Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В МПГУ прошел российско-корейский семинар по учебным материалам

Новости МПГУ

В Главном корпусе МПГУ завершил работу российско-корейский Семинар по учебным материалам «Настоящее и будущее образования в Российской Федерации и Республике Корея», 2018 AKS·RAE. Мероприятие было организовано Центральной Академией Корееведения (Республика Корея) и Российской академией образования.

В нем приняли участие ведущие специалисты двух стран в сфере среднего общего и высшего образования. С корейской стороны основными спикерами были научный сотрудник Института оценки образования Республики Корея г-жа Ким Хе Сук и профессор Государственного педагогического университета г. Чхунчхон Со Сун Сик, с российской – ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович Лубков, первый проректор МПГУ, академик РАО, академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО, доктор географических наук, профессор Виктор Павлович Дронов и проректор по связям с общественностью, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Николаевна Владимирова.

Работу семинара открыл Чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея У Юн Гын. Он поздравил участников с проведением российско-корейского семинара по учебным материалам, поблагодарив РАО и Центральную Академию Корееведения за организацию мероприятия, а МПГУ за предоставление места для его проведения. Посол также отметил, что Россия и Корея намерены в ближайшей перспективе активизировать академический обмен учеными, студентами и экспертами. Он выразил надежду на то, что семинар будет способствовать развитию гуманитарного сотрудничества между двумя странами, укрепит взаимопонимание в сфере учебных материалов и пожелал процветания всем участникам мероприятия.

Затем вице-президент Центральной Академии Корееведения Чон Гёнмок рассказал о деятельности Академии, являющейся одним из самых авторитетных научных учреждений в мире. Он особо отметил ее заслугу в деле коррекции учебной литературы, а также совместную деятельность с Российской академией образования. Г-н Чон выразил надежду на то, что семинар послужит развитию отношений между ЦАК, РАО и МПГУ, а его результаты внесут весомый вклад в развитие системы образования государств-участников. В ответ А.В. Лубков также выразил уверенность в том, что и семинар, и перспективное сотрудничество с корейской стороной принесут свои плоды. «Несмотря на все непростые времена, которые неоднократно переживало наше государство, развитие образования всегда являлось приоритетом и для страны, и для народа», – сказал он.

Затем ректор МПГУ ознакомил участников семинара с основными положениями своего доклада «Стратегия развития образования в РФ». Он обратил внимание на нормативные документы, принятые в последнее время руководством страны и определившие два приоритета стратегии развития отечественного образования. «Это задачи, поставленные в майских указах – обеспечение конкурентоспособности российского образования и вхождение в десятку стран по качеству общего образования, и воспитание личности на основе ценностей и традиций народов России, – сказал он. – Вторая цель очень важна для всех, кто озабочен преемственностью традиций, воспитанием и подготовкой не только педагогов, но и граждан России, обладающих четкой идентичностью и мировоззрением». Во исполнение этих целей и подготовлен общенациональный проект «Образование», паспорта программ которого разрабатываются с участием сотрудников РАО и представителей МПГУ.

«Глобальная конкурентоспособность подразумевает три важных аспекта: модернизацию профессионального образования посредством внедрения современных программ и технологий, дальнейшее формирование систем непрерывного образования, которое позволит включать все категории граждан в эту систему, и, наконец, цифровое образование в контексте создания цифровой экономики», – отметил Алексей Владимирович. Ректор сообщил о том, что с 1 сентября в МПГУ работает Институт развития цифрового образования, и в этой сфере проведено уже несколько мероприятий, в том числе с международным участием. «Вхождение в цифровую эпоху потребует иного формата отношений с зарубежными партнерами, и здесь очень важна роль такого фактора как увеличение количества иностранных студентов, которые будут учиться в наших университетах», – сказал он.

Алексей Владимирович также указал на особую роль мониторинга национальных систем образования, различных рейтингов, заметив, что единой точки зрения, единого отношения к ним в профессиональном сообществе нет. «На сегодня у нас уже сложилась de facto система ранжирования вузов, но было бы неправильно закреплять это финансово и юридически, так как это будет мешать динамическим изменениям развития системы образования России».

Ректор также отметил, что исторически сложившаяся система профильных вузов, в том числе в педагогической сфере, сегодня подчиняется Министерству науки и высшего образования.

В такой системе есть определенные риски, заметил он, так как специфика вуза требует выстраивания гармоничных отношений с двумя министерствами, в том числе с Министерством просвещения РФ. И сегодня важно создать условия для развития университетов, найти внутренние и внешние ресурсы, которые позволят наращивать и реализовывать потенциал в т.ч. за рубежом. «Наша главная задача – создать условия для творчества преподавателей, роста качества образования».

Особое внимание в его докладе было уделено общему образованию. Обновление системы общего образования должно развиваться в новых форматах, подчеркнул А.В. Лубков, что предполагает обновление всех предметных областей, в первую очередь, в области технологии. «Мы постоянно стремимся к обновлению технологического парка, – сказал он, – и именно в этой сфере гармонично сходятся два принципа: традиции и новации». Он отметил положительный опыт школ Республики Корея, в которой большое внимание уделяется гармоничному развитию учащихся, в том числе в старших классах.

Говоря о необходимых переменах в подготовке преподавательских кадров, ректор подчеркнул необходимость уточнения понятия «модернизация педагогического образования», важность акцента на содержательных и ценностно-смысловых основаниях системы педагогического образования России. «Мы завершили работу по обновлению ФГОС нового поколения, – сказал он, – эти стандарты строятся по модульному принципу, что придает им возможность оперативно вносить изменения и реагировать на перемены, происходящие в обществе». Он проинформировал участников семинара о том, что МПГУ разработал модуль по воспитанию, в том числе модуль по подготовке вожатых, по подготовке выпускников классических университетов для работы в школах.

В своем выступлении научный сотрудник Института оценки образования Республики Корея г-жа Ким Хе Сук рассказала о сфере деятельности и задачах, стоящих перед институтом. Особое внимание в ее выступлении было уделено текущей ситуации и перспективам развития образовательной системы Республики Корея, проблемам индивидуализации учебного процесса, развитию творческого междисциплинарного мышления, оптимизации объемов учебного материала. Говоря о проводимых реформах, она отметила увеличение часов изучения корейского языка в начальной школе, введение естествознания для гуманитарного и естественнонаучного направлений в старшей школе. Она также остановилась на проблеме необходимости введения вариативных учебных пособий. С этой целью в Корее происходит переход к независимым учебникам, сказала она. Вопрос их применения решает департамент образования города или руководство школ. При этом Корея намерена идти по собственному пути, а роль государственного участия в разработке учебников будет сохранена.

Говоря о методах оценки, г-жа Ким отметила необходимость перехода к методикам, которые будут соответствовать запросам будущего. «Необходимо повышать вовлеченность ученика в урок при сохранении высокой роли педагога, – отметила она. Да и от педагогов требуется высокий профессиональный и личностный уровень».

Социальные изменения  в обществе, в частности, сокращение доли населения школьного возраста и абитуриентов вузов, диктуют изменения в количестве дисциплин, методиках преподавания в школах, заявила г-жа Ким. Отсюда стоят задачи в сфере начального и среднего образования – создание возможности для самоопределения и создание системы гарантирования базового образования. Корейские коллеги намерены идти по пути увеличения числа инновационных школ, повышения квалификации педагогов и изменения системы приема  в вузы с соблюдением «принципа справедливости». Главное – уйти от чрезмерной конкуренции в системе образования при поступлении и поддержка ключевых компетенций в эпоху четвертой промышленной революции, сказала она.

Также планируется расширение автономности школьного образования в части увеличения круга полномочий школ, разработка новых комплексов материалов, в том числе и на электронных носителях. Предложена структура цифрового учебника, отвечающая новым условиям образования, запланирована разработка интегративных методов обучения и оказание помощи в создании индивидуальных планов для развития эмпатии у учащихся. В сфере оценки результатов ожидается переход к системе оценки компетенций, индивидуальному подходу оценки работы в классе с использованием информационных технологий для разработки системы оценки.

Во второй части семинара, посвященной проблемам цифрового образования в РФ и РК, были заслушаны доклады Т.Н. Владимировой «Медиаобразование в условиях формирования цифровой среды» и профессора Со Сун Сик «Политика цифровых учебников в Республике Корея».

Участники семинара также обсудили основные проблемы дальнейшего сотрудничества, в том числе в области обеспечения цифровыми технологиями, разработки учебных планов и совершенствования учебных пособий.

В завершении участники поблагодарили первого проректора МПГУ Виктора Павловича Дронова за хорошую организацию семинара.

М.А.Тимофеев

23 / 11 / 2018

Показать обсуждение