Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Университетские субботы: познаем профессии будущего

Университетские субботы (новости)

19 апреля 2015 года на кафедре психологической антропологии Института детства МПГУ командой Герменевтического клуба МПГУ под руководством доцента кафедры Н.Б.Ковалевой прошел молодежный форум на тему “Настоящее творчество и его значение в мире профессий будущего”.  Форум прошел в  рамках Университетских суббот МПГУ в формате циклов  герменевтических сюжетно-деятельностных тренингов «Образованный человек 21-го века»,  «Профессии будущего»;Хранители цивилизации”.

Автор сценария и основной ведущий – руководитель герменевтического клуба МПГУ Федор Ковалев Модераторы – члены Герменевтического клуба МПГУ: Алина Белина, Кирилл Береза, Анна Вавилова, Светлана Данильчева, Иван Катречко, Светлана Ковалева, Елизавета Курапина Святослав Прохоров, Дмитрий Широнин,. Участниками форума  стали  учащиеся 8-11 классов московских образовательных учреждений, студенты, магистры, аспиранты ведущих московских Вузов молодые специалисты, педагоги – более 30 человек.

Формат герменевтического сюжетно-деятельностного тренинга дает учащимся школ (и, как мы надеемся, будущим абитуриентам МПГУ) шанс сделать абсолютно новый шаг в поиске ответа на вопросы, каков образ профессионала XXI века, как раскрыть собственный потенциал, что значит информированное самоопределение в отношении возможностей и особенностей той или иной профессии? Судя по результатам, большой интерес вызывают у участников навыки и опыт работы в творческих группах, участие в групповых дискуссиях, способы и техники иллюстрирования и моделирования своих идей и замыслов, а также защита собственных творческих решений в условиях публичной презентации и обсуждения.

Данный форум подытоживает творческие наработки и размышления сразу нескольких встреч по темам выбора профессии, семантики городского пространства и проектированию городов будущеговозможностям формирования творческой команды, условиям профессионального и личностного становления, управления своим временем и, конечно же, теме свободы.

С точки зрения нашей команды, ответы на многие вопросы, связанные с необходимостью самоопределения подростков в социокультурном пространстве с позиции идентичности, лежат в понимании тайны творчества, истоков обретения собственного пути и смысла жизни. На ярких образцах через собственные творческие интуиции и метафоры, мы уже разобрались в реалиях современного медийного пространства, ужаснулись последствиям потребительского отношения к жизни и ее симуляции, отвергли путь человека массы. И теперь перед нами со всей остротой встали вопросы о том, что есть настоящее творчество, почему оно необходимо как воздух людям и как открыть в себе источник подлинного вдохновения.

В качестве основного культурного образца для работы была выбрана новелла  из фильма  Андрея Тарковского «Страсти по Андрею» – шедевра, который по праву считается жемчужиной мирового кинематографа. «Это лучшее, что я видел в жизни!» – воскликнул Ингмар Бергман после просмотра кино. Новелла «Колокол» – вполне самостоятельное произведение и  рассказывает о судьбе подростка, взявшегося отлить колокол, основываясь на «секрете», который якобы передал  ему перед смертью его отец – известный на Руси колокольных дел мастер. А.Тарковский погружает нас в самую глубину жизни Руси начала XV  и как бы заставляет пережить вместе героями безысходность, страдание, душевный подъем  и радость творчества. Новелла о подвиге юного Бориски, которому удается совершить настоящее чудо – создать из подножной глины, из грязи, из праха земного удивительной красоты и чистоты колокол, несущий в мир благую весть о Слове – никого не оставила равнодушным. Пример Бориски в фильме, по замыслу Андрея Тарковского, дал силы преодолеть кризис и вернуться к творчеству, к жизни – великому «иконописцу всея Руси» Андрею Рублеву.

Произведение А. Тарковского, в свою очередь, вызвало у школьников, студентов, самих игротехников серьезные размышления о жизни, о творчестве, о судьбах людей, о возможностях самоопределения в жизни. В качестве опорных текстов для исследования и понимания были выбраны фрагменты из текстов Николая Бердяева и других авторов.

Задания и дополнительные разминки создавали высокий уровень мотивации для совместного исследования пространства “Колокола” и понимания его значения как символа. Через знакомство с нелегким трудом мастера, его эмоциональным переживанием, духовным ростом создавалось новое понимание перспектив самоопределения в контексте собственной жизни.

В центре внимания групповых дискуссий школьников оказалось обсуждение таких важных вопросов, как: «Что значит молчание Рублева – о чем оно? Что значит нарушить молчание? Какова истинная сила слова? Что побуждает творить? Как соотносится  творчество и технология? Как совмещается гибкость и твердость в личности творца? Как преодолеть отчужденность,  выйти за границы собственного мира  и стать частью  развивающейся  общности?»

Каждая из групп, вдохновленная новеллой и обсуждением образной ткани фильма,  создала свое небольшое сценическое произведение в ответ на дискуссионный запрос ведущих о природе и критериях настоящего творчества и искусства. Фрагменты из данных сценок мы разместим в ближайшее время на странице Герменевтического клуба.

19 / 04 / 2015

Показать обсуждение