9 декабря на кафедре психологии младшего школьника факультета начального образования Института детства в аудитории № 432 состоялась 5 научно-практическая конференция по системогенезу способностей «Психология развития познавательных способностей младших школьников».
Главная цель конференции: обобщение опыта исследований в рамках теории способностей, выполненных в научной школе академика РАО В.Д. Шадрикова, определение направлений развития школы учеными, преподавателями, аспирантами, магистрантами, молодыми исследователями.
Организаторы конференции:
– кафедра психологии младшего школьника ФНО Института детства МПГУ, создана в 1992 г, зав. кафедрой – академик РАО, д. пс.наук, проф. В.Д. Шадриков, зам. зав. кафедрой психологии младшего школьника, руководитель двух магистерских программ «Психология способностей» и «Психологическое консультирование в образовании» д.пс.н.,проф. Макарова К.В.;
– секция Московского отделения Российского психологического общества «Психология способностей,(создана в 2016г., руководитель – академик РАО,д.пс.н.,проф. В.Д.Шадриков, со-руководитель- академик МАПН, академик ПАНИ д.пс.н., проф. Г.А.Суворова),
– секция Московского отделения Российского психологического общества «Психологическое консультирование в учебной и профессиональной деятельности: системогенетическое направление»,создана в 2009г., руководитель – академик МАПН, академик ПАНИ, д.пс.н., проф., директор Центра психологического консультирования Г.А.Суворова.
В конференции приняли участие преподаватели, аспиранты, магистранты, студенты, а также представители школ, сотрудничающих с университетом.
Открыла конференцию: к.пс.н., доцент Л.В.Гаврилова – организатор научно-исследовательской работы со студентами, которая сообщила, что это уже 5 научно-практическая конференция по психологии способностей младших школьников, что сохраняется очень большой интерес к проблеме способностей вообще, что заявлено 45 докладчиков и что предстоит напряженная работа. Затем она предоставила слово Макаровой К.В.
Макарова К.В. передала от В.Д.Шадрикова поздравление всем участникам с началом работы конференции. Затем она сказала, что у нас на кафедре поменялась тема НИР. Тема звучит: «Психология индивидуальности». Способности занимают центральное место в этой теме. Сообщила, что наши магистранты заняли первое место в квесте «Ученые МПГУ – национальное достояние России», вручила почетные грамоты победителям и всех участников квеста поздравила с победой.
Макарова К.В. сделала доклад на тему «Психология понимания».
Суворова Г.А. сделала доклад на тему «Системогенетический подход в разработке проблем психологии способностей». Она подчеркнула, что системогенетическое направление в исследовании способностей разрабатывается в научной школе академика РАО В.Д.Шадрикова с 1977г. На кафедре психологии младшего школьника работают его ученики: Макарова К.В., Стюхина Г.А., Зотова Т.В., Башкирова Е.Н., Суворова Г.А. В МПГУ работает его ученица Черемошкина Л.В.
Кафедра психологии младшего школьника уже 5 раз проводит эту конференцию и второй раз с совместным заседанием двух секций Московского отделения РПО.
Башкирова Е.Н. , к.пс.н., доцент кафедры сделала доклад на тему «Развитие познавательных способностей младших школьников с помощью интеллект-карт».
Абрамова М.Г., ст. препод. кафедры , учитель начальных классов, педагог-психолог ГБОУ 1694»Ясенево» сделала доклад на тему «Учебные интересы как мотивационный механизм развития познавательных способностей младших школьников».
Завершилась первая часть конференции докладом Яздовской О.С., заместителя директора по УВР и оценке качества образования ГБОУ Школа №875 г. Москвы на тему «Практика развития познавательных способностей младших школьников в условиях современной школы».
Во второй части конференции выступило 25 человек: Барышев Ю.Н., Хакимова М.Р., Хабибулоева Д.С., Турубара В.Э., Тупталова А.С., Михайлова А.Ю., Вертушенкова Е.О., Калиткина Е.В., Вазлеев В.А., Петрунькина Л.С.,Ле Тхи Тху, и многие др.
Слушатели проявили живой интерес к докладчикам.
Суворова Г.А. подвела общий итог работы конференции: на конференции обсуждались разные направления во взаимодействии психических процессов,
способностей и личностных качеств детей и педагогов; было поставлено много новых вопросов во взаимодействии теории способностей и практики обучения. Мы продемонстрировали сегодня консолидацию усилий всех участников конференции по дальнейшему развитию теории способностей в структуре индивидуальности человека.
Конференцию готовили: Макарова К.В., Суворова Г.А., Гаврилова Л.В., Стюхина Г.А., Хакимова М.Р., Турубара В.Э.
К.пс.н., доцент Гаврилова Л.В.,
доктор пс.н., профессор Макарова К.В.,
доктор пс.н., профессор Суворова Г.А.