Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА

Сотрудник управления международных связей МПГУ вернулась со стажировки в США

Новости образования

В декабре 2014 г. начальник отдела инновационных образовательных программ управления международных связей МПГУ Алина Айжарыковна Уразбекова выиграла грант Фулбрайта на стажировку в США. Не так давно она вернулась из поездки и поделилась своими впечатлениями.

Алина, что представляет собой программа, в которой ты участвовала?

Программа Фулбрайта – это своеобразное повышение квалификации для сотрудников международных отделов высших учебных заведений России, специализированный конкурс, который проводится уже несколько лет. Финалистами программы становятся 8 человек, в этом году в их число вошли представители вузов от Калининграда до Владивостока.

Расскажи, с чего все началось для тебя?

Нужно было подать заявку на конкурс и успешно пройти несколько туров. Первый тур – заочный, на котором рассматривались заявки участников. Второй тур был в Москве, осенью, и состоял из собеседования на английском языке и теста TOEFL. Третий тур проводился в Америке, в Вашингтоне, где руководители программы оценивали результаты и сами отбирали заявки участников. Победители получили возможность поехать в США на стажировку. Я вышла в финал, так для меня все и началось.

Что вы делали в США?

Первые 4 недели мы провели в американском Университете Индианы, знакомились с его международной деятельностью. Это один из крупнейших американских университетов, он является одним из лидеров по количеству иностранных студентов.

Сотрудники университета рассказывали нам, как у них организована работа в области международного сотрудничества: с теми студентами, которые приехали к ним из-за границы на учебу, и с теми, которые вернулись после длительной зарубежной стажировки.

Есть отличия от нашей системы?

Да, некоторые их программы совершенно не похожи на то, что делаем мы. У них есть не только вузы-партнеры, но и система выезда за рубеж вместе с преподавателем для изучения одного конкретного курса. Например, архитектуру и литературу Античности они едут изучать в Греции, историю Франции – в Париже и так далее.

Кроме того, система вузов-партнеров там несколько иная, нежели у нас. Они предпочитают не заключать большое количество договоров с разными университетами, а стабильно работают с несколькими. Зато с этими несколькими ведется очень тесное, регулярное и активное сотрудничество, не формальное, а фактическое. Таким образом, остаются только наиболее продуктивные контакты.

Ты упомянула, что программы адаптации в США направлены не только на иностранных студентов, но и на тех ребят-американцев, которые проходили стажировку за рубежом. Зачем?

Считается, что такие учащиеся переживают двойной культурный шок: первый – когда выезжают за границу, где им ничего не знакомо, второй – когда возвращаются обратно, ведь за время их отсутствия многое успело поменяться. Нам рассказывали о системе специальных тренингов, помогающих помочь таким ребятам применить полученные знания на практике, извлечь из них пользу непосредственно на родине.

Какие интересные тенденции тебе удалось наблюдать?

Все большую популярность набирают так называемые global schools, в которых объединяются социологические, политологические, гуманитарные исследования.

Некоторые университеты, например, American University, делают программы по параллельному перемещению студентов. Допустим, студент учится в университете А по программе бакалавриата. Отучившись первые два года, он может поехать в университет B, проучиться там еще один или два семестра, а потом вернуться обратно в университет А.

Интересно организована работа с теми студентами-иностранцами, которые плохо интегрируются в общую систему и предпочитают оставаться в группах: условно, китайцы дружат с китайцами, индусы – с индусами. Для них создаются специальные кружки, есть специальные кураторы и менторы. Регулярно проводятся праздники национальных традиций, национальной кухни, тематические вечеринки и так далее.

Наконец, весь процесс образования и его сопровождения погружен в онлайн-среду. Все документы подаются в электронном виде, все паспорта и копии документов об образовании хранятся также в электронном виде и хранятся на специальных носителях, так их очень легко найти, архивы не занимают много места.

А как обстоят дела с педагогическим образованием?

Начнем с того, что в Америке педагогом может стать практически каждый специалист в конкретной области, пройдя дополнительное обучение в магистратуре в течение нескольких семестров.

А чтобы получить лицензию педагога, обязательно нужно провести определенное число занятий в школе. И здесь самое интересное. Эта школа может быть не только в твоем регионе, но и за границей: в Африке, Китае и т.п.

Итак, 4 недели вы знакомились с международными программами и студенческой жизнью в Университете Индианы. Что дальше?

Далее мы отправились в Вашингтон, где была очень интенсивная программа. Мы принимали участие в международной конференции для администраторов международного образования, где были и представители из России, например, из Высшей школы экономики, и зарубежные партнеры нашего университета. Мы также посетили Американский Университет, а затем отправились в Нью-Йорк, где работали в IIE (Institute of International Education). После этого мы посещали такие образовательные учреждения, как New York University, LaGuardia Community College.

После этого была так называемая Networking Week – неделя, выделенная для того, чтобы каждый участник программы поехал в университет-партнер своего вуза и укрепил с ним отношения. Я посетила Университет Джорджа Мейсона, который находится недалеко от города Вашингтона. Это совсем молодой университет, ему около 40 лет. Надеюсь, у нас получится развить и углубить наше сотрудничество. Позже я отправилась налаживать связи с университетом штата Вашингтон в г. Сиэтле.

Затем начался наш практикум – следующие 4 недели программы я работала в международном отделе университета Montclair State University. Я изучала работу сотрудников, чтобы потом включить это в работу международного отдела нашего университета.

Расскажи об этом подробнее.

Я наблюдала за организацией деятельности в отделе по работе с иностранными учащимися, отделе по визовой поддержке, отделах по приему и отправке студентов в рамках программ обмена, отделе по преподаванию на английском языке, отделе по педагогической практике за границей, отделе, отвечающем за размещение иностранных студентов за границей и их культурную программу.

Иногда в американских университетах за счет бюджетных средств оплачивается только работа руководящих сотрудников того или иного подразделения. А рядовые сотрудники получают заработную плату из средств самого управления или отдела. Как это происходит? Вся работа оплачивается. Если студент приходит в международный отдел и хочет, например, поехать за границу, то за то, чтобы ему помогли оформить документы и выбрать подходящую программу он платит определенный взнос. То же касается работы с иностранными учащимися. Из этих денег формируется фонд, средства которого тратятся в том числе на весьма насыщенную культурную программу студентов, на оплату работы сотрудников отдела и специальных кураторов, с которыми учащиеся регулярно встречаются, совместно решают возникающие проблемы.

Часто вести международную деятельность помогают студенты-волонтеры, чтобы получить рекомендацию для будущего трудоустройства или чтобы получить скидку на обучение, так как высшее образование на уровне бакалавриата в США платное.

Преподаватели и сотрудники международных отделов находятся в тесном контакте, таким образом, возникающие в жизни студентов трудности решаются успешно и оперативно.

В чем, на твой взгляд, принципиальное различие американской и русской систем образования?

Американское образование более свободно и вариативно. Больше ориентировано на индивидуальный подход. В российских вузах есть жестко закрепленный учебный план, по которому проходит обучение. И дипломы студентов одной группы ничем не отличаются друг от друга. В Америке то, какой диплом получает конкретный студент, зависит от того, какие учебные курсы он сам выбрал. Для каждого направления обучения существует так называемое «ядро» – список обязательных для изучения предметов, а также «вариативная часть» – предметы, которые студент для изучения выбирает самостоятельно.

Например, если студент пошел учиться по направлению «Филология», то основная часть дисциплин будет касаться именно филологии, но вариативная часть может быть любой и включать любые предметы: экономику, математику, историю и тому подобное. И это может стать его дополнительной специальностью, указанной в дипломе.

А как обстоят дела с жизнью вне аудиторий?

Если студент хочет заселиться в общежитие, то подготовительную работу нужно проделать заранее. Чем раньше он пройдет регистрацию, тем шире у него выбор. Что имеется в виду? Все делается онлайн, при этом совместно с заявкой заполняется очень подробный опросник, в котором указываются индивидуальные предпочтения к организации быта, увлечения, хобби, приоритеты в жизни. На основании этих опросников каждому студенту подбирается близкий по складу ума и характера сосед, что минимизирует число проблем и конфликтов.

Есть различные проекты, например, «Global Village». Это тематическое объединение студентов в группы по 100-150 человек. И каждый вечер в группах проходят различные мероприятия, направленные на то, чтобы узнать культуру друг друга (если речь идет об иностранных студентах) лучше. Вообще такие тематические организации бывают разных направлений. Например, касаются бизнеса или экономики. Бывает так, что в одной комнате живут студенты, которые после окончания университета собираются вместе развивать собственное дело.

Весьма популярны сообщества в социальных сетях: в них общаются студенты разных направлений, студенты и абитуриенты, которые только собираются поступить в тот или иной университет, студенты и преподаватели. Так создается дружелюбная атмосфера образовательного процесса.

Подводя итог, можно сказать, что программа была для тебя полезной?

Безусловно, пребывание в различных университетах США дало колоссальный опыт администрирования и работы в области международных связей. Надеюсь, некоторые формы работы нам удастся внедрить в нашем университете, чтобы сделать обучение не только иностранных, но и русских студентов еще интереснее и плодотворнее.

И еще хочу добавить: пробуйте, и все обязательно получится. Конечно, конкурс, в котором я участвовала, был достаточно сложным, но без первого шага, без самой первой заявки ничего дальнейшего бы просто не было.

05 / 05 / 2015

Показать обсуждение