Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Уместный специалитет: подготовку будущих учителей хотят усилить

Новости МПГУ

Отказ от бакалавриата предложили начать с педагогических специальностей.

Президент Российской академии образования Ольга Васильева заявила, что нужно возвращать программы специалитета в вузы, которые готовят будущих учителей. Сейчас почти 92% студентов-педагогов обучаются по программам бакалавриата, но этого недостаточно для того, чтобы выпускались качественные специалисты для школ, считает она. Эксперты в большинстве своем согласны с предложенными изменениями, но призывают подходить к ним с осторожностью, сосредоточившись на содержании программ.

 

Зачем переходить на специалитет

О необходимости усилить подготовку будущих педагогов Ольга Васильева рассказала на II Всероссийском форуме «Педагогическое образование в российском классическом университете». В рамках мониторинга изучили 2,6 тыс. образовательных программ для будущих педагогов в 139 вузах, по которым обучаются 202 тыс. студентов.

— Согласно данным мониторинга, 92% студентов из всех опрошенных ребят обучаются в бакалавриате, — рассказала Васильева. — 8% — в магистратуре и только 0,22% — по программам специалитета.

Президент РАО подчеркнула, что современному учителю не хватает этих четырех лет, хотя и заметила, что по этому поводу было много споров.

Напомним, с 2011 года именно квалификации бакалавра и магистра стали для российских вузов основными по новым Федеральным государственным образовательным стандартам. Хотя подготовка бакалавров в стране началась еще в 1996 году. По большинству программ бакалавриата студенты учатся четыре года, после чего имеют возможность продолжить обучение по программам магистратуры.

Разговоры об отказе от системы бакалавриата и магистратуры в России в пользу возвращения к программам специалитета ведутся уже не первый год. В феврале президент Владимир Путин в ходе послания Федеральному собранию предложил вернуть в вузы подготовку специалистов.

— Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования и опыта последних десятилетий. В этой связи предлагается следующее: первое — вернуться к традиционной базовой подготовке специалистов с высшим образованием, срок обучения может составить от четырех до шести лет, — сказал тогда президент.

Он подчеркнул возможность гибкого подхода к обучению студентов: даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы на разные по сроку подготовки в зависимости от конкретной профессии и запроса рынка труда.

 

Мешает ли бакалавриат педвузам

Сенатор, экс-ректор Тверского государственного университета Людмила Скаковская согласна с предложением Ольги Васильевой. По ее словам, переход на Болонскую систему создал ряд сложностей для будущих педагогов и их работодателей. В частности, пропало указание на конкретную квалификацию. Из-за этого возникли проблемы на рынке труда: все выпускники — бакалавры или магистры педагогического образования, что не всегда соотносится с профессией учителя по конкретному предмету. Еще одна проблема — вместо упора на практику «преобладает теоретическая часть».

— Министерством просвещения уже сформирована программа «Ядро высшего педагогического образования», в которой прописаны принципы и подходы к подготовке педагогических кадров, и опора в этой программе сделана именно на специалитет, — сказала она.

Людмила Скаковская подчеркивает, что уровень подготовки учителей по ряду профессий после получения четырехлетнего бакалаврского образования «объективно недостаточен», а выпускники бакалавриата по педагогическим профилям уходят работать в другие отрасли. Кроме того, из профессии уходит от 14 до 42% молодых учителей в разных регионах, так как они не готовы к работе в школе, указала она.

Коллега Скаковской, сенатор и бывший ректор Ярославского государственного университета имени Демидова Александр Русаков не согласен с тем, что нужно обсуждать именно об отказ от системы «бакалавр-магистр» в пользу специалитета.

— Мы очень много стали говорить об образовательных формах и системах, но существенно меньше о содержании образования, — заметил он в беседе с «Известиями». — А именно это, на мой взгляд, и есть основа того, что предлагал президент Российской Федерации, когда говорил о возвращении к базовому национальному отечественному образованию.

Александр Русаков замечает, что одним из наиболее востребованных направлений в педагогическом образовании является бакалавриат по двум профилям, который подразумевает пятилетнее образование. Условно говоря, студент педагогического вуза может учиться на учителя географии четыре года, а может выбрать программу по профилю «география и иностранный язык» и учиться пять лет. Второй вариант более востребованный.

Ректор Московского педагогического государственного университета, академик РАО Алексей Лубков отмечает, что как раз МПГУ инициировал двухпрофильный пятилетний бакалавриат. И именно его он считает «хорошей основой для введения специалитета». По его словам, после 2011 года из педагогического образования «директивно был исключен уровень специалитета, а из дипломов исчезла квалификация «учитель». В итоге пришлось приспосабливать бакалавриат к подготовке учителей.

— Да и сама идеология бакалавриата привела к снижению качества абитуриентов педагогических вузов, так как многие собирались просто получить широкое базовое гуманитарное образование, но не планировали работать в школе, — сказал Алексей Лубков.

Руководитель научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин замечает, что системы подготовки учителей в разных странах различаются. Так, в некоторых сначала нужно закончить бакалавриат по любой программе, а после этого идти в магистратуру по педагогике. В других странах учителя сразу учатся шесть или семь лет.

— Сходятся эти системы в одном: чтобы стать учителем, надо получить очень серьезную практическую подготовку, а на это требуется время, — сказал Илюхин. — При переходе от специалитета на бакалавриат отказывались в основном от практик студентов в школах. Надеюсь, возврат специалитета вернет и должный объем практик.

В Минпросвещения не ответили на запрос «Известий» о своей позиции относительно перехода на программы специалитета в педагогическом образовании.

 

Сложен ли переход

Борис Илюхин считает, что формально переход педагогического образования на программы специалитета может занять совсем немного времени — один-два года.

— Другой вопрос, что программы обучения нуждаются в существенной модернизации, — сказал он. — Cледует включить в программу обучения предметы, связанные с цифровизацией, оценкой качества образования, методами дистанционного обучения — нужно учитывать существенные изменения мира за последние годы.

Директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев подчеркивает, что к переходу нужно отнестись осторожно и не формально.

— Когда происходил переход к системе «четыре плюс два», нередко это изменение происходило в чисто формальном ключе — за счет расширения пятилетней программы на шестилетнюю. Важно, чтобы здесь такого подхода не было, — сказал он «Известиям».

При этом важно учесть все риски, говорит директор Института образования НИУ ВШЭ. Первый из них — удлинение срока обучения станет дополнительной нагрузкой на госбюджет или бюджет семей, которые будут платить за обучение сами. Еще одна проблема — при одномоментном увеличении сроков обучения выпускники позже выйдут на рынок труда, что в год перехода может стать шоковой ситуацией.

— Кроме того, и магистратуру нужно сохранить, чтобы студенты могли развиваться в преподавательской карьере, — сказал Евгений Терентьев. — Я бы обсуждал этот переход не в контексте тотального перевода всех программ бакалавриата и магистратуры в специалитет, а, может, мягкого увеличения объема подготовки специалистов при сохранении более гибких траекторий.

Ректор МПГУ Алексей Лубков отмечает, что педагогическому сообществу предстоит большая работа в нормативной сфере — нужны будут поправки в Федеральный закон «Об образовании», новый ФГОС в идеологии специалитета.

— Это не может быть один стандарт на всё педагогическое образование, — говорит Алексей Лубков. — Педагогическая сфера включает не только учителей предметов, но и педагогов-дефектологов, педагогов-психологов, воспитателей, педагогов дошкольного образования и т.д. Надо учесть особенности разных направлений подготовки, а также уточнить финансовые условия реализации программ педагогического специалитета с учетом специфики предметной области.

При этом педагогическое сообщество накопило достаточный опыт разработки новых траекторий подготовки и работа по переходу на специалитет может быть осуществлена в ближайшее время, продолжает он.

— Здесь нельзя спешить, — добавляет Александр Русаков. — Надо возрождать всё лучшее, что было в нашей системе образования, но с серьезной проработкой, дискуссией, пониманием, что подразумевается под переходом от бакалавриата к специалитету.

 

Переводить ли всех на специалитет

Сенатор Александр Русаков полагает, что именно педагогический блок образования находится сейчас в гораздо лучшем состоянии, чем другие профили. Об отказе от бакалавриата в пользу специалитета Русаков предлагает задуматься в первую очередь при обучении студентов естественных и инженерных наук.

Людмила Скаковская призывает очень осторожно подходить к возможности повсеместного возвращения к специалитету.

— Несмотря на все минусы Болонской системы, важно подчеркнуть, что для ряда направлений эта система оказалась наиболее приемлемой, — сказала она. — В условиях современных вызовов возвращение специалитета планируется исключительно в ключевых для научного и экономического развития страны отраслях.

Борис Илюхин замечает, что специалитет на других направлениях никуда и не пропадал. Так, некоторые специальности, связанные с ядерной энергетикой, радиолокацией и т.д., так и остались специалитетом со сроком обучения от 5,5 года. Возврат к «длинным» программам на физико-математических направлениях, считает он, произойдет самостоятельно в течение двух лет.

https://iz.ru/1489261/sergei-gurianov/umestnyi-spetcialitet-podgotovku-budushchikh-uchitelei-khotiat-usilit

03 / 04 / 2023

Показать обсуждение