Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

V Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности учащихся в современной медиасреде»

Новости

25 и 27 января 2020 г. в Институте детства кафедрой психологической антропологии проводилась V Всероссийская научно-практическая конференция «Технологии развития личности учащихся в современной медиасреде».  В конференции в соответствии с программой приняли участие представители различных учебных заведений и психолого-педагогических центров, а также студенты и учителя Москвы и регионов. Проблемное поле конференции, заданное в установочном докладе доцентом кафедры кафедры психологической антропологии, к.психол.н. Н.Б. Ковалевой в контексте обсуждения ряда знаковых медиаобразцов было определено в трех направлениях: 1. Кто такой человек: как трансформируется, меняется – совершенствуется его природа; какого определения личности вы придерживаетесь? 2.  Какие тенденции и развития вы выделяете как наиболее значимые в культуре, что из этого наиболее значимо для вас, в чем видите риски и перспективы развития личности?  3. В опоре на какие технологии, принципы считает возможным развитие человека в современных условиях, каким видите будущее и образ человека в нем?

В соответствии с программой пленарных докладах известных ученых, коротких выступлениях, дискуссиях, мастер-классах учителей и практикующих психологов, в дискуссиях, отдельных семинарах, а также в финальной масштабной сюжетно-деятельностной игре, разработанной командой герменевтического клуба МПГУ, постепенно уточнялись, углублялись. прояснились и получали новое звучание наиболее важные проблемы и задачи развития личности в современной медиасреде.  Были рассмотрены некоторые новые сетевые организационные формы сотрудничества, в том числе в рамках повышения квалификации и работы научно-исследовательской площадки МПГУ по данной тематике под руководством Н.Б. Ковалевой. Ряд докладов и мастер-классов решили расширить и провести в дистанционной форме. Буквально все участники выражали организаторам устно и письменно   благодарность за вдохновенные выступления, новизну, точность и масштаб поднятых проблем, технологическую насыщенность, душевность атмосферы, возможность высказаться в творческой форме и открыть для себя новые смыслы в рефлексии. Вот, некоторые из высказываний.

Виталий Минаев, магистрант Центра фундаментальной и консультативной персонологии Департамента психологии ФГАОУ ВО НИУ «ВШЭ»: «На мой взгляд, прошедшая конференция была очень радостным и содержательно насыщенным событием. Организаторам и участникам удалось создать тёплую дружескую атмосферу, в которой было приятно находиться и в которую хотелось вслушиваться. Выступления докладчиков вдохновляли, часто вызывали искреннюю улыбку, но при этом обозначали чёткую и острую проблематику. Конечно же, жемчужиной дня, как и ожидалось, стала СДИ. Несмотря на то, что в этот раз мы готовили её в предельно сжатые сроки и в сильно стеснённых обстоятельствах, её содержательная часть не пострадала, и нам удалось вновь прикоснуться к чему-то предельно важному, без чего повседневная жизнь может иссохнуть и потерять глубину. Выражаю благодарность всем участникам и ведущим, и надеюсь ещё не раз испытать радость встречи и совместного поиска!»

Леонид Катречко, психолог ЦВСНП: «25 января 2020 года мне посчастливилось побывать на конференции в МПГУ, посвященной проблемам развития личности в условиях современной медиасреды. Организатор конференции, Наталья Борисовна Ковалева, сделала вводный доклад, актуализировав для участников конференции проблемы и страхи, которые стоят перед нами сейчас. Скорее даже проследив основные опасения XX века мы все задались вопросом о том, чего же сейчас в XXI веке боится, опасается человечество и, соответственно, какие вызовы стоят перед образованием. Этот вопрос и попытки дать на него ответы прошли красной нитью через всю конференцию.

И.Д. Демакова как всегда поразила своей харизмой и жизнерадостностью и задала важный герменевтический ракурс, направленный на ребенка, каждый ребенок — это уникальный текст, который нужно прежде всего постараться понять. И.В. Лопаткова в очередной раз показала важность использование арт-методов в психотерапии и консультационной работе, художественный образ должен быть не только создан или воспринят, но и осмыслен, обсужден, по мнению Ирины Викторовны. Д.Б. Богоявленская вновь и вновь поставила перед участниками конференции вопрос о том, что же такое творчество, и рассказала о вкладе Я.А. Пономарева в изучение этого вопроса. А.Н. Фоминова задала лично для меня важный ракурс исследовательской позиции в терапевтической и консультативной работе, о котором говорили основатели когнитивно-поведенческой терапии. М.Е. Богоявленская очень наглядно и ярко актуализировала для нас риски раннего мультиязычного развития ребенка. А о. Евгений Прохоров рассказал о синергийно-пространственном перевороте, который осуществляет в деле понимания священного писания Св. Иоанн Златоуст, в частности то, что он ради понимания создает неиерархичное пространство обсуждения священного текста со своей паствой. К сожалению, после перерыва мне пришлось уехать и остальные доклады, мастер-классы и главное событие этого дня — сюжетно-деятельностная игра в обновленном формате, остались без моего внимания.

Спасибо всем за мысли, увлеченность, проблемы и новые развороты, которые позволяют задуматься, лучше осознать свою деятельность, а самое главное, задают перспективы развития!»

Анна Чернякова, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ:«25 января в рамках конференции МПГУ, организованной Натальей Борисовной, были освещены многие проблемы развития личности в цифровом мире, стоящие внимания и дискуссий. Медиагерменевтика — научное направление и технология, развиваемые Н.Б. Ковалевой и ее школой —предстала перед нами в различных формах и проявлениях – это и контекст понимания, мышления, и обстановка в нашем мире сейчас, и проблемы воспитания, развития ребенка в столь непростое время. С интересными докладами выступали многие профессионалы в своём деле, преподаватели вузов и школ. Поразил и несомненно порадовал приезд гостей из Иркутска. Для меня большим открытием стал доклад     протоиерея Евгения Прохорова о возможности применения медиагерменевтики в православной общности, в проповеди и при разборе Евангелия, а также в работе со студентами теологического факультета. В других направлениях хочется выделить особенно два доклада. Запоминающееся и одновременно шокирующее в некотором плане выступление Марии Евгеньевны Богоявленской про психологию познания и личности в контексте многоязычия детей раннего возраста, убедительно раскрывшей риски индивидуального развития для детей полиглотов.  А также доклад профессора нашей кафедры Ирины Викторовны Лопатковой о рефлексии в арт- терапии, в котором были показаны примеры звучания различных эмоций, при обсуждении которых   возникла продуктивная дискуссия в аудитории.  В итоге, первые несколько тактов конференции: пленарные доклады, короткий метр и мастер-классы породили много мыслей и внутренних дискуссионных вопросов. Однако главное, все же как всегда ждало впереди. Хочется выразить огромную благодарность Наталье Борисовне за возможность поучаствовать в очередной мощной сюжетно деятельностной игре «Диалог как творческое со-бытие: путешествие по любимым мирам медиавселенной с выходом в открытый космос будущего». Проблемы и вопросы, выведенные как центральная содержательная. линию к через разбор ряда медиатекстов в установочном докладе вначале конференции — с новой силой зазвучали на вводной к СДИ во всей своей образной парадоксальности. Задачей участников в этот раз было построить напутственное слово о будущем в одном из выбранных проблемных фокусов.  Мы разделились на 3 группы. Моя группа обсуждала проблему диалога, важность и противоречия. 2 короткометражных фильма оказали на меня сильное влияние, вызвали очень много эмоций. Благодаря спокойствию и уверенной работе ведущих – Роману и Любови – удалось углубить истинную тематику группы, раскрыть проблему в нашей сценке, представившей ряд образных картинок. Знаю, что ребята прикладывают много сил чтобы подготовиться — в течении месяца   после занятий и работы встречаются вместе с НБ думают, спорят обсуждают, но оно того стоит! Рефлексия удачно обозначила все итоги тем, раскрыла и оставила размышления для дальнейших встреч. Это настоящее со-бытие, которое произошло в стенах МПГУ и по сути напутствие нам — психологам, выпускающимся летом этого года».

Анастасия Дьяконова, учитель русского языка и литературы: «Каждый раз, оказываясь на конференциях, проводимых Н. Б. Ковалевой, получаешь творческий заряд на педагогическую и исследовательскую деятельность. Как и всегда, программа конференции была очень разноплановой: от научных светил до студентов и педагогов-практиков, – однако ощущения раздробленности не было. Меня часто поражает, как обобщение частного педагогического и психологического опыта перекликается с моими собственными размышлениями о практике и жизни. Сформулированные Леонидом Катречко 5 принципов работы с девиантными подростками также актуальны и в деятельности школьного учителя, и при воспитании собственного ребёнка. Очень интересный и сложный для работы с детьми литературный образец предложила Н.Б. Дрозд. Принципиально важен мне как учителю опыт применения медиагерменевтики в программах детского летнего лагеря в Иркутске и Братске, а также в работе со студентами ИГУ.  Удивительной оказалась ретроспектива медиаобразцов, заострившая проблематику последнего столетия в докладе Н.Б. Ковалевой, позволившпя подготовить ряд смысловых и технологических открытий, сделанных участниками СДИ. Спасибо!»

Фазу Магомедилова, воспитатель МАОУ «Гимназия им. Н.В. Пушкова»: «Поразило, что при таком жестком регламенте  масштабной и многосоставной конференции основному ведущем Н.Б. Ковалевой удалось  создать творческую неформальную атмосферу, породившую желание думать и обсуждать. Сама форма вступления с фиксацией проблемных вопросов, как бы выраставших из медиаобразцов – показалась оригинальной и эффективной. Среди множества ярких докладов запомнился и тронул доклад Ирины Дмитриевны Демаковой, посвящённый делу её жизни – лагерю “Мой дом”. Это необыкновенная система, в которой ребёнок может почувствовать себя по-настоящему значимым, обрести ещё одну семью. В коротких выступлениях очень важным было услышать о рисках раннего обучения детей – полиглотов и конечно же яркий рассказ Н.Л. Кондратьевой о детях полиглотах. В мастер-классах, запала в душу попытка использовать произведение о мухе Мамина- Сибиряка в мастер-классе Н.Б.  Дрозд как опоры для привития ценности взаимопонимания в младших классах. Также понравилась техника «Чепуха» при составлении исторического портрета в работе Н.В. Давыдовой. Особое впечатление осталось от вводного доклада к СДИ в исполнении Н.Б. Ковалевой, позволившего взглянуть на культурные события нашей жизни и проблемы образования под совершенно новым углом. К сожалению, не смогла остаться на саму игру, но с нетерпением жду он-лайн семинара, чтобы продолжить разговор».

Анна Краева, студентка 1 курса МГУПП: «Спасибо большое, организаторам конференции! Узнала много новой, интересной информации. Дано много тем для размышления. По разили яркостью доклады профессоров, медиаконтент, заданный в установочном докладе. Мозг начал работать! Запомнились важные факты из выступления студентки Юли Ивановой из Питера; рассказ о том, как многогранно и интересно строится работа с инклюзией Е.И. Адамян и Е.Б. Колосовой. Два выступления повергли в ступор: выступление учителя словесности А.И. Дьяконовой с интересным мастер-классом и неожиданным выводом о том, насколько же дети начали узко мыслить: «достатки» и недостатки для них одно и то же – это расстраивает! Также взволновал рассказ о том, как калечит жизни детей-полиглотов погружение в разные языковые реальности с младенчества и раннего детства М.Е. Богоявленской. Не смогла остаться на СДИ, но образы проблем, заданные во вводной Н.Б. Ковалевой – живут во мне до сих пор!» 

Роман Вавилов, студент Тверского политехнического университета: «Вспоминается момент из фильма «Назад в будущее 3», снятого в 1990 году. Там, чтобы вернуться из прошлого, герои разгоняют свою “машину времени” поездом на пути к недостроенному мосту. Меня не покидает ощущение, что к 2020 году мы успели прекрасно разогнать поезд, но не освоили технологий, позволяющих выстроить мост в будущее. У нас есть средства вычислений и коммуникации, доступ практически ко всему объему знаний, накопленных человечеством. Возможность связи каждого с каждым, меж городов и континентов. Казалось бы, вот она возможность для построения творческих сообществ, совместного развития и ответственности друг за друга. А мы оказались не готовы. Не успеваем развивать себя под прогрессирующую технику. Я тут прикинул: за последние 10 лет я провел, пожалуй, более тысячи часов в компьютерных играх. Это больше 40 суток чистого времени в виртуальных мирах, в «отключке»! А если прибавить время, время, потраченное в бессмысленном листании сайтов, ленты сообщений – страшно становится. Если мы не хотим повторить судьбу горящего поезда – надо срочно искать и осваивать технологии развития нас самих. Я выражаю огромную признательность организаторам, докладчикам, участникам конференции – часть из которых приехали в столицу из других городов. Здорово видеть и слышать людей, сплоченных неравнодушным, деятельным отношением к развитию личности в стремительно меняющейся среде».

 Мария Золотова, студентка филологического факультета МГУ им М.В. Ломоносова: «В Татьянин день состоялось новое яркое событие, где мы подвели итоги десятилетия, но для нас были не столь важны минувшие события, сколько их внутренняя глубокая составляющая, которая говорит нам о том, кто такой человек и куда мы идём. На пересечении старого и грядущего мы и оказались. В этот раз у команд были очень разные фокусы, поэтому участники оказались в ситуации выбора. Моя группа пыталось разобраться с проблемой кризиса ценностей на примере фильма К. Нолана «Интерстеллар». Здесь большое напряжение задавалось от разрыва действий и деклараций, и давления внешнего мира. Эта модель прекрасно иллюстрирует нашу действительность, где идеалы сталкиваются с потоком реально происходящих факторы, заставляя тебя выбирать путь в ситуации постоянного давления. Главным открытием для меня стали участниками, которые смогли проиллюстрировать одну из самых сложных мыслей конференции – что развитие личности происходит не столько в выборе ценностей, который часто оказывается декоративном, а в том через какие способы, действия поступки он реализуется. Мы это сделали, но только 27 на семинаре по герменевтике с рефлексией СДИ это стало проясняться и вдохновило на новые поиски».

Александр Метелкин, факультет психологии РГГУ: «25 января я имел честь присутствовать на СДИ в МПГУ, более того — принимать участие в качестве модератора (помощника ведущих) и могу без малейшей доли сомнения сказать, что время было проведено с невероятной и неоценимой пользой. Наша герменевтическая работа, по обыкновению, продлилась до позднего вечера, когда все студенты и преподаватели покинули университет. Однако все участники проявили мужество, настойчивость и упорство и нам удалось породить яркую сценку, раскрывающую на основании обсуждения центрального для группы образца мультфильма «Сон смешного человека!» Александра Петрова по одноименному роману Ф.М Достоевского, показавшего как бездна может разверзнуться перед человеком, который прикрывается маской, не решаясь показать свои истинные намерения –сколько соблазнов породить! Сценка сложная, яркая, с поэтическими вкраплениями, потребовала дальнейшего объяснения и раскрытия на последующем семинаре по медиагерменевтике.  Мое личное открытие связано с тем, что маски опасны лишь тогда, когда человек скрывает за ней подлинное лицо. А вот технологией, позволяющей это показать человеку так, чтобы он сам открыл является творческо-рефлексивное прочтение образа, а шире медиагерменевтика!»                         

Анастасия Морковкина, студентка факультета дефектологии МПГУ: «Моя первая СДИ прошла очень уютно. Я попала в группу, что работала с диалогом. Что такое диалог? Зачем нужен диалог? Есть ли диалог в современном общении? Диалог – такое простое слово, которое так сложно объяснить. Диалог ведут не только словами, но чувствами, эмоциями, мимикой, жестами, позами, глазами. Зачастую лучше понять человека мы можем тогда, когда видим его и больше мы понимаем именно не по тому, что он говорит, а по тому как. Часто в переписках между людьми встречается недопонимание именно потому, что не видно собеседника. Общение в наши дни очень лаконичное, быстрое и во многом направленное на себя. Поэтому сложно в современной жизни найти диалог. Люди прячутся в гаджетах, прикрываются эмодзи и стикерами. А реальные ли те чувства, что показываются этими картинками? Ответ на этот вопрос может сказать только сам человек. Дать наставление о том, как вести диалог и что делать несложно – сложно ему следовать. Сейчас осталось много вопросов над ответами которых надо ещё много думать».

Екатерина Власова, педагог-психолог АНО Детский пансион семейного типа “Павлин”: «Минувшие выходные я приняла участие в работе Конференции. Конференция проходила в три этапа: доклады известных учёных, мастер-классы практикующих педагогов и психологов с краткими обсуждениями и СДИ.
Из докладов известных учёных меня более всего заинтересовало выступление Ирины Дмитриевны Демаковой о корчаковском лагере “Наш дом”, лагерные программы – моя тема и то, как все выстроено в корчаковском – вызывает уважение.
Из мастер-классов, я для себя отметила доклад Катречко Леонида Сергеевича о работе с несовершеннолетними преступниками в местах временного пребывания. Рефреном на протяжении доклада шли мысли о моей работе, о том, что мы в своем проекте работаем как раз на то, чтобы наши парни, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, смогли в ещё более трудные моменты остаться в рамках закона и пока нам и им это удается. А принципы работы совершенно те же: уважение и доверие. Интересны поиски Анастасии Дьяконовой в обеспечении личностного развития шестиклассников на основе работы с русской литературой в технологиях медиагерменевтики и попытка использовать произведение о мухе Мамина- Сибиряка в мастер-классе Н.Б. Дрозд как опоры для привития ценности взаимопонимания в младших классах. Ну и вишенкой на торте оказалась СДИ. Подзаснувшая, в основном, студенческая публика взбодрились и стало ясно: будет нечто. Наталья Борисовна задала “поле”, отослав всех к очень неоднозначным 20-тым прошлого века. Искали Человека. Забросили удочку роликом с напутствием и разошлись по группам. Одна группа обсуждала маски. Вторая – диалог. А я выбрала третью с неясным посылом и ведущими, которых совсем не знаю. Мы смотрели отрывки из фильма «Интерстеллар», искали истину, удивлялись тому, что профессор, который в фильме всю кашу заварил, изначально не досказал группе один важный нюанс. И вокруг этого мы решили сделать наше выступление – напутствие о ценностях человеческих тем, кто родится в другом мире. После, того, как группы закончили работу они представляли свои размышления в сценках, а мы все вместе их обсуждали. Когда обсуждали нашу сценку, оказалось, что эксперты и зрители увидели ещё несколько моментов, более важных, чем те, что мы стремились показать. Это порадовало и удивило. многие моменты стали еще понятнее в процессе рефлексии и последующем семинаре. В целом, конференция прошла продуктивно и в очень теплой атмосфере. Жду продолжения в объявленных семинарах!»

Кирилл Береза, член актива команды герменевтического клуба МПГУ: «В прошедшую субботу посчастливилось стать участником сюжетно-деятельностной игры в рамках V ежегодной Всероссийской конференции «Технология развития личности в современной медиасреде под руководством Ковалевой Н.Б. К сожалению, не удалось попасть на основную часть программы, где свои доклады представляли ведущие психологии и педагоги, приехавшие на мероприятие со всей России, но СДИ стало для меня особенным событием этого года. Формат предполагал вводную часть, которую с блеском провела Наталья Борисовна, связав невидимой нитью значимые проблемные вопросы нашей страны за последние 100 лет и поставив ключевые вопросы программы «Кто такой человек в наше время? Какие угрозы и вызовы актуальны теперь? Что может его вдохновить, чтобы справиться с ними?». Следующим тактом шла работа по группам, где участники вместе с подготовленными ведущими пытались найти ответы на вопросы актуальные лично для них, привлекая художественные произведения в качестве образцов для поиска вопросов и ответов. Заключительной частью, которую мне доверили провести при поддержке Натальи Борисовны, стал фестиваль творческих идей: кросс-показ небольших сценических действий — ответов на те вопросы, которыми задались участники по своим группам. Очень мне понравилась возможность поработать бок-о-бок как со студентами, так и с опытными педагогами. Симбиоз абсолютно разнокалиберного состава позволил дать удивительные открытия в образах. Молодые участники накидывали огромное количество идей и мнений, а опытные не давали расплываться и пробивали глубину высказываний… Спасибо большое всем участникам и ведущим. Особая благодарность Наталье Борисовне, вдохновившей всех нас на это Со-бытие!»

Новость  подготовлена: А.А. Гудкова

Фото: Елена Саина

 

30 / 01 / 2020

Показать обсуждение