»), Елены Львовны Лебедевой (тема: «Книги современных авторов для детей дошкольного возраста (обзор)»), Анны Владимировны Лияскиной (тема: «Книжка-картинка в семейном чтении»).

Свое решение проблемы формирования читательской компетенции школьников среднего и старшего возраста предложили профессор кафедры русской литературы, доктор филологических наук Ирина Николаевна Арзамасцева (доклад на тему «Литературное творчество в семье: исторические примеры и современные перспективы») и доцент данной кафедры, кандидат педагогических наук Наталья Евгеньевна Кутейникова (доклад на тему: «Мысль семейная» в художественном осмыслении современных детских писателей).

Выступления докладчиков вызвали живой отклик у участников секционного заседания, что выразилось в развернувшейся дискуссии. В ходе нее был сформирован ряд предложений в итоговый документ Общенационального родительского форума, которые переданы Оргкомитету. В него вошли предложения, связанные с изменением отношения к русскому языку в СМИ, созданием специализированного сетевого ресурса МПГУ с материалами по развитию читательской компетенции обучающихся и навигацией для родителей в мире детской и юношеской литературы, расширением роли МПГУ в просвещении родительской общественности и другие.

 

Текст и фото:

О.Н. Левушкина, М.А. Кривенькая

 

 

31 / 08 / 2018

Показать обсуждение