Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Студенты-историки МПГУ приобщаются к прекрасному

Институт истории и политики (новости)

Группа студентов 4 курса Института истории и политики посетила Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Мы не просто приобщились к искусству Средних веков, но и погрузились в атмосферу сакральности и уважения к историческому прошлому.

Первый зал, который предстал перед нашим вниманием, был посвящен византийской истории. Нам удалось познакомиться с шедеврами живописи XIV-XVвв., выполненными в темперной технике. К ним относятся иконы «Христос Пантократор», «Собор двенадцати апостолов». Особого внимания достойна икона «Христос Пантократор», она, по-видимому, происходит из иконостаса одного из храмов Константинополя. Трактовка образа и приемы живописи основаны на ретроспективной стилизации позднепалеологовского искусства.

Второй зал посвящен собственно искусству западноевропейского Средневековья, где представлены слепки и копии выдающихся произведений раннехристианского, византийского и западноевропейского искусства. Нам удалось увидеть слепок дверей с изображением библейских сцен. Памятник относится ко времени подъема немецкого искусства в период Оттоновского возрождения X-XI вв. Двери были созданы по прототипу дверей церкви Сан-Сабино.  Выбор сюжетов и их трактовка имеют назидательный смысл: рельефы на дверях являют наглядный пример «Библии для неграмотных». Изображения должны были донести основные положения христианского учения. Слева в восьми клеймах сверху вниз повествуется о грехопадении человека, а правая створка, наоборот, снизу вверх отведена истории спасения – от Благовещения до Явления Христа Марии Магдалине.

Нас восхитила и Колонна с изображением новозаветных сцен, созданная в подражание колонны римского императора Траяна. Она украшена спиралевидной лентой рельефов, повествующих о триумфе Христа. На ней сохранилось 24 сцены от крещения Христа до входа его в Иерусалим. Стиль этих рельефов еще более суровый и экспрессивный, чем на Хильдесхеймских дверях.

Следующим памятником, на который мы обратили свое внимание, была гипсовая фигура Святой Модесты, оригинал которой помещен в соборе Нотр-Дам. Это была фигура местной святой, дочери Римского наместника в Галлии, которая проявила милосердие по отношению к заключенному в тюрьме первому миссионеру епископу Потенциану. Фигура изображена в сложном повороте, складки одежды ниспадают свободно и мягко и весь ее облик говорит о сдержанности и благородности.

Последним экспонатом оказался слепок Раки Святой Гертруды, созданной в готическом стиле XIII в.  Она воспроизводит наиболее характерные черты этого стиля: стрельчатые оконные проемы, круглые окна-розы, порталы украшенные скульптурой. По периметру Раки расположены апостолы и святые, а на торцах Христос и Богоматерь с младенцем. Этот слепок один из немногих сохранившихся, так как Рака была разрушен во время немецкой бомбежки 1940 гг.

Подобные экскурсии – это замечательная возможность применить свои знания на практике и просто прикоснуться к прекрасному. Возвращаясь к атмосфере музея, мы все больше убеждаемся, что именно сила этого места способствует эффективному усвоению материала.

Алексеева Е.Н., Жданова А.Д., Зимарина Е.С., Махкамова Я.Я.,
студенты 4 курса Института истории и политики, 
участники семинара «Церковь, общество и государство в Средние века»
(научный руководитель Симонова Н.В.)

 

28 / 03 / 2018

Показать обсуждение