Навигация по сайту

ВЫБОРЫ РЕКТОРА

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

Антифейк-2022

Меры против коронавируса

В Российской академии образования при участии МПГУ прошла широкомасштабная международная научно-практическая конференция по вопросам воспитательного потенциала искусства

Художественно-графический факультет (новости)

19-20 сентября 2022 года в Российской академии образования при поддержке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Московского педагогического государственного университета состоялась международная научно-практическая конференция «Воспитательный потенциал искусства: академические стратегии и модели в теории и практике образования и воспитания».

Участники конференции обсудили вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания в современных школах, формы и методы использования воспитательного потенциала изобразительного искусства, роль культурного наследия народов России в формировании национального самосознания молодежи и др. вопросы.

С приветственным словом к участникам обратилась президент РАО, академик РАО – Ольга Юрьевна Васильева. Она отметила, что воспитание подрастающего поколения является одной из главных проблем жизнедеятельности государства, общества и системы образования и пожелала плодотворной работы.

Также с приветственной речью к присутствующим обратились – ректор МПГУ, доктор исторических наук, академик РАО – Алексей Владимирович Лубков и первый проректор МПГУ, доктор географических наук, академик РАО, Виктор Павлович Дронов. Они также затронули важность вопросов воспитания молодежи на фоне проходящих преобразований в стране, которые диктуют новые подходы к воспитанию. И большую роль в этом играет искусство.

В ходе пленарного заседания с интересным докладом выступил академик РАО и РАХ, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ – Станислав Петрович Ломов. Он поднял волнующую многих педагогов высшей школы и учителей изобразительного искусства тему: «Научные основы художественного образования и духовно-нравственного воспитания в современных школьных учебниках по ИЗО. Проблемы, риски и перспективы». Ломов С.П. подчеркнул, что предмет «Изобразительное искусство» сегодня растворился в интегрированном комплексе ИЗО, музыка, мировая художественная культура и т.п. Некоторые поговаривают, что вообще этот предмет в школе не нужен. Учителям предлагается ограниченный перечень учебников по изобразительному искусству с крайне сомнительным содержанием. Понимая важность образования и патриотического воспитания через искусство, Ломов С.П. предложил переосмыслить системе просвещения и обществу, место и значения художественного образования и эстетического воспитания. Докладчик на острых материалах и иллюстрациях из учебников по ИЗО дал критический анализ подачи отрицательных образов воспитания и их скрытых смыслов. И обратил внимание на необходимость проведения строгой научной и общественной экспертизы содержательной части учебников, что и в каком виде преподается детям на уроках изобразительного искусства в школах.

Образовательная область «Искусство» и особенно «Изобразительное искусство» должно быть приоритетными предметами и дисциплинами в современном быстро меняющемся мире. Необходима совершенно новая, базирующаяся на отечественных традициях, грамотная, научно обоснованная концепция по предмету образовательной области «Искусство». Рисование с натуры, как научный метод познания, должен стать основным видом учебной деятельности по ИЗО. Необходимо закрепить в нормативных документах расширение присутствия искусства в школе, как обязательного общеобразовательного предмета интегрированного в систему общего образования. Обеспечить преподавание образовательной области «Изоискусство» исключительно педагогами-профессионалами на основе классической составляющей, ориентированной на отечественные принципы образования и воспитания. Начать работу по созданию «Атласа педагогики искусства», в котором могут быть представлены методические разработки ведущих учителей общеобразовательных школ по изобразительному искусству. Доклад был выслушан с неоднозначным интересом.

С докладом «Патриотическое воспитание школьников на занятиях изобразительным искусством» выступил заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства имени Н.Н. Ростовцева, доцент кафедры живописи, доцент РАО, кандидат педагогических наук – Иван Юрьевич Руднев. Он отметил, что патриотическое воспитание должно стать единым, целенаправленным и целеустремлённым процессом, координирующим и управляющим деятельность всех институтов воспитания страны: образовательных учреждений, средств массовой информации, семьи, различных общественных и государственных организаций по воспитанию и формированию у каждого члена общества, а особенно у детей и подростков, патриотических чувств, дисциплинированности, гражданственности, культуры межнационального общения, стремления к миру, любви к Родине. Особенно это становится актуальным сегодня, когда все более заметной стала постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, обострился национальный вопрос, утрачено истинное значение и понимание патриотизма, в этих условиях очевидна неотложность решения на государственном уровне острейших проблем системы воспитания.

В ходе конференции также состоялась презентация выставки иконописного искусства и классической живописи студентов факультета изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

Ключевыми спикерами конференции стали академики Российской академии образования и Российской академии художеств, ректоры ведущих университетов, известные деятели искусства и культуры.

23 / 09 / 2022

Показать обсуждение