Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ прошла Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция «Феноменология развития и бытия личности»

Новости МПГУ

В МПГУ 19 – 21 ноября 2018 г. прошла Всероссийская юбилейная научно-практическая конференция с международным участием «Феноменология развития и бытия личности» в честь 30-летия кафедры психологии развития личности МПГУ и 25-летия журнала «Развитие личности».

В работе конференции приняло участие более 700 человек из разных регионов России и мира. 11 городов России: Екатеринбург, Ижевск, Иркутск, Киров, Москва, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Сергиев Посад, Улан-Удэ, Южно-Сахалинск, Ярославль. 10 зарубежных стран: Ангола (Луанда), Армения (Ереван), Болгария (София), Вьетнам (Дананг), Донецкая Народная Республика (Горловка), Китай (Пекин, Харбин), Республика Беларусь (Брест), Сирия (Дамаск), США (Нью-Йорк, Сан-Франциско), Эстония (Таллин).

Торжественное открытие конференции состоялось 19 ноября 2018 г. в Ленинской аудитории Главного корпуса МПГУ, которое началось с приветственных поздравлений ученых, представителей научных и образовательных организаций.

Юрий Петрович Зинченко, президент РАО, декан психологического факультета МГУ, президент РПО, академик РАО, д.психол.н., профессор, в своем выступлении отметил, что отмечаемые юбилеи – это не только праздник кафедры психологии развития личности МПГУ, журнала «Развитие личности» и их основателя Валерии Сергеевны Мухиной, заслуженного деятеля науки РФ, академика РАО, д.психол.н., профессора, научного руководителя кафедры психологии развития личности МПГУ, почетного профессора МПГУ, но это праздник для всей отечественной психологии, оценив грандиозный вклад научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в психологическою теорию и практику.

Ю.П. Зинченко вручил В.С. Мухиной Благодарность за заслуги в развитии науки и многолетнюю добросовестную работу от президента РФ В.В. Путина.

Альберт Анатольевич Лиханов, президент Всероссийского детского фонда, академик РАО, писатель, отметил неоценимый вклад В.С. Мухиной в оказании психологической помощи детям при землетрясении в Спитаке, теракте Беслане и пр., назвав ее чудотворницей и вручив Орден благоверного царевича Димитрия Угличского и Московского от патриарха московского и всея Руси Кирилла и Всероссийского детского фонда – награду Русской православной церкви за выдающиеся заслуги в деле попечения и защиты детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Виктор Павлович Дронов, первый проректор МПГУ, академик РАО, д.геогр.н., профессор, от лица ректора университета Алексея Владимировича Лубкова, члена-корреспондента РАО, д.ист.н., профессора, и от себя лично, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину с юбилеями, отметив их значимость в развитии университета и в решении важнейших общегосударственных задач.

Ирина Владимировна Дубровина, главный научный сотрудник Лаборатории научных основ детской практической психологии, академик РАО, д.психол.н., профессор, от себя и от имени Виталия Владимировича Рубцова, ректора МГППУ, директора Психологического института РАО, академика РАО, д.психол.н., профессора, поздравила кафедру, журнал и В.С. Мухину, наградив ее Дипломом и почетным знаком «Золотая Психея» за  заслуги в развитии отечественной психологии и образования.

И.В. Дубровина отметила уникальность, теоретическую и практическую ценность научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», которая охватывает проблему личности во всей ее полноте, чего сегодня в современной психологии практически не встретишь.

Вадим Артурович Петровский, профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, член-корреспондент РАО, д.психол.н., профессор, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив ее исключительную роль в развитии отечественной психологии и острую сензитивность к наиболее значимым проблемам современного общества и личности, требующих огромного мужества для их решения. В.А. Петровский сравнил В.С. Мухину с формулой Альберта Эйнштейна Е=МС2, где Е – это энергия, М – это Мухина, а С – это скорость превращения ее замыслов в реальные воплощения психологической науки и практики, предложив тему для новой докторской диссертации «Валерия Сергеевна Мухина – такое бывает?», но решив, что объять необъятное нельзя, решил физически обнять Валерию Сергеевну.

Виталий Константинович Шабельников, зав. кафедрой методологии и психологии образования Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, д.психол.н., профессор, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив удивительность и уникальность ее теории личности и научной школы «Феноменология развития и бытия личности», которая сравнима не просто с научной школой, а с масштабным направлением психологии, осуществляющим колоссальный прорыв в развитии психологической науки и практики уже многие десятилетия, с учениками по всему миру.

Шон Ле Куанг, PhD, проректор Данангского университета образования (Дананг, Вьетнам), поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив высокую значимость ее идей для развития психологии во Вьетнаме, которые распространяются через учебники и монографии, а также через ее учеников, одним из которых является сам ученый, выразив надежду на международное сотрудничество между кафедрой психологии развития личности МПГУ и Данангским университетом образования.

Георгий Александрович Маджаров, PhD, профессор кафедры психологии философского факультета Великотырновского университета (София, Болгария), поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив масштабность идей ее научной школы «Феноменология развития и бытия личности» и их высокую значимость для развития психологии в Болгарии. Г.А. Маджаров выразил личную признательность и благодарность В.С. Мухиной за неоценимый вклад в его профессиональное становление и развитие.

Ирина Владиленовна Ярославцева, зав. базовой кафедрой «Медицинская психология» Иркутского государственного университета, д.психол.н., профессор, от имени и по поручению ректора Игоря Вячеславовича Бычкова, академика РАН, д.техн.н., профессора, факультета психологии, а также от себя лично поздравила кафедру, журнал, В.С. Мухину и Виктора Стефановича Басюка, зав. кафедрой психологии развития личности МПГУ, зам. президента РАО, д.психол.н., профессора РАО, отметив серьезную репутацию кафедры в профессиональном научном сообществе, ее значение как центра подготовки высококлассных специалистов и ученых в области психологии для всех регионов России.

Михаил Георгиевич Дебольский, зав. кафедрой пенитенциарной психологии факультета юридической психологии МГППУ, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН, полковник внутренней службы в отставке, к.психол.н., профессор, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив неоценимый вклад в организацию психологической работы Федеральной службы исполнения и наказания (ФСИН) с осужденными и в развитие пенитенциарной психологии в целом: эксперименты по совместному проживанию матери и ребенка в условиях заключения, психологическое сопровождение делинкветных подростков в условиях заключения и под домашним арестом, многолетняя психологическая работа с осужденными пожизненно. М.Г. Дебольский поблагодарил В.С. Мухину за огромный вклад в подготовку психологов, работающих в системе ФСИН, передав личную благодарность от подготовленных ею учеников.

Олег Евгеньевич Хухлаев, зав. кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования» МГППУ, к.психол.н., доцент, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, отметив опережающую роль кафедры в развитии отечественной психологии и уникальное чувство трендов В.С. Мухиной и смелость идти за ними, в том числе и в организуемых ею этнопсихологических исследованиях.

Елена Александровна Азарова, заместитель директора по общественным проектам Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», поздравила кафедру, журнал, В.С. Мухину и В.С. Басюка, от Владимира Александровича Кирика, директора Академии психологии и педагогики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», к.социол.н., который отметил ведущую роль кафедры в развитии научной и практической психологии, а также эффективное сочетание психологической теории и практики в мировом масштабе. В.А. Кирик подчеркнул значимость журнала «Развитие личности» в решении проблем развития личности в психологии и смежных областях знания, его высокую репутацию и известность в профессиональном научном сообществе. От себя лично Е.А. Азарова выразила глубочайшую признательность В.С. Мухиной за созвездие великих ученых, созданных ею, за фундаментальные учебники по возрастной психологии, по которым учится вся страна.

Борис Сергеевич Братусь, зав. кафедрой общей психологии МГУ, член-корреспондент РАО, д.психол.н., профессор, поздравил кафедру, журнал и В.С. Мухину, от имени коллектива факультета психологии МГУ и от себя лично, отметив ответственность кафедры за свои идеи в психологической науке и за решение важнейших проблем в развитии и бытии личности.

Алексей Михайлович Кушнир, главный редактор журнала «Народное образование», к.психол.н., поздравил своего учителя В.С. Мухину с юбилеем кафедры и журнала и поблагодарил за огромный вклад в развитие отечественной психологии и в его личностное и профессиональное развитие.

Игорь Анатольевич Михеев, директор Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства Просвещения РФ, направил поздравительный адрес В.С. Мухиной, поздравляя с юбилеями кафедры и журнала, подчеркнув ведущую роль кафедры в научно-исследовательской и учебно-методической работе в нашей стране и огромное значение идей научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», которые закладываются в основу программ и проектов по воспитанию и развитию юных граждан России, по формированию их осознанной позиции гражданина отечества.

Сергей Игоревич Богданов, ректор РГПУ им. А.И. Герцена, член-корреспондент РАО, д.филос.н., профессор, направил поздравление В.С. Мухиной с юбилеями кафедры и журнала, отметив лидирующие позиции ее научного творчества в отечественной психологии и научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в подготовке высококлассных специалистов. С.И. Богданов подчеркнул, что журнал «Развитие личности» является авторитетным научно-методическим центром дискуссий и продуцирования передовой психологической мысли в нашей стране.

После приветственных поздравлений ученых, представителей научных и образовательных организаций началось выступление В.С. Мухиной «Рефлексия на общественную, научную и преподавательскую деятельность в контексте работы кафедры психологии  развития  личности», в котором Валерия Сергеевна поделилась личными воспоминаниями и подвела некоторые итоги работы кафедры на протяжении 30 лет.

Далее с презентацией «История кафедры психологии развития личности» выступила Елена Геннадьевна Уманская, к.психол.н., зам. зав. кафедрой психологии развития личности МПГУ по учебной работе, обобщив значимые даты, события и проекты в работе кафедры на протяжении 30 лет, представив масштабность и разнонаправленность деятельности кафедры в научной, образовательной и практической деятельности.

Сергей Викторович Мелков, к.психол.н., зам. зав. кафедрой психологии развития личности МПГУ по научной работе представил выступление «История журнала “Развитие личности”», в котором рассказал об истории создания журнала В.С. Мухиной и его концепции, значении его логотипа, символики обложки, пиктографических образов разделов и рубрик, логики структуры журнала, оформлении маргиналий в тексте статей и пр., что определяет его уникальность среди других научных периодических изданий. Гордость журнала – это круг его авторов, который уже приближается к 500. В круг авторов журнала входят известные писатели, драматурги, актеры, режиссеры, деятели искусств, политики и военные, ведущие ученые в сфере психологии личности и смежных научных областей, а также пожизненно осужденные.

Далее начались научные доклады первого дня конференции членов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и ее единомышленников.

I. Концептуальная позиция и практика ее воплощения

В.С. Мухина в докладе «Сущностно значимые идеи для понимания проблем развития и бытия личности» представила основные концептуальные позиции авторской теории личности, являющиеся методологической основой для теоретических и практических разработок членов ее научной школы.

В.С. Басюк в докладе «Опыт преодоления архетипа делинквентности у подростков, оставшихся без попечения родителей» говорил о практической реализации и высокой эффективности идей В.С. Мухиной в психологическом сопровождении делинкветных подростков.

Алла Владимировна Торопова, д.психол.н., профессор, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ «Феномен интонирования на пересечении четырех внешних реалий бытия и развития личности» показала эвристическую суть концептуальных положений теории личности В.С. Мухиной в исследовании интонирующей сущности человеческой психики.

II. Этнопсихологические исследования

Цунъин Лю (Харбин, Китай), д.психол.н., профессор кафедры социальной работы Института правительственного управления Хэйлуцзянского университета поздравила кафедру и журнал с юбилеями, отметила высокое значение идей В.С. Мухиной для развития психологии в Китае и представила доклад «Понимание и отношение к жизни и смерти в менталитете китайских мыслителей», в котором показала применение идей научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в анализе китайского менталитета.

Туяна Циреновна Дугарова, д.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии развития личности МПГУ в докладе «Феномены языковых реалий этнического самосознания в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности (на материале изучения ментальности бурят)» говорила об идеях В.С. Мухиной в контексте анализа факторов, определяющих ментальную сущность этноса.

III. Личность в условиях экстремальной ситуации и в условиях обыденной жизни

Андреева Ирина Анатольевна (Горловка, Донецкая Народная Республика), к.психол.н., доцент, декан гуманитарного факультета ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» в докладе «Психологическая составляющая жизнеобеспечения личности в экстремальных условиях: Специфика вооруженного конфликта на Донбассе» представила опыт применения идей В.С. Мухиной для оказания помощи гражданскому населению в ситуации долговременного военного конфликта.

Ярулов Александр Анатольевич, к.психол.н., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой МПГУ в докладе «Интегративное управление средой образования личности» показал методологическую ценность идей В.С. Мухиной для организации условий развития личности в образовательном процессе.

Первый день конференции завершился подведением итогов В.С. Мухиной, которая отметила ценность развития самостоятельных научных проблем ее учениками с опорой на методологические идеи ее теории личности, что определяет продуктивность развития научной школы «Феноменология развития и бытия личности».

Во второй день 20 ноября 2018 г. конференция продолжила свою работу на факультете педагогики и психологии МПГУ, на котором базируется кафедра психологии развития личности, начав с приветствий учеников В.С. Мухиной, зарубежных гостей и руководителей структурных подразделений факультета.

С юбилеями кафедру, журнал и В.С. Мухину поздравили: Жозе Канжунгу Ожвалду (Луанда, Ангола), доктор психологических наук, зам. декана по учебной работе, куратор психологических программ Университета Лусиады Анголы; Жанна Султангалиева (Нью-Йорк, США), PhD; Мария Разбаш (Сан-Франциско, США), психолог, ведущий тренер Центра позитивной психологии А. Свияша; Софья Ткаченко (Таллин, Эстония), кандидат психологических наук; Светлана Евгеньевна Сапожникова (Екатеринбург), кандидат психологических наук, редактор в ООО «Рама Паблишинг».

Особую благодарность В.С. Мухиной выразили психологи Донецкой Народной республики из города Горловка, работающие в ОО ВПО «Горловский институт иностранных языков» Ирина Анатольевна Андреева, декан гуманитарного факультета, к.психол.н., доцент, и Ольга Николаевна Скляренко, старший преподаватель кафедры  психологии, за ценные идеи по организации психологической помощи населению в ситуации военного конфликта и за готовность к сотрудничеству в этом вопросе.

Ученики В.С. Мухиной из УО «Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина» (Брест, Республика Беларусь) Ирина Евгеньевна Валитова, профессор кафедры психологии развития, к.психол.н., доцент, и Любовь Алексеевна Цыбаева, доцент кафедры психологии, к.психол.н., доцент, поздравили Учителя с юбилеями кафедры и журнала, отметив высокий авторитет научной школы «Феноменология развития и бытия личности» среди научного сообщества Республики Беларусь.

Татьяна Николаевна Сахарова, декан факультета педагогики и психологии МПГУ, к.психол.н., доцент отметила особое значение кафедры психологии развития личности в жизни факультета и выразила глубокую благодарность своему Учителю В.С. Мухиной за неоценимый вклад в ее профессиональное и личностное развитие.

Кафедру, журнал и В.С. Мухину поздравили Тамара Ивановна Березина, зав. кафедрой д.пед.н., профессор педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина, Светлана Николаевна Морозюк, зав. кафедрой психологии, д.психол.н., профессор, Елена Александровна Леванова, зав. кафедрой социальной педагогики и психологии д.пед.н., профессор, Майя Николаевна Швецова, зам. зав. кафедрой психологии образования по учебной работе, к.психол.н., доцент, Елена Борисовна Пучкова, зав. кафедрой психологии труда и психологического консультирования, к.психол.н., доцент, признав значимость и авторитет научной школы «Феноменология развития и бытия личности» в профессиональном сообществе.

Наталья Антоновна Мурашова, министр образования Сахалинской области направила памятный адрес В.С. Мухиной, поздравляя с юбилеями кафедры и журнала, высоко оценивая ее деятельности в развитии психологического образования в России и в мире, и выражая благодарность и признательность за концептуальную разработку и практическую реализацию программы исследования самосознания жителей восточной окраины России.

Михаил Вадимович Груздев, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, д.пед.н., доцент, направил поздравительный адрес на имя В.С. Басюка, отметив лидирующие позиции кафедры в психолого-педагогических исследованиях развития личности, подчеркнув научный авторитет и значимость научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и возглавляемого ею журнала «Развитие личности» в России и за рубежом, а также выразив заинтересованность в развитии научного и практического сотрудничества с кафедрой психологии развития личности МПГУ.

Кафедру, журнал и В.С. Мухину поздравили студенты факультета педагогики и психологии МПГУ, выразив огромную благодарность за неоценимые вклады в их профессиональное и личностное развитие. Студенты подарили кафедре торт в виде двух пирамидок белого и черного цвета из известного эксперимента В.С. Мухиной в культовом научно-популярном фильме режиссера Феликса Соболева «Я и другие» (1971 г.), поблагодарив В.С. Мухину за то, что она и ее работы научили их сохранять и выстраивать внутреннюю позицию личности, и поэтому они с уверенностью могут сказать, что пирамидки не обе белые, а разные!

Далее начались научные доклады второго дня конференции членов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и ее единомышленников.

I. Внутренняя позиция личности

Нина Аркадьевна Низовских (Киров), д.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии Вятского государственного университета выступила с докладом «Феномен внутренней позиции личности в контексте саморазвития», обосновав эвристический потенциал введенного в психологию В.С. Мухиной понятия «внутренняя позиция личности» и показав его возможности для построения теории и практики личностного саморазвития человека.

Анна Викторовна Черная (Ростов-на-Дону), д.психол.н., доцент, зав. кафедрой психологии развития Академии психологии и педагогики Южного федерального университета в докладе «Внутренняя позиция личности в пространстве игровой культуры в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности» показала методологические подходы в рамках концептуальных идей В.С. Мухиной к пониманию пространства игровой культуры как особых социальных условий, в которых выстраивается внутренняя позиция личности.

II. Развитие личности на разных этапах онтогенеза

Татьяна Николаевна Сахарова, к.психол.н., доцент, декан факультета педагогики и психологии МПГУ в докладе «Особенности бытия и развития личности на поздних этапах онтогенеза в контексте идей В.С. Мухиной» рассмотрела психологические особенности самосознания людей «серебряного возраста» через призму структурных звеньев самосознания, выделенных В.С. Мухиной.

Ирина Евгеньевна Валитова (Брест, Беларусь), к.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии развития Брестского госуниверситета в докладе «Особенности самосознания матери ребенка с ограниченными возможностями здоровья» опиралась на идеи В.С. Мухиной о структурных звеньях самосознания как методологическую основу для понимания особенностей самосознания женщины, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями.

III. Проблемы развития и бытия личности в психологическом консультировании

Наталья Афанасьевна Цветкова, к.психол.н., доцент, доцент кафедры  психологии развития личности МПГУ в докладе «Применение идей концепции феноменологии развития и бытия личности в психологическом консультировании» обсуждала продуктивность использования концептуальных идей В.С. Мухиной в практике психолога-консультанта.

Анна Игоревна Троянская (Ижевск), к.психол.н., доцент кафедры «Экономика и управление организацией» Ижевского государственного технического университета имени М.Т. Калашникова в докладе «Рефлексия студента в условиях обучения по различным профилям профессиональной подготовки» представила опыт развития рефлексивной позиции личности студента с опорой на концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной.

IV. Этнопсихология личности

Заграт Идрисовна Айгумова, к.психол.н., доцент, профессор кафедры психологии образования МПГУ в докладе «Этническое самосознание молодежи в условиях возрождения традиционных ценностей и религии» представила анализ особенностей этнического самосознания народностей Дагестана в контексте идей научной школы В.С. Мухиной.

Иосиф Петрович Хабаров (Республика Саха, Якутия),  к.психол.н., зам. директора по научно-методической работе МБОУ «Момская СОШ» в докладе «Развитие детей и подростков в контексте гендерной социализации в современных условиях нивелирования традиционных отношений мужчин и женщин», обращаясь к концептуальным идеям теории личности В.С. Мухиной, представил специфику гендерного развития якутов в условиях современных реалий нивелирования ценностей традиционных культур.

Микаел Артаваздович Варданян (Ереван, Армения), к.психол.н., этнопсихолог в докладе «Этническое самосознание армянской молодежи в условиях диаспоры и титульного этноса» с опорой на методологические позиции научной школы В.С. Мухиной описал особенности этнического самосознания молодежи в ситуации Бархатной революции в Армении.

Евгения Михайловна Трофимова, к.психол.н., доцент, доцент кафедры общей психологии и психологии труда РосНОУ в докладе «Психосемантический анализ авто- и гетеростереотипов малых народов Монголии» рассмотрела этнические стереотипы жителей Монголии с опорой на концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной.

V. Личность в условиях депривации

Елена Александровна Байер (Азов), д.пед.н., директор ГКУСО РО Азовского центра помощи детям в докладе «Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях Азовского центра помощи детям» поделилась личным опытом организации работы с детьми-сиротами с учетом концептуальных идей и практических разработок научной школы В.С. Мухиной.

Ольга Николаевна Скляренко (Горловка, Донецкая Народная Республика), старший преподаватель кафедры  психологии Горловского института иностранных языков в докладе «Психологическое содержание жизнедеятельности личности в экстремальных условиях» представила анализ особенностей экстремальных условий, в которых пребывают жители Донбасса, находящиеся в ситуации военного конфликта.

Леонид Михайлович Проценко, к.психол.н., доцент кафедры психологии развития личности МПГУ в докладе «Социализация подростков в условиях внешних реалий: анализ проблем в контексте концепции феноменологии развития и бытия личности» представил опыт реализации практических технологий научной школы В.С. Мухиной в работе с подростками в условиях временных объединений.

Филипп Романович Устюжанин, аспирант кафедры психологии развития личности МПГУ в докладе «Психологические портреты девочек-подростов, лишенных родительского попечительства» описал психологические особенности делинкветных подростков с опорой на методологические позиции научной школы В.С. Мухиной.

Второй день конференции завершился принятием резолюции, в которой участниками конференции отмечалась исключительная актуальность и значимость идей научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» для развития психологического и психолого-педагогического образования, науки и практики в стране в соответствии с приоритетами развития личности и общества, общечеловеческими и национальными ценностями, актуальными проблемами современности, а также были определены стратегии развития кафедры и журнала в рамках научной школы.

Третий день 21 ноября 2018 г. конференции был посвящен неформальному общению членов научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в стенах факультета педагогики и психологии МПГУ и за его пределами с целью обмена накопленным опытом, установлению новых профессиональных связей, координации взаимодействия и планирования значимых научных и практических проектов в едином методологическом поле.

 

 

21 / 11 / 2018

Показать обсуждение