Навигация по сайту

Александр Мелихов: “Что нас воспитывает и что защищает?”

Интервью

Александр Мелихов (далее АМ): Моими первыми воспитателями были мои родители. Они оба были учителями. Жили мы в шахтерском поселке, кругом горы щебенки, каменистая степь расстилается вокруг необозримым пространством… И вот в этой дыре из дыр они были, мне кажется, абсолютно счастливы. Они были теми самыми народными аристократами, которых выдвигает и на которых держится любой народ. Рядовые люди живут как все: все делают бочки – и они делают бочки, все пашут – и они пашут. А есть люди, которых тянет к чему-то высокому. В одну эпоху это может быть религия, в другую – наука, в третью – война. Когда какая-то греза овладевает народом, но до глубины она захватывает лишь какой-то скромный процент населения. Их можно называть романтиками или аристократами духа, или чудаками, но они и есть бродило исторического творчества.

Melikhov_in_Siberia

Александр Мотелевич Мелихов, “На Оби, 1969 год”

Мама моя происходила из самой простой семьи, из деревни. Отец – кузнец, все девять сестер-братьев остались без всякого образования, а вот одна девочка почему-то хорошо училась, книжки читала, отправилась поступать в педагогический институт (ныне МПГУ). Почему в педагогический? Просто выше учителя она ничего не знала. Почему на физику? Случайно.

Корреспондент (далее корр.): Она была учителем физики?

АМ: Да, учителем физики. Но это было делом случая. Просто ей нужен был какой-то большой мир. Заодно она сделалась ворошиловским стрелком, прыгала с парашютом – все как было положено в конце 30-х. Если бы не случайность, то ее как Зою Космодемьянскую забросили бы в тыл, и там бы ее скорее всего ожидал героический конец. Но ее случайно после выдачи диплома отправили на родину в Казахстан. И она оказалась в том поселке, где я родился.

А отец мой родился в еврейском местечке. И в ту пору, до революции, был очень религиозен, то есть тоже читал те книги, какие были. Мама читала советские книги, а он – религиозные. А пришла советская власть – и он пошел на рабфак, увлекся мировой революцией, собирался рвануть на Польшу, на Германию. Слава Богу, этого не случилось, посадили его за троцкизм, отсидел он пять лет, потом выслали его туда же, на мою будущую родину как неблагонадежный элемент. И там он встретился с моей мамой.

Корр.: И их обоих свела судьба?

АМ: Да, и может показаться, что это было страшной жизненной неудачей, крахом всех надежд – после Москвы, после Киева оказаться в таком захолустье. А они были абсолютно счастливы. Стали они любимцами не только детей, но и всего поселка. Родители учеников к ним ходили за советом как к мудрецам. И мне сейчас кажется, что несчастливый человек не может быть воспитателем.

Корр.: Это важный секрет педагогики?

АМ: Да, мне кажется, что если ты сам несчастлив, то что бы ты ни преподавал – химию, историю, – ты будешь их только дискредитировать. Дети же видят твое выражение лица, и если ты с кислым видом о химии говоришь, то они понимают, что химия – это дрянь, если она тебе счастья не принесла. А если ты счастливый человек, то, все, что ты преподаешь, – это прекрасно, раз оно тебя сделало таким сильным и обаятельным.

Вот моя мама преподавала физику. И я не могу сказать, что она была рождена для физики – это было, повторяю,  дело случая. Но ей ужасно нравилось нести науку в массы, отбирать одаренных ребят. Она видела свой успех не в личных заслугах, а в том, что ее выпускники поступают в столичные институты, становятся учеными.

Корр.: Как ей удавалось находить способных учеников?

АМ: Талантливых людей много, как мух, достаточно открыть форточку, и они сами туда полетят. Всегда есть люди, которых тянет к чему-то высокому, к большой жизни. И ученики видели в моих родителях не только преподавателей, но еще и представителей какого-то большого мира, гораздо более интересного, масштабного, крупного. Мои родители были представителями великого в обыденном. В этом и заключалась их гордость. И дома всегда царило веселье. Жили мы в хибаре, провисающий потолок приходилось подпирать книжными полками, мой дед ватными штанами забивал дыры между прогнившими бревнами, – на шахте выдавали бесплатно старые ватные штаны, их всегда хватало.

И в доме всегда было весело. Это и требуется, чтобы воспитывать, – надо быть веселым, смелым и счастливым человеком. Другого способа нет.

Если ты счастлив, то обаятельным становится все, что ты проповедуешь, а если несчастлив, то все становится необаятельным. Люди любят счастливых, а дети особенно.

Корр.: А счастье может достигаться путем нахождения своего предназначения?

АМ: Большой вопрос – есть ли у человека предназначение. Если бы оно было,  то все математики, все математические гении 500 лет назад были бы глубоко несчастными людьми. Математика как более или менее распространенная профессия ведь совсем недавно появилась. Но люди, к счастью, бесконечно вариабельны, они могут увлекаться очень разными грезами.

История человечества – всегда история зарождения, борьбы и упадка коллективных грез. Возникает греза – возникает исторический рывок. Угасает греза, угасает и рывок: растут самоубийства, растет алкоголизм, растет количество несчастных людей. А несчастные люди опасны для окружающих – они завидуют всем, кто весел и счастлив. И большое количество несчастных  людей опасно для общества, они найдут способ, как отравить жизнь остальным.

Особенно если они становятся воспитателями. Уж они сумеют внушить, что и жизнь, и учеба это зеленая тоска.

Как лично я пришел в науку? Учился я хорошо, но никакие науки не увлекали, просто все легко давалось. А любил я читать книжки, играть в футбол, в пиратов…  Когда я был в 8-9 классе, у меня никаких планов на будущее не было. Если бы меня спросили: «Кем ты будешь?», — я бы ответил: «Я не знаю, я только знаю, что буду жить прекрасной, счастливой и упоительной жизнью».

Корр.: Это чувство Вам передалось от родителей?

АМ:  От них прежде всего, но не только. Учителя в нашей школе имени Сталина многие были такие. Но некоторые и брюзжали, и нас это отталкивало от их предметов. «Как сидите?», «Ну-ка, встаньте!»… И мысль у нас одна: исчезни. Ни истории, ни химии твоей не надо, только исчезни поскорее.

И дети, и взрослые любят радоваться. А если человек вызывает напряжение и страх, то ничего от него не надо. На работе, если он наш начальник, мы еще готовы потерпеть, но бесплатно мы терпеть не станем.

Это были 60-е годы, когда  возникла новая греза, новая сказка. Она, конечно, в научном мире всегда существовала, но тут она как-то дошла до народа. Сказка о том, что лучшие люди – это физики. Они не просто самые умные, но они еще и самые храбрые, самые остроумные. У меня тогда была любимая книга – «Иду на грозу» Даниила Гранина. Там физики демонстрировали все классические мужские доблести – прыгали с парашютом, покоряли красавиц, боролись за правду, летали куда-то в небеса, рисковали жизнью… Это меня и покорило. Я понял, что живу в какой-то серой долине, а на горе есть дворец, и там живут небожители – физики, математики. С этой только минуты я и начал заниматься математикой – потому что мне захотелось во дворец. Только тогда все формулы и задачи наполнились поэзией, а прежде это была неизбежная скука. Так что в этом периоде меня воспитывала всенародная мечта.

Корр.: Это случилось после прочтения книги?

АМ: Книга многое сконцентрировала, но идеи носились в воздухе. Грезу такого масштаба создать один человек не может, ее должен создать народ. То есть один процент романтиков. Вот открываю я журнал «Огонек» и вижу фото: «Академик Колмогоров на лыжной прогулке». И я понимаю, что это, стало быть, выдающийся человек. До этого я видел, как Ленин и Сталин прогуливаются, как сталевары и хлеборобы что-то плавят и жнут, а тут вдруг то академик Колмогоров, то академик Ландау – ученые пошли косяком. В кино пойдешь – где-то запустили синхрофазотрон, в «Девяти днях одного года» разыскивают неисчерпаемый источник энергии… Казалось бы, что такое энергия? Ну, будем платить за свет в три раза меньше. Но не настолько же я много плачу за электричество, чтобы меня захватила эта мечта. А тут мне говорят, что энергия – это коммунизм, ни больше и ни меньше. Наука всегда делает рывки, когда она слишком много о себе воображает, будто она не просто открывает какие-то технологии, и полезные, и вредные одновременно, а прямо ведет в рай, хотя бы для избранных. Гимн матмеха, где я учился, начинался словами «Мы соль земли, мы украшенье мира, мы полубоги – это постулат!» Это чувство у меня и было, оно еще в школе зародилось. Тогда только я и рванул, стал чемпионом области по физике и математике, призером Всесибирской олимпиады по физике. Это с точки зрения вечности мелочь, но для провинциальной школы — вполне неплохо. Но я понимал, что это только начало, дальше будет вообще здорово.

Когда я попал на математико-механический факультет, то пять лет любовался вывеской «Математико-механический факультет» – и от счастья замирал.

Так кто же меня воспитывал? Вывеска.  И то, что у нее был отколот угол и за пять лет ее так и не починили, – в этом был  особый шарм. У джигита бешмет рваный, а оружие в серебре. Мы не занимаемся всякой ерундой, мы выше этого.

И преподаватели наши были небожителями. Какой-нибудь доцент в 50 лет, не академик, – он тоже был уверен, что принадлежит к высшей аристократии. В коридоре они спорили так же увлеченно, как первокурсники.

Был такой алгебраист, членкор – Фадеев Дэ Ка, отец нынешнего очень крупного математика, – так он был вовсе нездешний: длинные седые волосы, всегда обсыпан мелом, не выговаривает восемь согласных… Это было особенно упоительно: гений и должен быть таким!  Он и воспитывал тем, что витал в облаках, презирая все земное.

Разговоров о карьере не допускалось. Если кто-то вдруг в обком пошел работать, то ничего кроме насмешки это не вызывало. К торговым работникам и партийным чинам относились с презрением.

Корр.: А посвящать себя науке считалось статусным делом?

АМ: Конечно! Самым статусным, хотя слова такого тогда не было. Не было и слова «престиж», просто все знали, что есть в этом мире главная сияющая вершина и они на нее поднялись. А если ты не видишь такой вершины, где живут полубоги, то тебя нечем воспитывать, в мире нет ничего, чем тебя можно соблазнить.

Ведь воспитание – это соблазнение. Каждому хочется быть красивым, любимым, сильным. И только когда не получается – начинаешь искать суррогаты в виде денег, в виде чинов…

Преподавать, воспитывать должны люди красивые, обаятельные, любимцы противоположного пола, которым есть чем соблазнять. А если мы пытаемся соблазнить тем, что «когда закончите обучение, будете получать хорошую зарплату», то этим не соблазнишь, потому что к деньгам есть более простые пути. Опыт всех миллионеров доказывает это.

Короче говоря, все, что рождает красоту, обаяние и счастье, – все это и есть источник воспитания. Этот источник соблазна может порождаться всей страной, но и отдельное учебное  заведение может стать в своих стенах источником красоты: отечество нам Царское село.

Корр.: Могли бы Вы рассказать о патриотизме? О грезах патриотизма и о соблазнении.

АМ:   Воспитание патриотизма – частный случай соблазнения. Если образ родины у тебя поэтичен, высок и ты чувствуешь, что причастность к ней тебя приобщает к чему-то великому и бессмертному, то, конечно же, ты ею будешь дорожить, как и всем, что тебя вдохновляет и защищает.  Чем народ обаятельнее отдельного человека? Тем, что народ потенциально бессмертен, он жил до нас века и дальше будет жить. А потому многие дорогие нам вещи может сохранить только народ. Я, например, преклоняюсь перед Пушкиным, не представляю жизни без него, – и при этом понимаю, что Пушкина, кроме России, кроме нас, никто так любить и беречь не будет.

Корр.: Для Вас в понимании России самое важное – это вечность народа?

АМ:  Совершенно правильно. Бессмертие. Борьба за хотя бы иллюзорное бессмертие – один из главнейших сокрытых двигателей человеческой души. Нам когда-то вдалбливали: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Но мы жертвовать можем только тому, что любим, а любить мы можем только то, что нам что-то дает. Так вот, выражаясь по-умному, причастность к Родине дает нам экзистенциальную защиту, защиту от чувства мизерности и бренности. Каждый человек, даже хам и наглец, все равно знает, что он когда-то умрет, что он беззащитен перед болезнями, перед утратами…  Закрыться от этого можно только какими-то красивыми иллюзиями,  которые нас возвышают в наших глазах.

Но в одиночку очень трудно обрести хотя бы какой-то суррогат бессмертия – очень уж мы все слабы и кратковременны. Даже такой гений, как Лев Толстой, постоянно от этого терзался: ну, буду я славен, как Гомер, – и что? И Гомер исчез, и я исчезну.  Ни гений, ни мировая слава не защищают от этого экзистенциального ужаса, защищает только включенность во что-то бессмертное.

Корр.: Сегодня утром после пробуждения от сна вспомнились строки Нодара Думбадзе из Закона Вечности «Душа человека во сто крат тяжелее его тела, поэтому ее пронести одному в одиночку тяжело, и мы обращаемся за помощью друг к другу, чтобы мысленно на плечах пронести душу ближнего».

АМ:  Совершенно верно. А для меня душа – это воображение. Очень трудно верить в сказку в одиночестве – самому придумывать и верить в мечту, которую никто не разделяет. Когда ты любишь что-то один – это и есть одиночество. А когда твою мечту разделяют многие, ее неизмеримо легче любить и верить в нее. Но сегодня почти никаких других социальных механизмов, которые бы служили преемственности, кроме нации, нет.  Человечество – это умозрительная конструкция.

Корр.: А нация – это не умозрительная конструкция?

АМ:  Мы видим много вполне реальных социальных институтов, которые поддерживают национальную преемственность, – это прежде всего государство с его системами образования, воспитания, поддержкой культурных символов и преданий, а есть ли у человечества что-то подобное? Никаких пока что институтов, которые бы работали на человечество целиком, я не вижу. ООН, ЮНЕСКО – это чисто бюрократические, да еще и политизированные, то есть склочные организации. Да и они всего только могут поддерживать то, что создано национальными культурами. А каких-то преданий,  сказок общечеловеческих я не припомню. Андерсен разве что…

В каждой стране мы видим памятники людям, которых мы, как правило, не знаем, и если бы возникло единое человечество, без Россий, без Латвий, то, разумеется, подавляющее большинство национальных героев не попали бы в общечеловеческий пантеон.  Шекспир бы, скажем, остался, а какого-нибудь черногорского поэта в лучшем случае засунули бы в подсобку. При такой коллективизации большинство народов немедленно лишилось бы своих культур, осталось без национальных героев, без национальных грез, – мы же, например, не можем себя ощущать продолжателями дела англичан.

Корр.: Нам сложно их понять.

АМ: А если мы их даже понимаем, то эмоциональную близость ощутить все равно гораздо легче со своими предками. А с чужими – почти невозможно.

Если человек выпадает из национального единства, он, как правило, не переходит на более высокую ступень идентичности, с человечеством не идентифицируется, а чаще всего остается одиночкой. Какие-то уникумы могут это сделать, но нужно быть исключительно крупной личностью. Есть, конечно, корпорации с отдельной, вненациональной экзистенциальной защитой – ученые, например, но их очень мало. А в основном человека, отпавшего от нации, ждет одиночество.

Корр.: Расскажите,  почему Вы заинтересовались проблемой наркомании, воспитания, работы с детьми с ограниченными возможностями.

АМ:  Прежде всего я заинтересовался проблемой самоубийства. Я чувствовал, что если я пойму, отчего люди кончают с собой, то пойму что-то очень важное. И это было правильное предощущение. Любое социальное явление, где люди демонстрируют, что для них есть что-то более важное, чем жизнь, – самоубийство, война, дуэль, экстремальный спорт, – все это демонстрирует надбиологическую природу человека. Попробуйте внушить собаке, чтобы она полезла в какое-то опасное место, стала покорять Эверест, летать на Луну… А мы в какой-то степени все готовы рисковать жизнью, чтобы почувствовать себя красивыми. И если человек убивает себя, то, как правило, тоже потому, что в его глазах есть что-то более важное, чем жизнь.

В советское время открытой литературы по этой теме не водилось, даже в энциклопедии слова «самоубийство» не было. Когда я классический труд Дюркгейма «Самоубийство»  пытался взять в Публичной библиотеке, мне говорили: «Вы кандидат физико-математических наук, зачем вам самоубийство?» Я отвечал: «Там много цифр». – «А, ну тогда ладно». Дюркгейм пришел к выводу, что причина самоубийств – упадок сплоченности. Но я пришел к другому выводу, который использовал в романе «Горбатые атланты»: причина самоубийств – свобода. Если есть два мнения по одному вопросу, то завтра их будет четыре, потом 8, 16, – они начнут делиться как раковые клетки. Свобода – это рак. Люди спокойны и сильны только там, где есть лишь одно мнение по любому важному вопросу. Пока человек чувствует себя автоматом, управляемым извне, он может перенести невероятно много, сомнения убивают нашу волю, когда мы не уверены, что действуем правильно. Когда все люди неизменно на протяжении веков делают одно и то же, верят в одно и то же, то они живут почти в раю, не зная сомнений.

Но когда я начал работать с людьми, пытавшимися покончить с собой, ходил в клинику скорой помощи, то я не мог ведь их этим утешить, что если-де они бы жили на острове Новая Гвинея до появления Миклухо-Маклая, то были бы спокойны и счастливы. Зато я понял другое: люди нуждаются не в том, чтобы мы преуменьшали их несчастья: это-де мелочи, пустяки, – этим мы только оскорбляем человека. Нужно, наоборот, преувеличивать: «Это ужасная боль, как вы только могли такое выдержать? Да вы же герой!»

Я понял, что убивает не просто несчастье, а сочетание несчастья с унижением.  Если убрать унижение и создать красивый образ несчастья, чтобы страдалец почувствовал: «Да, я несчастен, но так же несчастен, как Ромео и Джульетта, как Король Лир, как Прометей», – то он наполовину спасен. Красота действительно исцеляет в самом медицинском смысле. Недаром греки высочайшим жанром считали трагедию, – не мелодраму, которая внушает, что все хорошо кончится, но трагедию, где все кончается хуже некуда. Все погибают, но зато все прекрасны.

Это и легло в основу моей, прошу прощения, социальной философии. На поверхностный взгляд, люди постоянно ищут денег, комфорта, однако истинная их цель – красота, в глубине души они стремятся быть красивыми.

Я считаю, что Советский Союз был убит эстетическим авитаминозом. Мы перестали казаться себе красивыми. Да, были, конечно, и материальные нехватки, но это было ничто по сравнению, скажем, с Блокадой. Никто не голодал. Но я помню, что я тоже перестал ощущать жизнь красивой, перестал себе нравиться в советских декорациях, исчезло ощущение красоты жизни, пускай трагической красоты. Вот государство и рассыпалось, нечего стало защищать.

В миниатюре это со мною самим случилось и в науке: математика перестала казаться красивой. Вернее, самой красивой. Я получал хорошую зарплату, печатал две-три статьи в год в престижных журналах, но ощущение, что я принадлежу к кругу самых «крутых», исчезло. Зато писатели по-прежнему вызывали преклонение — так что в тот период меня воспитывали Пушкин, Чехов и Толстой. И они же защищали. И когда меня школьники спрашивают, зачем нужно читать художественную  литературу, я отвечаю: вы будете жить в более красивом и значительном мире, вы будете лучше защищены от безобразия и скуки жизни.

Источник наркомании, на мой взгляд, – тот же эстетический авитаминоз, упадок воодушевляющих иллюзий. Когда человек перестал ощущать жизнь красивой и упоительной, он  стал «добивать» до нормы психоактивными препаратами. Когда исчезла пьянящая греза, понадобились средства искусственного опьянения: так, когда ампутирована нога, ее заменяет протез.

А как меня занесло к ментальным инвалидам, – когда становишься более или менее известным писателем и публицистом, то на тебя уже выходят, просят помочь – так и втягиваешься. Чему меня научили ментальные инвалиды? Когда я был ребенком, в каждой деревне, в каждом городке был свой «дурачок», он бродил по улицам, что-то бормотал, иногда мальчишки над ним потешались…  И это было некрасиво. А потом эстетически требовательные начальники решили города очистить – собрали их в интернаты. Там над ними никто не насмехается, они умыты, одеты, но когда меня в первый раз привели в интернат и я увидел, как они сидят на кроватях, и понял, что они просидят на кроватях всю свою единственную жизнь, это был ужас!.. Я его постарался выразить в своем «Интернационале дураков», рекомендую специалистам по коррекционной педагогике.

Корр.: Они изолированы?

АМ:  Да, изолированы. Подвергнуты пожизненному заключению. И что лучше? Чтобы они по улице бродили или просидели всю жизнь на кровати? С человеком нельзя так обращаться, даже если он этого не понимает. В «Интернационале дураков» есть другая картина, из французской жизни: ментальные инвалиды живут в бывшем монастыре. Их собирают за общий стол, ставят красивые графины, посуду, как в ресторане. И пусть кто-то из них совершенно оценить этого не может, но служители не ему оказывают знаки внимания, а человеческому образу.

Ведь охраняют же государственные символы! Нельзя, скажем, флаг взять и растоптать – это преступление. А вот поругание человеческого образа не наказывается никак.

В общем, когда меня против воли заносит в какие-то мрачные темы, я обязательно оттуда выношу что-то важное. На грани жизни и смерти обнажается очень многое.

Корр.: В Вашей социальной философии «греза» – одно из ключевых понятий. Что Вы бы могли сказать нашим абитуриентам – будущим педагогам?

АМ:  Ваша профессия – это не просто передача знаний, это уроки счастья и красоты. И вы их даете, принося ученикам не только знания, но и вашу личность. Если у вас нет какой-то воодушевляющей грезы, вы мало того, что сами проживете свою жизнь в раздражении и унынии, – вы и учителями будете скверными. Ученики вас, конечно, как-нибудь перетерпят и постараются забыть поскорее, а вы останетесь с собой до конца своих дней.

02 / 07 / 2015

Показать обсуждение

Обсуждение

Лилия, 03 / 07 / 2015 в 10:59

Я была ученицей родителей А,М, Мелихова, росла в этом совершенно захолустном шахтерском поселке. Но время учебы в школе осталось в моих воспоминаниях как самое счастливое, наполненное поэзией и устремленное в будущее. Мелихов А.М. совершенно прав в том, что именно личность Учителя, его неравнодушие, любовь к ученикам – ко всем, не только к талантливым – и воспитывает и вызывает тягу к знаниям.

Лилия, 03 / 07 / 2015 в 14:33

Мелихов А.М. совершенно прав – счастливые, увлеченные люди воспитывают себе подобных. Я училась в те далекие годы в нашем захолустном шахтерском поселке в школе им. Сталина, где преподавали родители писателя. И это было светлое время познания и надежд. Помню,с каким удовольствием и надеждой на поощрительную улыбку, мы решали задачи повышенной сложности по физике, атмосферу творчества на уроках. Прошло более полувека после окончания школы, но имена наших Учителей мы бережно храним в нашей памяти.








Интервью с абитуриентом
Новости МПГУ
Интервью с абитуриентом
28 / 08 / 2018

Закончилась пора волнений, и многие абитуриенты уже заняли свои места в приказах о зачислении. О первых впечатлениях, поступлении и серьёзном выборе рассказала Елена Брит, первокурсница Института социально-гуманитарного образования обучающаяся по...

Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
Новости МПГУ
Студентка рассказала, почему она выбрала именно МПГУ
27 / 08 / 2018

Каждый абитуриент хочет узнать больше об университете и институте, в который он подаёт документы. Мечтает понять, как всё устроено, и что его ждёт в дальнейшем. На самые популярные вопросы, которые...

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
25 / 08 / 2018

  Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ готовит различных специалистов в области педагогики и психологии. О направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году и особенностях обучения рассказала Декан факультета дошкольной педагогики...

Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института детства Татьяна Александровна Соловьева рассказала о своих мечтах
24 / 08 / 2018

В основе мечтаний каждого человека лежит неотъемлемое желание помочь другим людям. Татьяна Александровна Соловьева, Директор Института детства, кандидат педагогических наук, рассказала о мечте своей юности.

Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
Новости МПГУ
Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ рассказала о своих мечтах
21 / 08 / 2018

Сегодня многие абитуриенты мечтают стать журналистами, педагогами, психологами. Декан Факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна поделились своими студенческими мечтами.

Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
Новости МПГУ
Интервью с вожатыми Всероссийской школы вожатых: Зинаида Федорова (факультет начального образования МПГУ)
20 / 08 / 2018

Студенты МПГУ продолжают делиться историями из опыта своей вожатской деятельности. Зинаида Федорова, студентка 3 курса факультета начального образования МПГУ, рассказала сотруднику ФКЦ Анне Савенок о своих впечатлениях о работе вожатой.

Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
Новости МПГУ
Директор Института истории и политики Алексей Ананченко рассказал о своих мечтах
14 / 08 / 2018

На протяжении всей жизни человек постоянно мечтает, строит планы. Не всегда все осуществляется с первого раза, в таких случаях необходимо набраться терпения и приложить немало усилий. Директор Института истории и...

Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
Новости МПГУ
Проректор по развитию МПГУ Василий Вячеславович Страхов ответил на вопросы нашего корреспондента
25 / 07 / 2018

О целях и задачах деятельности университета, особенностях российского образования и современных студентах рассказал проректор по развитию, доцент, кандидат исторических наук Василий Вячеславович Страхов.

Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
Новости МПГУ
Декан ФПП рассказала о направлениях подготовки в 2018/2019 учебном году
17 / 07 / 2018

По каким направлениям готовит Факультет педагогики и психологии? В каких отраслях могут работать ваши выпускники?...

В МПГУ 11000-ый абитуриент
Новости МПГУ
В МПГУ 11000-ый абитуриент
12 / 07 / 2018

В Московский педагогический государственный университет ежегодно приходят тысячи абитуриентов. Не даром вуз называют «первый педагогический» - сегодня большинство выпускников поступают именно на педагогические направления.

Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
Новости МПГУ
Слово об ученом: интервью к юбилею профессора кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Софии Давыдовны Забрамной
27 / 02 / 2018

28 февраля у известного ученого, педагога, дефектолога Софии Давыдовны Забрамной юбилей. За 55 лет трудовой деятельности в нашем университете София Давыдовна прошла все ступени профессионального роста (от ассистента кафедры олигофренопедагогики...

Институт иностранных языков МПГУ  расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
Новости МПГУ
Институт иностранных языков МПГУ расширяет географию международного партнерства. Международные магистранты на программе « Теория и практика перевода».
19 / 02 / 2018

2017-2018 учебный год в Институте иностранных языков  МПГУ был ознаменован  традиционно большим набором и высоким конкурсом на престижные бакалаврские и магистерские программы. Программа «Теория и практика перевода»,в числе российских и...

58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
Новости Дирекции креативных программ
58-ой Всероссийский слёт студенческих отрядов
06 / 11 / 2017

27-30 октября командир СПО «YO-вожатый» Калинина Валерия в составе делегации Московского отделения РСО приняла участие в 58-ом Всероссийском слёте студенческих отрядов.

Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков, ректор МПГУ: Мы стараемся работать на опережение
Журнал ректора
03 / 11 / 2017

Накануне юбилея МПГУ, ректор доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАО Алексеей Лубков дал интервью "Учительской газете".

Воспитание творца
Статьи, выступления, интервью
Воспитание творца
Журнал ректора
27 / 10 / 2017

В канун 145-летия Московского педагогического государственного университета руководитель проектов "Завтра.ру" и "День.тв" Андрей Фефелов беседует с ректором МПГУ, доктором исторических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской академии образования Алексеем Лубковым.

Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
Институт физики, технологии и информационных систем (новости)
Директор Института физики, технологии и информационных систем дал интервью пресс-службе МПГУ
24 / 10 / 2017

К 145-летию нашего университета пресс-служба МПГУ взяла интервью у ряда ведущих профессоров. Одним из первых опубликовано интервью с директором Института физики, технологии и информационных систем профессором Дмитрием Исаевым.

Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Интервью
Алексей Лубков: “Федеральные университеты должны стать центрами непрерывного педагогического образования”
Журнал ректора
12 / 09 / 2017

Во время визита ректора Московского педагогического государственного университета Алексея Лубкова в Казанский университет, он не только познакомился с опытом развития системы образования и подготовки педагогических кадров в КФУ и по достоинству оценил начинания казанских коллег, но и, являясь членом-корреспондентом Российской академии образования, высказался о насущных проблемах современного образования.

Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
Абитуриенты точно знают, где хотят учиться
Журнал ректора
30 / 08 / 2017

В Литературной газете опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимировича Лубкова об итогах набора 2017 года.

Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
Институт истории и политики (новости)
Историк Евгений Спицын: «Если бы не сталинская дипломатия, Германия могла напасть на СССР в 1939-м»
29 / 08 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью с советником ректора МПГУ историком Е.Ю. Спицыным, посвященное предыстории возникновения Второй мировой войны.

В ИСГО поступают лучшие!
Новости МПГУ
В ИСГО поступают лучшие!
01 / 08 / 2017

Студенткой направления Педагогическое образование с профилями «Обществознание и Основы мировых религий и светской этики» стала Мария Нелюбина, победитель Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры».

Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
Ректор МПГУ А.В. Лубков: «Единое образовательное пространство — это дело общее»
Журнал ректора
21 / 07 / 2017

В газете «Культура» опубликовано интервью ректора МПГУ Алексея Владимирович Лубкова, посвященное последним инициативам министра образования О.Ю. Васильевой.

Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
Новости МПГУ
Ольга Князева: «Мы помогаем каждому конкретному человеку реализовать свою мечту»
16 / 06 / 2017

Ответственный секретарь Приемной комиссии МПГУ рассказала об изменениях правил приема в 2017 году, о новых программах подготовки и о причинах роста интереса поступающих к Московскому педагогическому государственному университету.

Из подопечных – в волонтеры!
Интервью
Из подопечных – в волонтеры!
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

О развитии движения в спецшколе.

Борьба за любовь
Интервью
Борьба за любовь
Наши выпускники
20 / 04 / 2017

Психологическая помощь семье ребенка с нарушениями развития.

Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Интервью
Татьяна Волосовец: новый приоритет дошкольного образования – комфорт для ребенка
Наши выпускники
12 / 04 / 2017

В этом году началось поэтапное введение профессионального стандарта педагога (учителя и воспитателя), которое будет продолжаться до конца 2019 года. Каждый этап, наверное, принесет изменения в жизнь дошкольных образовательных организаций. Педагоги очень заинтересованы в обсуждении ключевых вопросов профессионального стандарта, каким образом он повлияет на их жизнь.

Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
Наука
Интервью с завкафедрой ТИСС Марией Александровной Будановой
23 / 03 / 2017

Заведующая кафедрой теоретической и специальной социологии Института социально-гуманитарного образования МПГУ Мария Александровна Буданова рассказала в интервью о возможностях обучения на кафедре.

Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Студент из Китая делится своими впечатлениями об ИСГО МПГУ
20 / 02 / 2017

Доброго времени суток, дорогой читатель! Никогда не задумывался о том, каково это учиться за границей? Хочешь узнать о том, что чувствуют иностранные студенты, когда приезжают в Россию получать знания? Тогда...

Великий разлом
Статьи, выступления, интервью
Великий разлом
06 / 02 / 2017

Неверно рассуждать о революции 1917 года как о «конце истории», считает ректор Московского педагогического государственного университета, член-корреспондент РАО, доктор исторических наук, профессор Алексей ЛУБКОВ.

Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
Интервью
Министр Ольга Васильева – за возврат к лучшим традициям советской школы
20 / 01 / 2017

"Учитель – ключевая фигура всех процессов изменения в педагогике. Без его одобрения не было поступательного движения реформ, без его заинтересованного участия невозможно проводить мероприятия сегодня..."

Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Интервью
Александр Архангельский: Люди и книги, которые меня сформировали
Наши выпускники
10 / 01 / 2017

Про то, какие книги должны формировать человека, я высказался в форме школьного учебника по литературе с 5-го по 9-й класс, который мы делали вместе с Татьяной Смирновой в течение последних 7 лет. Он только что вышел тиражом десять экземпляров – для экспертизы, так как пойдет ли он в школу, мы еще не знаем. Там все правильно, там те книги, которые должны личность формировать.

Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Маргарита Попова: «Нужно стремиться преодолевать преграды!»
21 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» мы познакомим тебя с последним на этот год интервью, где ты узнаешь составляющие успеха студентки 3 курса направления Культурология, профсоюзного лидера обучающихся ИСГО, руководителя Оформительского сектора Маргариты Поповой.

Алексей Лубков: С чувством ответственности…
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: С чувством ответственности…
12 / 12 / 2016

Ректор МПГУ, доктор исторических наук, профессор Алексей Владимирович Лубков дал интервью газете "Педагогический университет".

Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
Студенческая жизнь Института социально-гуманитарного образования (новости)
Екатерина Подгорнова: Всё возможно!
09 / 12 / 2016

Сегодня в рубрике «Формула успеха» речь пойдет о Екатерине Подгорновой - руководителе спортивного сектора. Именно она организовывает и поддерживает работоспособность и жизнь сектора, устраивает различные мероприятия и следит за их проведением в стенах нашего института. Именно она своими усилиями заинтересовывает и привлекает людей к спорту, помогая зарядится энергией и драйвом, который все испытывают не только наблюдая, но и участвуя в различных спортивных мероприятиях.

Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
Институт социально-гуманитарного образования (новости)
Миняжев Тимур Рифатович: Профессия преподавателя – это максимум социальной ответственности
05 / 12 / 2016

Многим, возможно, всегда было интересно побольше узнать о своих преподавателях, хотелось познакомиться с их интересами или хобби. Вдруг, всеми уважаемый седой профессор слушает тяжелый рок? А может быть, любимым увлечением кандидата наук является вышивание крестиком? Всё это и другие интересные факты о наших уважаемых преподавателях мы попытаемся узнать в рубрике "Интервью с преподавателем".

Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Интервью
Лев Рубинштейн: Желать, чтобы дети были такими же, как мы, — эгоизм
Наши выпускники
01 / 12 / 2016

Лев Рубинштейн — о подростках, литературе и патриотизме.

Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Интервью
Мигель Паласио: На прощание сын Фиделя попросил Патриарха благословить его крестик
Наши выпускники
29 / 11 / 2016

Большинство из пишущих сегодня о Фиделе Кастро знают о нем по книгам и СМИ. Мы же решили поговорить с человеком, лично встречавшимся с команданте. Впечатлениями о лидере кубинской революции с читателями «Правмира» поделился историк, публицист, руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Мигель Паласио. Именно он выступил переводчиком во время последней встречи Святейшего Патриарха Кирилла с Фиделем Кастро.

Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Интервью
Ольга Васильева: Я не ретроград и не сталинистка
Наши выпускники
07 / 11 / 2016

Российскую систему образования ждут большие перемены. Новый глава Минобрнауки Ольга Васильева намерена кардинально трансформировать Единый госэкзамен, заморозить слияние вузов и внедрить единую концепцию преподавания по всем основным предметам. Опыт унифицированного подхода к изучению истории в школе министр считает удачным...

Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
Интервью
Анастасия Фольц: «Интернет-телевидение? Наши люди еще платят за трафик в Skype»
22 / 10 / 2016

В истории российских медиа - знаковое событие: впервые один из эфирных телеканалов объявил о том, что вскоре полностью уйдет в Сеть и станет "интернетовидением". Об этом - интервью с известным медиа-экспертом, зав. кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Анастасией Фольц.

Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Интервью
Министр образования и науки Ольга Васильева: В школе будем наводить порядок. Полумер не ждите!
Наши выпускники
05 / 10 / 2016

Накануне Дня учителя «главная учительница страны» дала «КП» первое развернутое интервью в новой должности

Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Статьи, выступления, интервью
Алексей Лубков: Отбросить всякую политику и стать просто патриотом
Наши выпускники
01 / 10 / 2016

Первая мировая война, столетие начала которой исполнилось в текущем году, стала не только мощным потрясением для Российского государства и общества, но и моментом истины для самых разных политических сил огромной и многонациональной страны. Поскольку сегодня, как и в начале ХХ века, Россия стоит на пороге серьёзнейших испытаний, исторический опыт приобретает особую актуальность. Например, важно проанализировать то, как вели себя в годы войны либералы-западники, взаимоотношения которых с действующей властью никогда не были простыми.

Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Интервью
Ольга Васильева: “Великая русская литература дает уроки нравственности”
Наши выпускники
26 / 09 / 2016

Министр образования и науки Ольга Васильева приехала с рабочим визитом в Волгоград. В ходе поездки она посетила второй Всероссийский форум учителей русского языка и литературы, посвященный русскому языку как основе российского образования.

Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
Интервью
Сергей Кравцов: “Ничто так не мотивирует школьника, как хороший учитель и честный ЕГЭ”
13 / 09 / 2016

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, специально для МИА "Россия сегодня".

Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Интервью
Ольга Васильева: “Мы будем идти по пути ЕГЭ, однако предела совершенству быть не может”
Наши выпускники
13 / 09 / 2016

О том, какие изменения ждут сферу образования и чем она планирует руководствоваться в своей работе, Ольга Васильева рассказала ТАСС в своем первом программном интервью.

Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Интервью
Евгений Ямбург: «Кабинет директора — это сливная яма. Сюда не приходят, когда хорошо»
Наши выпускники
08 / 09 / 2016

Заслуженногоый учитель России и выпускник МПГУ — об управлении школой, хоумскулинге и новой роли директора.

Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Интервью
Евгений Ямбург: “Учитель истории обязан удивлять”
Наши выпускники
07 / 09 / 2016

Например, проводить перевернутые уроки, ставить спектакли по Окуджаве и, если надо, скакать на коне

Первоклассная профессия
Интервью
Первоклассная профессия
30 / 08 / 2016

Профессия учителя становится более престижной, но “возрастной” и все менее доступной.

Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Интервью
Александр Архангельский: «Нынешние учебники по сравнению с советскими — небо и земля»
Наши выпускники
29 / 08 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и выпускник МПГУ Александр Архангельский.

Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Интервью
Ольга Васильева: “Надо осмыслить все, что сделано в педагогике”
Наши выпускники
19 / 08 / 2016

Новый министр образования дала «Комсомолке» первое интервью после назначения.

Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
Журнал ректора
Концепция математического образования. Интервью с ректором МПГУ Алексеем Семеновым
16 / 08 / 2016

Опубликовано интервью ректора Московского педагогического государственного университета, академика Российской академии наук и Российской академии образования Алексея Львовича Семенова "Концепция математического образования".

Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Интервью
Катерина Демина: Детство с айфоном в руках
Наши выпускники
25 / 07 / 2016

Основной запрос всех родителей последних лет выглядит так: как оторвать ребенка от компьютера? Вам не понравится мой ответ. Потому что единственное, что можно сделать, — не сажать ребенка к экрану. Совсем.

Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Интервью
Александр Архангельский: 3 главных вопроса о школе
Наши выпускники
21 / 07 / 2016

Александр Николаевич Архангельский — литературовед, литературный критик, публицист, телеведущий, писатель, автор УМК по литературе для старшей школы, отвечает в блиц-интервью на три главных вопроса о школе.

4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
Интервью
4 вещи, которые нужно знать о тьюторах
19 / 07 / 2016

Слово «тьютор» уже вошло в наш активный словарь. При этом задачи педагога-тьютора многим до сих пор не до конца понятны. Чем тьютор отличается от хорошего классного руководителя, психолога и коуча, и зачем он нужен в образовательном процессе, рассказывает заведующая кафедрой индивидуализации и тьюторства МПГУ, профессор Татьяна Ковалева.

Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Интервью
Катерина Демина: Если подросток не может выбрать профессию
Наши выпускники
18 / 07 / 2016

…А ведь уже выросло целое поколение наших детей, которые не хотят работать. По разным причинам: страшно взрослеть, скучно, тяжело, ищу себя. Да мало ли причин, по которым можно сидеть на шее у родителей, эксплуатируя их чувство вины и тревогу? Проще всего, конечно, имитировать сложный и крайне энергозатратный процесс выбора профессии. И вот их приводят ко мне на консультацию, и мы начинаем разбираться. Среди мальчиков 14–17 лет пальму первенства держат «игроки».

Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Интервью
Катерина Дёмина: Как родители блокируют интерес подростка к работе?
Наши выпускники
14 / 07 / 2016

Как привить ребенку интерес к работе? Что важнее сформировать у подростка – профессиональные навыки или представление о миссии? Кто такие трудоголики? На эти и другие вопросы отвечает психолог Катерина Дёмина.

Катерина Демина: Если ребенок лжет
Интервью
Катерина Демина: Если ребенок лжет
Наши выпускники
11 / 07 / 2016

Все мы время от времени приукрашиваем жизнь выдумками: о чем-то умалчиваем, увиливаем от ответа, а иногда намеренно обманываем. Но почему тогда факт, что родной и любимый ребенок позволил себе солгать, вызывает такую бурю эмоций, от гнева и ярости до полнейшего отчаяния и сокрушения в печали?

«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Интервью
«Закон о запрете воспитания». Комментарий протоиерея Димитрия Смирнова
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Протоиерей Димитрий Смирнов дает комментарий новой редакции статьи 116 УК РФ, запрещающей родителям наказывать своих детей вплоть до уголовного наказания в виде лишения свободы до 2-х лет.

Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Интервью
Катерина Дёмина: Можно ли воспитывать ребёнка на расстоянии
Наши выпускники
05 / 07 / 2016

Можно привести массу аргументов в пользу воспитания ребёнка на дому. Но что делать, если у матери при всей огромной любви к детям элементарно нет для этого возможностей? И так или иначе приходится доверить детей няням, бабушкам и воспитателям? Практикующий семейный психолог Катерина Дёмина рассказывает, как правильно подойти к выбору няни, как удовлетворить базовые потребности ребёнка, наконец, как перестать волноваться на пустом месте и правильно организовать свою жизнь.

IT и вызовы для школы и общества
Наука
IT и вызовы для школы и общества
04 / 07 / 2016

Франц-Йозеф Кун - международный эксперт в области повышения квалификации учителей, основатель и президент АВС-сообщества, содействующего обучению грамоте (Германия), организатор производства развивающих игр Никитиных в Германии.

Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Интервью
Александр Архангельский: “Нынешние учебники по сравнению с советскими – небо и земля”
Наши выпускники
28 / 06 / 2016

Очень серьезная филология очень простым языком — таким должен стать учебник по литературе нового образца, одним из соавторов которого стал литературовед, писатель, телеведущий и профессор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Архангельский.

Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
Интервью
Учитель без диплома. За что ученица оштрафовала школу
21 / 06 / 2016

Кто и как преподает в российских школах физкультуру? Какие уроки в школе считаются самыми травмоопасными? По карману ли школам бассейны и спортплощадки? Об этом "РГ" рассказывает директор Института физической культуры, спорта и здоровья МПГУ, профессор Алексей Коршунов.