Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

«Величайшая актриса нашего времени»: к 120-летию со дня рождения Марии Бабановой

Новости

11 ноября 2020 г. исполняется 120 лет со дня рождения выдающейся советской актрисы театра и кино, педагога, народной артистки СССР, лауреата Сталинской премии и Государственной премии им. К.С. Станиславского, обладательницы памятной медали «Комеди Франсез», студентки МВЖК – 2-го МГУ  Марии Ивановны Бабановой (1900-1983).

Мария Ивановна Бабанова была ровесницей века. Она родилась 29 октября (11 ноября) 1900 г. в Москве. Мать будущей актрисы, Екатерина Васильевна происходила из купеческой семьи.  Отец, Иван Иванович Бабанов – рабочий-токарь на металлургическом заводе.

Свое раннее детство Муся провела у бабушки, жившей в Офицерском переулке и владевшей несколькими домами в Замоскворечье, а к родителям ходила только в гости. Единственная дочь никогда не чувствовала себя своей в семье, где было невесело, где царили строгие нравы. Жизнь состояла из сплошных запретов и наказаний: «Родные были не очень любимы мной, так как от них я получала только бытовые “блага”, но не получала того, что нужно детскому сердцу. Все, что я любила, находило жесткий запрет». От девочки требовали сидеть тихо и вышивать, Мария же от природы была энергичной, яркой, своенравной, даже дерзкой личностью. От отца девочка унаследовала не только утонченность черт лица, но и любовь к спорту, которую сохранила на всю жизнь: играла в пинг-понг, волейбол, футбол. Как писал драматург Виктор Розов, «она родилась в своей семье, как звездный мальчик в семье дровосека».

Родители рано отдали дочь учиться – сначала в городскую начальную школу, затем, следуя семейной традиции, –  в Училище Московского общества распространения коммерческого образования, где уровень предоставляемых знаний был заметно выше гимназического. Учеба, благодаря хорошей памяти, давалась Мусе легко. В училище она также получила возможность много читать, слушать музыку, выступать на утренниках с чтением стихов, заниматься спортом.  В 1916 г., после окончания училища она поступила на естественное отделение Московского коммерческого института (теперь Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова), а затем перевелась на Московские высшие женские курсы Герье, преобразованные во время ее учебы в октябре 1918 г. во 2-й Московский государственный университет. Во время учебы Мария много уделяла внимания художественному творчеству,  обладая прекрасным голосом, на концертах она вдохновенно декламировала стихи и отрывки из любимых произведений. Каждое ее выступление заканчивалось овацией.

Оставив учебу, Мария Бабанова устроилась на работу – сначала в дошкольный, затем в школьный отдел народного образования Наркомпроса. Замужество мало что изменило в жизни Бабановой, но тем не менее помогло круто изменить судьбу девушки. В новой семье, гостеприимной, открытой, интеллигентной, много говорили об искусстве, о театре, о политике. Однажды в дом приехала дальняя родственница семьи – знаменитая актриса Елена Маврикиевна Грановская. Услышав из соседней комнаты хрустальный голос Муси, она сказала: «С таким голосом надо на сцену!». Мария поняла, что нашла свое истинное предназначение и твердо решила сменить профессию.

В 1919 г. Бабанова успешно сдала вступительные экзамены в театральную студию при Художественно-просветительском союзе рабочих организаций. Во главе студии стоял Ф.Ф. Комиссаржевский – брат знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской, один из самых образованных и энергичных театральных деятелей того времени. Целью обучения было воспитание «универсального актера», поэтому студийцы занимались и словом, и пением, и движением. В студии Комиссаржевского занимались многие будущие знаменитости – певица Валерия Барсова, танцор Большого театра Асаф Мессерер, артисты Игорь Ильинский и Михаил Жаров.

В 1920 г., после отъезда Ф.Ф. Комиссаржевского за границу студия  перешла в руководимую В.Э. Мейерхольдом драматическую студию. Мейерхольд лично занялся огранкой таланта начинающей актрисы, сама же Мария Бабанова просто боготворила мэтра, прислушиваясь к каждому его слову. Совместная работа с Всеволодом Эмильевичем оказала огромное влияние на творческий путь актрисы. Полина в «Доходном месте» А.Н. Островского, Марья Антоновна в «Ревизоре» Н.В. Гоголя и даже эпизодические роли, сыгранные Бабановой под его руководством, становились событиями в театральной жизни Москвы. Особую роль в сценическом облике актрисы приобрело звучание ее голоса – высокого и мелодичного. За короткое время Бабанова стала звездой театра. Публика ходила исключительно на нее, устраивала овации и засыпала любимую артистку цветами.

В 1927 г. М.И. Бабанова перешла в Театр Революции  (ныне Московский академический театр им. Маяковского), где ее ждали новые роли. Бабанова играла Джульетту («Ромео и Джульетта» У. Шекспира), Диану («Собака на сене» Лопе де Веги), Ларису («Бесприданница» А.Н. Островского), Таню («Таня» А.Н. Арбузова) и др. «Есть в искусстве Бабановой нечто завораживающее и подчиняющее зрителя и слушателя: невозможно сопротивляться обаянию ее игры или чтения. Ей и сопереживаешь и ею же любуешься; с ней не хочется расставаться. Причина лежит не только в ее неповторимой индивидуальности, но и в особом мастерстве, неразрывно слившимся с ее удивительной личностью», – писал   театральный критик и режиссер П.А. Марков. Карьера М.И. Бабановой поднималась вверх. В 1933 г. ей было  присвоено звание заслуженной артистки РСФСР. В 1954 г. она стала народной артисткой СССР.

И все же судьба актрисы с уникальным голосом и огромным драматическим талантом сложилась не слишком удачно, не позволив сыграть все роли, о которых мечталось. В 1975 г. Бабанова появилась на сцене родного театра в последний раз. В 1979 г., в преддверии своего 80-летнего юбилея, Мария Ивановна вышла на сцену МХАТа, куда ее пригласил О.Н. Ефремов на роль Жанны в его спектакле «Все кончено», поставленном по пьесе Э. Олби, с участием М.И. Прудкина и А.О. Степановой. Великие «старики» сцены прощались со зрителем… Каждый играл что-то свое, глубинное – свою главную тему в искусстве. Свою тему играла – увы, завершала тогда и М.И. Бабанова. Это была ее последняя роль на сцене.

В последующем Мария Ивановна много работала на радио и принимала участие в озвучивании мультфильмов. Особенно зрителю запомнился  образ Снежной королевы в мультипликационной версии «Снежной королевы» Льва Атаманова. Впоследствии фильм был признан шедевром мировой мультипликации. Поистине уникальным стало участие Бабановой в радиоспектаклях. Маленький принц, Питер Пен, Оле Лукойе говорили ее чарующим, неземным голосом и доносили до маленьких радиослушателей доброе, разумное, вечное. В последние годы Бабанова занималась преподавательской деятельностью.

За выдающиеся достижения в театральном искусстве Мария Ивановна Бабанова была награждена орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета». Она лауреат двух Государственных премий.

М.И. Бабанова  скончалась 20 марта 1983 г. в возрасте 82-х лет. Похоронена актриса на Новодевичьем кладбище. После ее смерти Фаина Георгиевна Раневская написала: «Скончалась Бабанова – величайшая актриса нашего времени. Все время с тоской о ней думаю». На фасаде доме №5 в Петровском переулке в ее честь установлена мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1933 по 1983 год жила народная артистка СССР Мария Ивановна Бабанова».

Мария Ивановна Бабанова еще при жизни стала настоящей легендой, которая навсегда пережила великую актрису. Мы же можем гордиться тем, что ее имя связано с историей нашего родного вуза и стоит в ряду многих знаменитых его выпускников.

А.Ю. Кожевников, к.и.н., Дирекция изучения истории МПГУ.

11 / 11 / 2020

Показать обсуждение