Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Успешное выступление сотрудников кафедры логопедии на международной научно-практической конференции «Особый ребенок: обучение, воспитание, развитие» в Ярославле

Новости МПГУ

7 апреля 2021 г. на базе дефектологического факультета ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» состоялась Международная научно-практическая конференция «Особый ребенок: обучение, воспитание, развитие».

В работе конференции приняли участие сотрудники кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства –  к.п.н., профессор Г.В. Бабина; к.п.н., доцент А.В. Лагутина; к.п.н., доцент В.П. Мерзлякова.

В своем докладе «Развитие сенсомоторных функций у дошкольников с дизартрией» Галина Васильевна Бабина рассказала об особенностях сенсомоторного развития, о его взаимодействии с интегративной деятельностью ЦНС, направленной на переработку  информации, поступающей от разных анализаторных систем (зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной, осязательной, проприоцептивной, двигательной). Такая деятельность называется межанализаторной. Галина Васильевна раскрыла закономерности формирования межмодального взаимодействия и виды межмодальных связей. В докладе было особо подчеркнуто, что сенсорным системам требуется моторное обеспечение (сопровождение), а для реализации целенаправленных движений необходимо стабильное функционирование сенсорных систем. Важно отметить, что для эффективной коррекции дизартрии необходима своевременная диагностика особенностей сенсомоторного развития дошкольников. Систематическое формирование интегративного взаимодействия анализаторов (двух, трех) и совершенствование: зрительно-моторной, слухо-моторной, кинестетико-моторной, зрительно-слухо-моторной координации и др. (в бинаправленной парадигме: от зрительной модальности к двигательной и наоборот…) необходимо при проведении логопедической работы с детьми-дизартриками.

Часть доклада была посвящена значению сенсомоторного развития дошкольников с дизартрией, так как межанализаторный синтез, сбалансированное, прочное и подвижное сенсорно-моторное взаимодействие имеет неоспоримое значение для успешной подготовки детей к обучению письму и чтению, к его дальнейшему эффективному протеканию. Особый интерес у слушателей вызвал обзор упражнений, нацеленных на развитие межмодальных (сенсорно-моторных) связей у детей с дизартрией.

Доклад к.п.н., доцента кафедры логопедии Валерии Павловны Мерзляковой «Логопсихокоррекционные технологии в работе со взрослыми с заиканием» был посвящен психологическим особенностям взрослых с заиканием и особенностям использования в работе с заикающимися разного возраста логопсихокоррекционных технологий. Необходимость использования в работе с заикающимися разного возраста логопсихокоррекционных технологий объясняется наличием как речевой, так и неречевой  симптоматики. Так, наряду с судорогами речедвигательного анализатора и сопутствующими физиологическими проявлениями, отмечается целый ряд личностных расстройств пациентов с заиканием. Необходимость логопсихокоррекционной работы диктуется возникновением нарушений коммуникации и  адекватного межличностного общения в семье и социуме. Валерия Павловна особо подчеркнула, что неудачные попытки устранения заикания приводят к изменению потребностно-мотивационной сферы, нарушению эмоционально-волевой сферы, формированию пассивно-оборонительного поведения, изменению когнитивной сферы, отсутствию стойкой мотивации к излечению. В докладе были раскрыты направления психолого-педагогической работы при коррекции заикания и подробно описаны условия проведения этой работы.

В практической части своего доклада В.П. Мерзлякова познакомила слушателей с особенностями использования библиотерапии,  музыкотерапии, танцевально-двигательных техник, символотерапии при устранении заикания и оценок-символов как средства контроля за ходом коррекционно-логопедической работы.

Доклад к.п.н., доцента кафедры логопедии Анастасии Владимировны Лагутиной «Онлайн технологии в логопедии: новые возможности и риски» был посвящен возможностям использования современных образовательных технологий в логопедии. Цифровые технологии широко используются в популяризации научных знаний в области логопедии среди широкой общественности: родителей детей с нарушениями речи, воспитателей, педагогов, психологов и других заинтересованных лиц. Необходимость такой работы диктуется низким уровнем осведомленности родителей о речевых нарушениях, их особенностях, возможностях коррекции. Высокая потребность в информации о способах, сроках и особенностях коррекции речевых нарушений побуждает родителей обращаться за помощью в Интернет-пространство. Наличие в Интернете противоречивой или псевдонаучной информации в области обучения, воспитания и реабилитации лиц с нарушениями речи зачастую приводит к принятию неверных решений, не соответствующих их реальным потребностям. Решить эту проблему поможет сайт кафедры логопедии.

Следующая проблема решить которую помогут цифровые образовательные технологии – это диагностика речевых нарушений. Совместный проект кафедры логопедии МПГУ и ГИРЯ им. А.С. Пушкина призван помочь русскоязычным семьям за рубежом. В докладе Анастасия Владимировна раскрыла проблему организации дистантного логопедического консультирования русскоязычных семей за рубежом. В выступлении обсуждались основные проблемы, возникающие в ходе дифференциальной диагностики речевых нарушений и особенностей речевого развития, обусловленных естественным билингвизмом. Слушателям была предложена общая схема онлайн-консультирования родителей и преподавателей русского языка по вопросам речевого развития двуязычных детей.

Онлайн-технологии широко используются в образовании как для организации образовательного процесса (электронные классные журналы, электронные дневники и др.) так и в качестве методического ресурса, средства обучения и коррекции – это разнообразные игровые приложения для телефонов и планшетов, игровые обучающие программы, онлайн-курсы. При этом цифровые образовательные ресурсы часто требуют адаптации их контента и интерфейса для детей с нарушениями речи (адаптация текстов, обязательное наличие плеера, включение дополнительных иллюстративных материалов, оптимизация визуализации рабочего стола и др. Кафедра логопедии принимает участие в адаптации авторских онлайн-уроков чтения Н.В. Кулибиной (ресурс ГИРЯ им. А.С. Пушкина). Анастасия Владимировна рассказала об этой работе и показала пример удачной адаптации цифрового образовательного ресурса.

Участники конференции в заключительной дискуссии отметили необходимость проведения подобных мероприятий в дальнейшем.

09 / 04 / 2021

Показать обсуждение