Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Знакомство с системой образования Великобритании

Новости МПГУ

С 17 по 24 января представительная делегация МПГУ знакомилась с образовательной системой Великобритании, участвовала в выставке современных технологий в образовании Bett, изучала музейную педагогику в музеях Лондона. В состав делегации МПГУ вошли ректор, академик А.Л. Семенов; проректор, директор Института физической культуры, здоровья и спорта, профессор А.В. Коршунов; проректор по информатизации, профессор А.Ю. Уваров, директор Института «Высшая школа образования», профессор К.Е. Зискин, руководитель образовательных программ факультета начального образования Института детства, зав. кафедрой ИКТ в образовании, профессор Е.И. Булин-Соколова; зав. кафедрой психологической антропологии, профессор А.С. Обухов; доценты кафедры психологической антропологии Л.И. Адамян и А.М. Федосеева; начальник управления информационных технологий Р.С. Сулейманов; зам. начальник управления информационных технологий Р.Б. Куприянов; начальник отдела (центра) цифрового образования А.В. Башев; сотрудник управления маркетинга и коммуникации Н.А. Тезикова; помощник проректора Р. Якименко; аспирант факультета иностранных языков А. Дудин; студент ИФКСиЗ Е. Петрухин; студенты Института детства И. Денисова, А. Писарева, И. Черкасова, И. Николаева.

Поездка состоялась при поддержке благотворительного фонда «Дар». Часть программы поездки была организована руководителем образовательных программ Apple Russia Денисом Быструевым.

Основным событием выезда стала всемирная выставка Bett, которая объединяет как крупные корпорации в области ИКТ, так и небольшие фирмы и организации, привносящие технологические инновации в систему образования. Практически все передовые разработки в сфере новых информационных технологии в образовании представлены на этой выставке.

Содержательной задаче выезда стало знакомство с системой образовании Великобритании – посещение детских садов, начальной школы, средней и старшей школы, колледжей, университетов. А.Л. Семенов, Е.И. Булин-Соколова и К.Е. Зискин отдельно посетили в городе Кендалл университет Камбрия, где встречались с руководителями образовательной программы подготовки учителей и знакомились с организацией профессиональной подготовки учителей начальной школы, в контексте организации практики студентов в школах.

В течение поездки участники выезда посетили 5 различных начальных школ, 1 основную школу, Фребель колледж Университета Роехамптома, частный колледж Веллингтона. Отдельным аспектом программы стало знакомство с рядом музеев Лондона с акцентом на знакомстве с методами музейной педагогики. Были посещены Британский музей, Национальная картинная галерея, Музей Виктории и Альберта, Музей естественной истории, Детский музей, Музей игрушек Поллока.

По итогам поездки студенты Института детства готовят лекцию с видеоматериалами и практические занятия для студентов факультета начального образования, на которых они продемонстрируют своим однокурсникам наиболее интересные аспекты и методические разработки, с которыми смогли познакомиться в Великобритании.

 

Представляем фрагменты путевых заметок студентов Института детства, написанных в ходе поездки:

Денисова Ирина

18-19 января. За эти два дня, проведенные в столице Великобритании, мы посетили три школы. Три удивительные школы. Для меня это было что-то качественно новое, необычное и даже немного за гранью реальности. Все дети работают в группах: именно работают. Каждый из участников группы вовлечен в работу, никто не выпадает. Учитель же в это время не исполняет роль жесткого контролера, подавляющего детей, их природную исследовательскую активность, их непосредственность, он лишь направляет, помогает, действует с ними вместе, как бы заодно. Учитель не наставник, а помощник, друг.

Первая школа – The Flitch Green. Она считается начальной школой: в ней учатся дети от четырех до одиннадцати лет. Эта школа – настоящая большая семья. То есть близки не только ученики с учителями, но и ученики разных групп, разных уровней. Я наблюдала такую картину: старшая девочка (5 уровень), которая была нашей сопровождающей, зайдя в младшую группу и предоставив нам время осмотреться, со всем познакомиться, подошла к малышке, обняла ее и спросила про учебу, личные успехи, дальше девочка перешла к группе детей, которая изучала свойства теста, и начала работать вместе с ними. Вся атмосфера школы пронизана добром, уютом, любовью. Поэтому, конечно, учитель не поднимает голоса на детей: в школе мы наблюдали несколько интересных приемов, которые помогают поддерживать рабочую атмосферу в классе. Еще, что является не маловажным – каждый ребенок знает, к чему он стремится, он знает свой уровень, он осознает проделанную работу и то, что предстоит сделать в дальнейшем. В качестве одного элемента рефлексии выступает нарисованная гора, на вершине которой расположена цель, к которой стремится каждый ребенок в классе: здесь каждый ребенок самостоятельно отмечает свое положение, ту удаленность, на которой он располагается от верхней точки горы. Школьная программа работает в пяти основных направлениях: критическое мышление, сотрудничество с другим, уверенный характер, стремление к победе, креативность действия. И не только учитель знает про эти показатели, но и ребенок. Дается определенная тема, которая становится центральной, ее прорабатывают на каждом уроке, изучая в разных плоскостях. Не осталось незамеченным и то, что в школе введена система поощрения каждого класса за заслуги как в Хогвартсе из серии книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Каждый класс носит имя одной из планеты солнечной системы. На первом этаже стоят подписанные коробки с заработанными баллами, которые класс получает за те или иные достижения в школе. В конце года подводятся итоги, и победитель награждается кубком. В школе есть iPad-ы, которые органично вписаны в учебный процесс этой школы. С помощью них дети делают индивидуальные и групповые проекты, занимаются творчеством. Вообще тема свободы творчества очень явно видна в этой школе – все стены классов увешаны детскими работами. Мне понравился урок, когда дети создавали презентацию-проект по тексту, который сначала был разобран и поделен на смысловые абзацы с учителем, а потом «зашифрован» рисунками. То есть перед каждой рабочей группой школьников лежал нарисованный текст, с опорой на который они и работали.

Вторая же школа, Bohunt, уже считается средней: в ней учатся дети старше одиннадцати лет. Территория разбита на определенные сектора, включающие в себя корпуса с разными тематиками (например, корпус информационных технологий, корпус театрального искусства и т.д.). Нам посчастливилось быть зрителями молодой музыкальной группы, которая готовилась к представлению на международной выставке Bett. Интересно было подметить ту же действительность, что была и в первой школе: дистанция между преподавателями и учениками не большая, присутствуют доверительные отношения.  Однако на нас дети реагировали уже не так, как в первой школе – все-таки перед нами были подростки, для которых мы были неизвестными взрослыми с камерами, говорящими на иностранном для них языке. Школа оборудована Apple техникой, которая помогает сделать учебный процесс более насыщенным, продвинутым, мотивированным. В этой школе важным элементом, базовым, является организация пространства – классы обустроены не привычным для нас способом, дети занимаются в комфортной для них обстановке. То есть если фронтальная работа и присутствует (парты по рядам напротив учителя, доски), но как необходимый элемент, а не превалирующая часть. Как и в первой школе, здесь нас водили по территории от корпуса к корпусу ученики школы – действительно, кто может знать лучше школу, чем они? На территории мы встретили много зелени, что не могло не радовать – наличие лужаек для отдыха, перекусов. У нашей группы также была возможность проявить себя в роле детей-исследователей: мы поделились на мини-группы и ставили химический опыт, и проводили исследование с помощью приложения на iPad-е. Это был некий интерактивный элемент нашего визита.

На следующий день у нас в планах было посещение Elm Park школы. Я рада, что оно состоялось. Эта школа воспринималась уже по-другому: невольно приходило сравнение с предыдущими школами. Я попытаюсь рассказать о ней, не учитывая предыдущие два впечатления, потому что тогда это уже перестанет быть адекватной оценкой. Итак, эта школа полностью оснащена планшетами фирмы Apple, современными компьютерами, и у нее очень привлекательное решение в плане деления пространства: просторные холлы, площадка на свежем воздухе и т.д. Каждый класс – это название какого-либо дерева: младший класс носит название небольшого деревца, самый старший же является очень высоким деревом, oak (дуб). Этот рост, этот переход на уровнях не смог остаться для нас незаметным: для детей это тоже определенное действие, ведь они переходят после каждого года в другой класс, они становятся более высоким деревом. Стало открытием, что у детей нет ограничений в интернете: точнее школа постепенно снимает рамки – сделано это для того, чтобы дети могли пользоваться ресурсами YouTube-а, при этом детей учат правильному пользованию всемирной сетью, их осведомляют об опасных ситуациях, о том, как с ними справляться. Логично, что в современном мире с учетом места интернета в жизни это просто необходимо. Мне понравилось, что в школе есть возможность индивидуальной работы – как с отстающими учениками, так и с детьми, опережающими программу. В нашей системе образования я сталкивалась только с тем, что учителя помогают детям, которые не поспевают за остальными – детям же, которым легко дается учебный материал, обычно не повышают уровень, им приходится скучать и работать только в зоне актуального развития. На мой взгляд, это опасно, так как это может стать потерей интереса к учебе. Практика  такого внимания к каждому ученику осуществляется за счет того, что в каждом классе у учителя есть хотя бы один помощник, ассистент, который поддерживает работу в группах или занимается с отдельными учениками. Как говорилось ранее, это школа оснащена продукцией Apple: планшеты, компьютеры. Техника активно включена в учебный процесс, а не просто присутствует в школе для галочки. Детей готовят к будущему, им дают возможность роста, развития в настоящем. В школе есть один тип занятий (в России не встречала), когда ученики общаются между собой по сети с помощью микрофонов и наушников, не видя друг друга. Так же Apple технологии применяют для работы с детьми с индивидуальными особенностями. Нам показали проект, который сделал мальчик со своей учительницей. Этот мальчик обычно ни с кем не разговаривает, а на уроках просто сидит, не отвечая и особо не участвуя в общей работе. Тут же ему удалось смоделировать поход в библиотеку с закадровыми комментариями. Для него это было реальное преодоление себя. За всеми iPad-ами ученики школы присматривают самостоятельно, они отвечают за их сохранность, за их готовность к работе (они должны быть заряжены). Приносить свои же устройства детям запрещается  (в школе есть устройство на каждого учащегося). И последнее, что я бы хотела еще упомянуть про эту школу – на каждом этаже в разных уголках, у каждого класса висят «Золотые правила школы» (есть как полный список, так и отдельные пункты). На первом этаже правила из общего списка повторяются, так как на нем учатся маленькие дети, на втором же каждый раз встречается новое правило – для детей постарше. В процессе обучения класс прорабатывает, изучает каждое правило.

20 января. На третий день нашего пребывания в Лондоне мы посетили международную выставку Bett,что являлось, лично для меня, бесценным опытом. Во-первых, было интересно посмотреть на само устройство выставки – на грамотную организацию. Во-вторых, конечно, было важным познакомиться с определенными техническими решениями, которые могут быть применены для оптимизации учебного процесса. Интересно было смотреть на представленные на выставке модели с учетом того, что мы уже видели в школах Англии, и того, с чем мы столкнулись на практике, соотносить увиденное с потребностями, с определенными планами.

Очень впечатлила программа, которая позволяет с помощью двух проекторов вывести на стену большое рабочее поле (возможно одновременное касание десятью пальцами). Дети могут создавать собственные проекты, делать заметки, рисовать, создавать небольшие презентации с картинками.  Что примечательно – это подвижное поле, которое включает в себя работу на расстоянии (возможна работа детей из разных школ, не находящихся рядом). Так же я отметила для себя работу приложения фирмы Clicker7, с помощью которого можно научить ребенка читать, работать с текстом, с предложениями. Важно, что ребенок может не только видеть, он может еще и слышать то, что произносит компьютер, и ребенок может записывать собственный голос. Мне запомнилась робототехника – сбор детьми собственных роботов, создание алгоритмов, проверка гипотез (как, например, с выявлением одного из трех домов, что устоит при землетрясении более пяти баллов). Все это осуществляется с помощью специальных наборов Lego, определенных двигателей и, конечно, приложений на  iPad-ах. Было много приборов в разных точках выставки, которые направлены на расширение возможностей в исследованиях на уроках естествознания (окружающего мира, физики, биологии, химии). Например, с помощью одного устройства можно измерить влажность, расстояние от прибора до ближайшей твердой поверхности, температуру – и составить для этого всего графики автоматически. Также понравилось предложение фирмы 2simple: дети могут составить внутренний механизм, прорисовать внешний дизайн на компьютере (на пространстве, выведенном на стену), а потом сделать эту оболочку на 3D-принтере и получить собственную модель робота. Важным, я считаю, и то, что были представлены приложения для работы с детьми с индивидуальными способностями. Мне очень понравилось музыкальное приложение, с помощью которого можно создавать музыкальные композиции с помощью движения одной руки над определенными сенсорами.

В итоге хочется сказать, что с помощью сознательного использования современных технологий можно сделать учебный процесс более интересным и насыщенным, открыть детям новые горизонты для саморазвития.

21 января. На этот день у нас была запланирована непростая программа: совместное посещение католической школы, а потом деление на две группы с дальнейшим продвижением по разным маршрутам. Первая группа пошла в университет, а потом еще одну начальную школу. Вторая группа, в которую я входила, посетила начальную школу, в которой с нами был Тим.

Итак, католическая школа, Sacred Heart School. Первое с чем мы столкнулись, чего не было в предыдущих школах – система учета госте. Каждый из нас ввел свое имя, сфотографировался, отметился, что вошел. На выходе надо было ввести в систему свой уход. Как оказалось, это правило, а не желание отдельной школы. Самым запоминающимся моментом для меня стал осмотр территории школы: большая спортивная и уютная игровая площадки, живой уголок. За животными дети ухаживают сами: а именно за курочками, пони и козами. Также вместе с учителями дети ухаживают за растениями, мы видели клумбу из тюльпанов. Сама атмосфера в школе мне показалась спокойной: без особой привязанности между учителями и детьми, но и давления я не заметила. Директор нам сам показывал школу. К слову, это первая школа, которую нам показывали не ученики. Так же мы особо не задерживались в классах, не было свободного перемещения в них: мы заглядывали, немного общались с детьми, стоя у доски, директор давал нам небольшую порцию информации, и мы шли дальше. Мне понравилось занятие физической культурой, которое нам удалось все же немного увидеть – в предыдущих школах мы этого не наблюдали. Дети были поделены на четыре мини-группы и делали разминку на скамейках: все было стройно, четко, красиво. К сожалению, второй части нашего коллектива пришлось уйти пораньше, чтобы попасть в другую школу – предстояла долгая дорога. Поэтому я не смогла дослушать до конца представление школы, однако послевкусие от школы у меня осталось приятное. Был момент, кода директор произнес определенные слова, что-то вроде кричалки, и дети, сидя за партами, сложили руки по швам и запрокинули головы – это производит впечатление. Несмотря на то, что это явно жесткое правило, потому что нарушившего действие мальчика директор отчитал, я видела, что кто-то из детей сидел спокойно, а некоторые дети даже немного веселые: одна девочка улыбалась глазами, сдерживая улыбку, у меня было чувство, что в практически сложившейся тишине, она засмеется. Но больше всего в этой школе меня впечатлил учитель музыки, который держал класс своим голосом, движениями – все песни сопровождались движениями и изменением интонации. Дети, как и мы все, были в восторге.

Дальше было посещение Sir William Burrough School. Это муниципальная школа в небогатом районе, в которой учится много приезжих детей: из средней Азии, из Африки, даже был мальчик из России. У этой школы небольшая территория, однако пространство так обустроено, что не создается ощущения тесноты. Сначала я насторожилось, школа не внушала доверия, даже улыбающаяся директор не спасла ситуацию, а наоборот ухудшила – ее улыбка казалась немного зловещей. Однако после небольшой презентации школы, личной беседы, а потом знакомства с нашими детьми-проводниками мое отношение к школе кардинально поменялось, и я буквально влюбилась в нее. На каждого посетителя был выделен один ученик (из старших классов), который сопровождал по всей  школе, показывал территорию, классы, рассказывал про обустройство всего. В младших классах я не увидела стандартных уроков, чтобы кто-то из детей сидел за партой и что-то писал, больше того – у них нет парт. Площадь класса поделена на разные зоны, между которыми ребенок свободно перемещается. Однако одна из учительниц сказала, что все-таки элементы урока присутствуют в начале дня, но это как небольшое вкрапление во всем полотне учебной деятельности. У  совсем маленьких детей, которые считаются детским садом, есть небольшое пространство, комната в комнате, где они могут прилечь и посмотреть мультфильмы, отдохнуть. У каждого класса есть выход на улицу (те, что не на первом этаже также в любое время  могут спуститься – перемещение свободное). У младших детей нет временного регламента, у старших все-таки вводится определенность – длительность урока и перемен. Но больше всего нам повезло в том, что мы попали в тот день, когда в школе проходило коллективное пение – практически все классы, кроме самых старших, собрались в большом зале под звучащую из под быстрых пальцев одного из учителей (также отвечает за техническую поддержку школы, помогал директору нас встречать и принимать, участвовал в первичной презентации) спокойную мелодию. Такое действие бывает два раза в неделю: во вторник и четверг. И мы это увидели своими глазами! Энергетику не передать, единство, которое чувствовал каждый, не описать словами. Все дети знали слова песен, и все же текст был выведен на стену перед всеми. Что важно – учителя тоже пели, директор пел, мы – гости тоже пели. Это было кульминацией нашего нахождения в школе.

22 января. На следующий день, на пятый день, мы не посещали школы. Зато мы посетили два музея: музей детства и Британский музей. В первом музее мы осмотрели выставку детских игрушек, которая была составлена с учетом многих критериев: по физическим явлениям, по временной хронологии и по определенной тематике, общему признаку. Одной из положительных черт этого музея было то, что в нем были элементы интерактива: на определенных участках выставки дети могли действовать, делать что-то своими руками. Был стол, покрытый плотным стеклом, под которым находилась металлическая стружка. На столе же лежали устройства с магнитами на конце, то есть этой «ручкой» можно было создавать разные образы под стеклом. У каждого ребенка была возможность покататься на лошади-качалке. Да и нам, кто хотел, это удалось (конечно, мы выбирали лошадь, которая была больше). Еще с помощью нескольких пенни можно было завести несколько установок, игрушки движения: например, железную дорогу, Все это может и должно, на мой взгляд, послужить толчком для нового витка развития. К слову, не только детям будет интересен этот музей – каждый взрослый сможет найти в нем что-то для себя. Мне было интересным посмотреть на эволюцию кукол: в XIX веке они были уже полноценными, но лица, честно, пугают. Уже на следующий век эта проблема решена – куклы усовершенствуются, становятся более милыми. Правда в качестве представителя среди кукол от XXI века была представлена синяя девушка – монстр, насколько знаю, из серии Monster High.

В Британский музей мы шли с целью не просто посмотреть на экспонаты, ярчайшие и ценнейшие исторические предметы, а найти элементы детства. Оказалось, что это не просто: относительно детей на всей выставке представлены только отдельные элементы, которые надо потрудиться, чтобы найти. Только в одном месте, в зале греческой и римской жизни, была представлена отдельная витрина, посвященная ребенку. В итоге, из всего увиденного, что связано с детством в древности, меня больше всего поразили детские «бутылочки». На первый взгляд, они выглядели, как лампы для масла, с отверстием в центре, ручкой и вытянутым носиком, коренастые. И, если бы не материал, из которого они сделаны, то, я считаю, это неплохие устройства для кормления детей, даже отличное решение для того времени. Также я заметила, что уже тогда детским куклам пытались дать способность движения: руки и ноги прикреплены к телу отдельными металлическими элементами, которые позволяют двигаться отдельной конечности вверх-вниз. В целом, было интересным в общей выставке находить отдельные изображения детей, это было небольшой личностной победой, точнее групповой, так как ходили и работали мы по парам. Сам музей тоже не может не впечатлить: просторные холлы, крутые лестницы, светлые тона, сетчатый стеклянный потолок на первом отправном этаже. Экспонаты не могут оставить вас равнодушным, если вы хоть немного интересуетесь историей, жизнью людей в прошлом. Греческий пантеон потрясает своей масштабностью, красотой, застывшей в камне, своим местом в истории. Было очень много моментов, которые хотелось бы отметить как-то отдельно: греческие амфоры, египетские гробницы, статуэтки китайской культуры. Таким образом, можно сказать, это был полезный поход для нас как с точки зрения расширения кругозора, так и с профессиональной стороны.

 

 

Ирина Николаева

18 января. Первый день нашего пребывания в Лондоне был чрезвычайно насыщенным. Мы посетили две школы, которые находятся в пригородах Лондона. Обе школы внедряют технологий Apple.

Младшая школа «The Flitch Green Academy». Встретили нас директор и завуч школы. Провели короткую презентацию школы, мы попили чай и кофе. Одноэтажное здание с большой – зеленой территорией, спортивными и детскими площадками. Нашими гидами по школе были ее замечательные ученики, с которыми мы и начали нашу экскурсию по школе. Пройдя в классы можно было прочувствовать атмосферу домашнего уюта, в каждом классе присутствует своя тематика связанная с космосом. Название классам даны в честь планет. Все ученики разделены на 4 группы, можно увидеть постоянную групповую работы. У каждой группы есть свой цвет и название, так-же связанное с космосом. Группы по аналогии с Хогвардсом зарабатывают баллы, после чего в конце года баллы подсчитываются. Группа набравшая наибольшее количество баллов получает кубок оформленный в цветах группы. Первое что бросается в глаза заходя в класс, это большое количество работ детей, которые учатся. Работы различные: Поделки из макарон, Отрывные аппликации, также большое количество работ с использование созданных с помощью мультимедийных технологий, например рисунки которые позже были распечатаны в формате А3. Каждый класс полностью укомплектован всех необходимым для образовательного процесса: большие плазменные панели, на которые удаленно без проводов можно выводить изображение с планшетов или компьютеров. В каждом классе имеется тележка, в которой хранятся и заряжаются Ipad, свободно выдаваемые ученикам, если это нужно для учебного процесса. Планшеты оснащены большим количеством программ, которые активно используются в учебном процессе. Например: Icananimate, это программа позволяет создать из набора фотографий анимированный видео ролик и наложить поверх ролика любую аудиозапись. Используя эту программу дети делают фильмы, затем показывают их всему классу и выбирают лучшую. Имеется своя музыкальная студия, где дети музицируют на множестве музыкальных инструментов.

В школе дети самостоятельно оценивают свои учебные достижения, ставя свою фишку на горе оценивая относительно других учеников. Бросился в глаза интересный эксперимент, который проводили сами дети. Они пытались выяснить выживет ли панда в климатических условиях Великобритании, для этого они измеряли температуру, влажность, освещённость и прочие физические показатели в течение месяца, для того чтобы после этого сравнить полученные показатели, с климатическими условиями естественной среды обитания панд в Китае. При этом показатели Китая брались учениками из сети Интернет, а показатели Великобритании измерялись самостоятельно с помощью термометра, барометра и других приборов портативной метеостанции.

Обратила на себя внимание универсальность помещения в котором дети и занимаются физкультурой, и выступают на концертах, помещение служит как актовый зал, там же на обед выдвигаются столы, и помещение превращается в столовую.

Вторая школа «Bohunt secondary school», в которой учатся дети 11-16 лет. В школе учиться более 1600 учеников. Она является самой крупной в данном районе. Знакомство со школой началось с выступления оркестра под названием «Ipad band». Это группа школьников которые играют современную музыку на планшетах с помощью программы «Garageband». После выступления мы прослушали презентацию о школе в ходе которой выяснили, что уровень подготовки учащихся в этой школе самый высокий в районе «Hampshire». Нам предоставили гидов, которыми являются ученики школы. Они показали нам все пространство школы. Эта школа с большой территорией, на которой имеется, театр, музыкальная студия, гимнастический зал, три футбольных поля, исследовательские лаборатории и обычные классы для занятий. Можно снова увидеть большую техническую оснащённость школы, особенно в кабинете музыки. В музыкальном кабинете есть не только музыкальные инструменты, но и мобильные тележки с планшетами с установленной программой «Garageband», с возможностью выведения звуков через колонки. Использование мультимедийного оборудования такого рода в учебном процессе, позволяет ученикам, не обладающим навыками игры на музыкальных инструментах, заниматься музыкой на высоком уровне. В отличие от младшей школы, в этой школе активно используются мультимедийные доски. Все преподаватели школы знают – как использовать все мультимедийное оборудование, что помогает в процессе обучения. Однако, дети уже не так увлечены учебным процессом, что связанно с возрастом учеников. Им также важно общение друг с другом.

19 января. В первой половине дня мы посетили ещё одну начальную школу, «Elm Park Primary School». По традиции нас встретили с презентации школы совместно с чаепитием. Мы направились на экскурсию по школе. Первое что бросилось в глаза, это интересный сенсорный экран, расположенный на полу. На нем дети играют в развивающие игры и выполняют различные логические задачки. На первом этаже школы можно увидеть Macbookи, которые находятся в свободном доступе для учеников. При поступлении в школу каждому ребёнку даётся свой личный логин и пароль, с помощью которого дети могут работать на любом компьютере школы. По всей школе развешены правила по использованию компьютерной техники. Дети не должны нарушать эти правила, при нарушении детям объявляется выговор. В школу запрещено приносить свою технику. В каждом классе можно увидеть большую творческую работу детей и преподавателей. Над головами по периметру класса можно увидеть веревки, на которых были вывешены работы детей. Так же в школе присутствовали дети с особенностями развития. Эти дети учатся в классе со всеми, но к ним представлен преподаватель, который находится с ними на протяжении всего дня. Она даёт им отличные задания, которые они выполняют вместе. Преподаватель помогает им во всем и поддерживает. В школе учатся дети, у которых английский язык не является родным, для них существуют специальные занятия, с отдельным учителем, направленные на подтягивание уровня языка. В школе детей обучают программированию с помощью специальных инструментов программирования, такие как Maincraft. Обучение ведется в игровой форме. После просмотра школы, дети выступили для нас с презентацией, в которой рассказали как строится учебный процесс, показали некоторые самостоятельно выполненные проекты и рассказали о своих планах на будущее. Они провели для нас мастер-класс, по использованию программирования: нам раздали Ipad и мы попробовали решить сами ряд задач на программирование в формате компьютерной игры.

20 января. Всю среду мы посветили международной образовательной выставке Bett 2016. Это крупнейшая мировая выставка посвященная использованию информационных технологий в образовании. Проводится выставка ежегодно, в Лондоне уже много лет. Выставка принимает гостей из разных стран.

Елена Игоревна Булин-Соколова провела нам экскурсию по стендам которые были наиболее интересны. Нам демонстрировали опыт, по получению энергии из лимонов, достаточной для горения светодиодной лампочки; показали специальные портативные устройства, для наглядного отображения различных физических величин, таких как пульс, яркость света, температура и других, с выводом данных на любой гаджет в реальном времени.

Компания LEGO представила линейку новых интерактивных конструкторов, основной особенностью которых является то, что их можно программировать, а именно управлять любыми движущимися частями, анализировать показания подключаемых датчиков, конструкторы программируются при помощи планшета или компьютеров.

На одно из стендов нам показали один из наиболее популярных трендов ИКТ в образовании, представляется использование больших сенсорных плазменных панелей, вместо классных досок. Подобные стенды были буквально на каждом шагу. Используя такие доски, преподаватели могут выводить любую информацию (текстовую, видео, графическую) при помощи простых жестов, демонстрируя результат ученика.

На выставке было представлено множество настольных электронных игр, играя в которые нужно программировать игровых персонажей с помощью планшета, который подключен к герою игры.

Некоторая часть выставки была посвящена детям с ограниченными возможностями. Самое большое впечатление на меня произвело сенсорное музыкальное устройство, с помощью которого дети могут сочинять простые мелодии и воспроизводить мелодии известных композиторов. Все это устройство работает благодаря жестам руки или нажатия на педаль.

На BETT в большом количестве были представлены различные развивающие игрушки и конструкторы для детей всех возрастов. Еще было несколько стендов с электронными микроскопами, которые позволяют увеличить предмет в стократном масштабе и вывести изображение на экран

На выставке постоянно проходили выступления гостей из разных стран, которые представляли свои местные организации, работающие в сфере образования. Одним из делегатов был заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Шаевич Каганов. Его доклад был посвящен основным трендам в развитии отечественного образования.

21 января. Этот день был один из самых насыщенных – сначала мы посетили государственную школу «Sacred Heart Catholic School». Эта школа имеет поддержку английского католического сообщества и очень большое внимание в ней уделяется дисциплине и поведению. Несмотря на это – в Sacred Heart также учатся дети, исповедующие другие религии. Экскурсию по школе проводил лично директор и преподаватель информационных технологий, который также осуществляет всю техническую поддержку образовательного процесса. В данной школе подготовились к приезду иностранных гостей и в каждом классе дети приветствовали нас на русском языке. Школа с просторной и ухоженной территорией, это единственная школа из тех, в где мы были, на территории которой имеется зоопарк. Дети сами ухаживают за животными, что особенно полезно для детей с особенностью развития. Уроки информатики проходят в полностью оборудованном компьютерном классе, в котором помимо стационарных компьютеров имеются также планшеты и ноутбуки в свободном доступе. Мы присутствовали на уроке информатики, на котором дети изучали рисование повторяющихся фигур.

В этой школе ежегодно проходят практику студенты из «Roehampton university», который находится через дорогу и является педагогическим университетом. История «Roehampton university» начинается с 1841 года в качестве колледжа для обучения учителей. Сначала в нем учились только девушки. Колледж приобрел статус независимого университета всего 10 лет назад. В университете нас сопровождал преподаватель Марк Диакон. Он рассказал нам об устройстве и особенности образования Великобритании. Каждый студент имеет право приносить в университет свое электронное устройство, и использовать его в учебных целях. В университете организованы свободные зоны в кафетериях для самостоятельной работы студентов. У университета большая территория с множеством корпусов, общежитиями для проживания студентов. На территории имеется футбольное поле с бесплатным WI-FI.

При прохождении практики студенты должны отработать в школе 62 часа и предоставить по итогам полный отчет. Практика начинается с первого курса. Студенты не выбирают класс в котором будут проходить стажировку. Университет платит базам практики 1300 фунтов.

Рядом с университетом находится муниципальная школа «Heathmere Primary School», где обучаются дети из малоимущих семей. Практически все ученики получают бесплатные пособия на еду и продленку. Рейтинг данной школы ниже среднего по региону, но не так давно в данную школу пришла на работу новый директор, которая активно перестраивает учебный процесс и старается вывести школу на новый уровень. В 2016-м году все ученики будут сдавать экзамен, на основе результатов которого специальная комиссия при министерстве образования будет присваивать новый рейтинг этому учебному заведению. Как мне кажется – у школы есть все шансы, чтобы улучшить свои позиции в данном рейтинге.

У школы очень развита социальная политика – помимо учебы преподаватели выступают также в роли воспитателя и присматривают за детьми. Если ребенок некоторое время не посещает занятия, то директор и завуч школы могут лично прийти к нему домой, чтобы удостовериться, что с ним все в порядке. Из-за того, что в школе учатся дети, семьи которых приехали в Лондон из более чем 40 стран, и многие из них не очень хорошо владеют английским языком, большой уклон в образовании делается на развитии навыков чтения и разговорном английском. Преподаватели углубленно работают с маленькими детьми, очень часто один на один.

В школе, как таковые, отсутствуют раздевалки – верхняя одежда висит в коридоре на определенных за каждым учеником вешалках. Здесь также применяется подход по эргономичному использованию открытого пространства. Спортивный зал быстро трансформируется в столовую, благодаря расстановке мобильных раскладных столов.

22 января. После посещения детского музея, в котором были представлены различные атрибуты, связанные с детством и детские игрушки, в Британском музее у нас была цель среди огромного числа экспонатов найти некоторую атрибутику детства. В зале римской империи, прямо на входе мы увидели детский гробик, предназначенный для мальчиков 10-12 лет. Так же мы нашли витрину, где в виде экспонатов были маски, которые использовались детьми в театральном кружке. На следующей витрине, мы увидели детские счеты. Монетки с вырезанными цифрами, с помощью которых дети учились считать.

23 января. День начался с посещения музея игрушек Поллока. Это маленькое здание, соединенное винтовой лестницей, которое хранит в себе увлекательную коллекцию игрушек викторианской эпохи. В музее царит невероятная атмосфера детства. Музей получил свое имя в честь Бенджамина Поллока, который был основным производителем игрушек той эпохи. В музее хранятся – оловянные игрушки, восковые и фарфоровые куклы, кукольные домики и коляски, плюшевые медведи, механические и оптические игрушки и большая коллекция настольных игр. В глаза также бросилась коллекция матрешек. Посетив этот музей, я ощутила невероятную атмосферу детства и даже некоторую ностальгию по детству.

Wellington College находится в полутора часах езды от Лондона. Началась наша экскурсия по территории колледжа с того, что нам показала турнир по женскому баскетболу. Школа основана 175 лет назад королевой Викторией. Колледж назван в честь герцога Веллингтона, который сыграл ключевое значение в победе над армией Наполеона. У колледжа огромная территория размером более 40 Га и множество различных стадионов, футбольных полей и игровых площадок для занятий спортом и проведения соревнований. Всего студентам доступны занятия по 30-и различным видам спорта. Каждую неделю студенты должны тратить на спорт не менее 3-х часов. График обучения студентов очень нагружен и свободного времени в сутки остается не более часа. Студенты живут на территории колледжа, совместно выполняют домашние задания и посещают клубы по интересам.

Кампус колледжа делится на отельные дома, в каждом из которых проживает по 50 студентов. Мальчики и девочки живут в раздельных домах. Также в каждом доме есть ответственные за порядок – они называются house mister и mistrеss. У каждого дома имеется своя история и свой собственный герб. Дома соревнуются друг с другом и на основе этих успехов строится общий рейтинг колледжа. На территории колледжа расположена англиканская церковь, современная библиотека, кафе и рестораны, а также фитнесс-центр с двумя бассейнами. Уроки в колледже длятся по 60 минут. По будням у студентов 4-6 уроков, а по субботам 3. Во время обучения студенты постоянно работают в группах. У колледжа есть филиалы в Китае и ряде других стран. Колледж отличается собственными традициями и высоким уровнем образования. В колледж можно поступить в 13 или в 16 лет. Однако, для поступления не достаточно просто сдать вступительные экзамены, но  необходимо пройти собеседование. Очень многие дети, сдавшие экзамен не проходят его. Выпускники колледжа имеют возможность получить уровень знаний достаточный для поступления в лучшие университеты мира. Так в этом году 31 из 150 выпускников колледжа уже получили предложения от University of Oxford или University of Cambridge, и теперь для поступления туда им достаточно просто сдать вступительные экзамены.

 

Ирина Черкасова

Очень часто говорят, что образование за границей лучше, чем у нас. Те люди, у которых появляется возможность отправить своего ребенка на обучение в иностранную школу, обычно ей не пренебрегают. Мне было очень интересно увидеть своими глазами знаменитые английские школы, понять в чем их основное отличие от наших, какие ценные приемы и практики можно было бы использовать у нас.

Программу нашего визита можно условно разделить на четыре части:

  1. Знакомство со школами, работающими в сотрудничестве с компанией Apple
  2. Посещение выставки BETT;
  3. Знакомство с государственными начальными (elementary) школами;
  4. Посещение знаменитой частной школы Wellington college.

Наше знакомство с образовательной системой Лондона началось в понедельник (18 января). На автобусе компании Apple мы поехали в школу The Flitch Green Academy.

Хочется начать с того, что увиденное поразило меня и оставило много ярких впечатлений.

Это начальная школа, где обучаются 230 человек. На первый взгляд школа не очень примечательная, она небольшая, всего один этаж, но очень красиво и уютно обустроена. Когда я ее увидела изнутри, пришла в восторг! Потому что в наших школах мы привыкли видеть грязные серые стены, на которых висит гимн Российской Федерации и  изредка детские рисунки. Пространство официально и не дружелюбно. Входя в эту школу, ты попадаешь в уютный дом, где ты чувствуешь себя комфортно и безопасно.  Заметно, что творческая деятельность детей активна и разнообразна. Стены увешаны детскими проектами. На разнообразных стендах можно увидеть  красивые презентации тем и разделов, изучаемых школьной программой. На каждом кабинете закреплена табличка с названием класса, здесь это названия планет: Юпитер, Нептун, Марс и т.д. В такой атмосфере хочется жить и учиться.

Очень удивило, что дети никак не реагировали на наш приход и оставались полностью увлечены своей работой. В каждом классе они были поделены на группы и было заметно, что они дружно и с удовольствием работают вместе.

Пространство классов небольшое, но разнообразно оформлено. Например, на двери висели правила поведения в классе, а ниже висел лист с подписями, это означало, что дети, конечно не без помощи учителя, придумали, записали правила и подкрепили их своими подписями для того, чтобы следовать им постоянно и помнить о том, что дал обещание перед всеми.

Основной целью нашего визита было изучить то, как в школьной практике применяются технологии Apple. Аппаратное обеспечение основано на применении iPad, в каждом классе имеется тележка с планшетами. Классы оснащены беспроводными плазменными экранами, на которых во время урока дети имеют возможность защищать свои проекты сделанные на iPad самостоятельно. Например, в одном из классов дети должны были придумать рекламный видео ролик, который они монтировали из разных видео с YouTube и придумать к нему описание, чтобы другие люди действительно захотели купить их продукт.

Классы для самых маленьких детей поделены на разные зоны, учебную и игровую, есть специальный шкаф, где в отдельных ячейках хранятся работы каждого ребенка. Также в каждом кабинете на стене висит рисунок горы, которая является показателем достижения ученика, если он делает успехи, то переносит свой флажок ближе к вершине, если его успеваемость угасает, флажок опускается вниз.

На территории школы находится поле с газоном и асфальтированная площадка, для проведения разного рода физической активности.

Таким образом, изучив все пространство и структуру школы, хочется сказать, что очень впечатляет разнообразный подход к обучению и развитию детей. Самое главное, что учителя стараются сделать обучение более интересным и необычным для каждого ребенка.

В этот же день, мы посетили еще одну школу Bohunt. Это средняя школа, в которой обучаются около 1600 детей с 11-16 лет. Она разделена на несколько блоков, в каждом из которых изучается определенный предмет.

В школе ребенку предложена широкая учебная программа, с огромным выбором учебных предметов, и возможностью для личного развития. Изучаются английский язык, математика, гуманитарные науки, современные иностранные языки, дети активно занимаются спортом, для этого имеется два высоко оборудованных спортивных зала и три поля, зал для гимнастики. Также в этой школе имеется высоко оборудованный музыкальный класс, в котором есть все для создания и запись собственной музыки, а именно: музыкальные инструменты, тележка с iPad, колонки через которые воспроизводится звук и специальные пульты для регулирования громкости и чистоты звука.

Также в Bohunt имеется собственный театр, где проходят уроки драмы, обычно на этих уроках изучаются литературные произведения, школьники делают театральные постановки не на уровне самодеятельности, а под руководством квалифицированного педагога.

Использование планшетов также неотъемлемая часть  в обучении детей. Дети в школах используют компьютеры не только для работы в определенных приложениях но и для программирования. Как нам рассказали, предмет программирование попав в школьную программу в последнее десятилетие стал одним из важных предметов школьного образования. Обучение совместно с продукцией Apple хорошо тем, что любой ребенок, не смотря на какие либо отклонения в своем развитии имеет возможность делать то, что казалось бы он никогда не может сделать. Например, перед нами выступали оркестр в котором играют дети 6 класса, они с помощью приложения GarageBand на iPad показали возможность игры на музыкальных инструментах.

Подводя итог первого дня, можно сказать, что при всех увиденных различиях в британских школах существует некая общая часть, а именно школьная атмосфера, которая рождается благодаря правильно организованному учебному пространству, органичному использованию информационных технологий и взаимоотношению между учителями и учениками. Эта атмосфера создает желание учиться, сотрудничать и достигать новых высот.

ElmParkSchool – это еще одна начальная школа, в которой  удалось побывать. Когда мы прошли через школьные ворота, то обратили внимание на стоянку для велосипедов и для самокатов. По своему размеру эта школа превосходит первые две школы, так как она имеет два этажа и более просторные кабинеты и коридоры. Состоит она из 11 классов, они названы в честь деревьев. В школе обучаются 400 детей в возрасте от 4-11 лет. В параллели два класса по 30 человек. Дети изучают математику, историю, географию, музыку, изобразительное искусство. Учебный день начитается в 8.45 и заканчивается в 15.20. Ученики имеют возможность остаться в группе продленного дня до 16.30 или 18.00.

Когда мы прошли в школу, перед нами оказалось довольно большое пространство, отведенное специально для отдыха детей. В кругу стояли большие диванчики на колесах, которые можно расставлять как угодно. На полу расположен сенсорный экран, через который воспроизводятся различные развивающие игры для детей. Еще наше внимание привлекли золотые правила, расклеенные рядом с каждым классом и в коридоре.

Пространство класса мало отличается от школ, которые мы нам уже удалось увидеть. Это по-прежнему небольшие кабинеты, насыщенно и уютно обустроенные. На стенах нет свободного места, так как повсюду висят детские работы. Столы расставлены по группам.

Также в школе есть класс, в котором обучаются дети с особенностями развития. Пространство этого кабинета обустроено иначе. Помимо общего стола, некоторые ученики имеют свой собственный, который отделяется от другого ширмой.

На перемене дети имеют возможность выйти на открытую площадку, расположенную на втором этаже, выйди из своих классов. Там есть столики, за которыми можно посидеть и довольно много свободного места для игр. Дети, которые учатся на первом этаже, могут побегать на улице, на которую есть выходы из каждого классов.

В Elm Park school – это уже третья школа, которую мы посетили и хочется отметить, что с предыдущими ее объединяет то, что в них учителя создают комфортные условия для обучения детей, делают все возможное для того, чтобы ребенок сам проявлял интерес к учебе и развивался в разных направлениях.

В школе Sir William Burrough School нас встретил очень приветливый директор, и немного ознакомил нас с основными моментами школьной системы. Далее пригласили самых старших учеников школы, это были дети  4-5 класса, которые показали и рассказали все, что нам было интересно. Наше знакомство началось с группы детского сада, дети в возрасте 3-4 лет. Пространство комнаты не очень большое, но достаточно грамотно поделено на зоны: игровую, учебную и др. В зоне отдыха, ребенок имеет возможность полежать, если сильно утомился, посмотреть мультики. В исследовательской зоне нас поразила прозрачная емкость с желе, в которой дети искали игрушки, потому что раньше не приходилось сталкиваться в работе с данным материалом. Дети 3-5 лет в детском садике не спят, потому что они в 19.00 уже ложатся спать, а  в детский сад они приходят к 9.00.

Площадка для прогулок разделена на две части, для детей помладше и постарше, дети имеют свободный выход к ней. На детей одевают специальные жилетки, чтобы можно было отделить одну группу от другой. Внимание обратили на то, что воспитатель не просто присматривает за детьми, но и участвует в игровом процессе, вместе с детьми бегает за мячиком.

В школе изучается всего один язык – английский. На уроках письма дети сидят по группам. Нас удивило, что в то время, когда дети выводили буквы по образцу, играла классическая музыка. Учитель нам объяснил, что для них важно создать комфортную среду в обучении, чтобы ребенок желал ходить в школу. Поскольку урок письма один их самых сложных и монотонных, музыка помогает детям чувствовать себя немного свободнее.

Самый яркий и впечатляющий момент был, когда на перемене в просторном зале собрались все ученики школы и, сидя на полу, они дружно и уверенно пели песни под игру учителя на синтезаторе. Мы узнали – оказалось, что каждый вторник и четверг в конце учебного дня, у них принято собираться таким образом. Нам очень повезло, что мы попали в этот день и смогли пронаблюдать данную традицию.

После окончания нашей основной программы, нам удалось посетить  несколько музеев, одним из них оказался музей детства Бетнал Грин. Он очень большой, в несколько этажей. Атмосфера царящая,  вернула меня в детство… Это так здорово! Мне кажется, что любому взрослому важно сохранить в душе ребенка. Мне, как будущему учителю начальных классов, это умение особенно пригодится! Здесь мы увидели игрушки разных времен, начиная с XVII века и заканчивая нашим временем.

Увиденное трудно описать словами! Музей разделен на залы. Каждый из них по-своему уникален. В одном мы можем увидеть игрушки для совсем маленьких детей. Например, погремушки, кубики и т.д. В другом – для ребят постарше: машинки, разные развивающие игры. В-третьем, предметы для сюжетно-ролевых игр: куклы, посуда.

Больше всего меня поразило разнообразие кукол. Барби, пупсы разных размеров не оставили меня равнодушной, возможно, потому, что в детстве я больше всего любила играть именно в куклы.

Также очень удивило то, что игрушки можно было трогать руками. Удалось даже посидеть на деревянной лошадке. Это было незабываемо! На мгновение удалось почувствовать себя маленькой девочкой!

Посетив данный музей, вернувшись на пару часов в волшебный мир под названием «Детство». Я получила не только много положительных эмоций, но и познакомилась с культурой Англии. Да-да, даже с помощью игрушек можно прикоснуться к культуре страны: понять ее особенности! В институте мы часто говорим о так называемой культуре детства в нашей стране. Обсуждаем то, в какие игрушки играют дети. Я думаю, что культура детства тесно связана с культурой страны, с ее обычаями! Теперь у меня есть возможность сравнить две культуры детства, понять так ли сильно различается мир детства России и мир детства Англии, а вместе с тем провести аналогию между культурами этих двух стран в целом!

В заключение хочется сказать, что я очень рада тому, что нам удалось посетить данный музей! На мой взгляд, мы совместили приятное с полезным: немного прикоснулись к культуре страны и чуточку побыли детьми!

 

Анна Писарева

18 января. Вот и настал этот момент, когда мы всей делегацией МПГУ прибыли в Лондон (Великобритания). В наши планы входили мероприятия по посещению местных школ и институтов с целью выявления особенностей системы образования и сопоставление основных элементов с уже хорошо знакомыми нам отечественными.

Первая школа в нашем списке была «Flitch Green Academy», которая активно сотрудничает со всемирно известной компанией Apple и постепенно внедряет новые современные технологии в образовании. В самом начале нашей экскурсии по школе директор и завуч рассказали нам об истории создании школы и основных принципах построения обучения в данной школе. Они просили обратить особое внимание, что техника сама по себе не приведет к какому либо положительному результату, самое важное это правильная организация самого процесса обучения, который может активно сопровождается с помощью техники «technology a tool for learning, technology doesn’t make a difference on its own». Данная мысль повторилась и в других школах Apple, которые нам удалось посетить.

Опыт и знания дети получают с учетом основных требований, описанных в стандартах Британского министерства образования и дополняя их развитием основных социальных навыков, а именно: общение с другими детьми, взаимодействие с учителем, навыки коллективной работы, развитие критического мышления и исследовательских навыков. Стоит отметить, что учитывая правовой статус академии, они имеют полное право не следовать государственному стандарту образования, однако, руководством академии было принято решения взять за основу общие для Великобритании стандарты образования.

Процесс обучения и получения новых навыков они дополняют использованием современных технологий и развитие креативного мышления.

В школе айпады делятся не по принципу на каждого студента, а по принципу норматив/класс. В «Flitch Green Academy» данный норматив составляет 12 айпадов на класс. Расширение технической базы в данный момент не планируется по следующим причинам: 1 – экономия денежных средств; 2 – в начальной школе основная задача научить ребенка взаимодействовать с окружающей его средой, включая других детей. Именно поэтому в академии работа организована по группам, что, безусловно, способствует развитию детей. Стоит отметить, что «Flitch Green Academy» школьники работающие в группах чувствовали себя невероятно комфортно, абсолютно не отвлекаясь от учебного процесса.

Затем началась непосредственно экскурсия, которую проводили дети данной школы. Для организации учебного пространства школа использует помещения, старший класс находится отдельно от детей младшего школьного возраста. Также в школе организованно уличное пространство для активного отдыха детей и для занятия спортом. Учительская и кабинет директора находятся в главном здании, однако отдельно от классов со школьниками. Пространство класса организовано следующим образом: в каждом классе висит телевизор с телевизионной приставкой Apple TV позволяющий выводить информацию с любого используемого девайса на экран. В классе дети могут и используют абсолютно все пространство, особенно это заметно в младшем возрасте, где, даже не смотря на наличие парт, группы школьником могут работать у бассейна с камнями, сидеть на ковре перед большим телевизором. Все работы и заслуги детей не остаются без внимания, они остаются в классе на всеобщем обозрении, существует так называемая «гора достижений», на которой можно наблюдать прогресс и успехи школьников. Также в школе заполнено не только пространство в классах, но и коридоры, где вывешиваются ежегодно выполняемые проекты детей, про флаги, королей и т.д.

В каждом классе мы так же можем наблюдать наличие рабочих тетрадей у детей, в которых они делают классную и домашнюю работу. Дети могут выполнять домашнюю работу в течение шести недель и при этом выбирать из предложенных тем ту, которая им ближе и интереснее. После выполнения каждой работы учитель дает письменный анализ, который расположен тут же в тетради, для того чтобы родители дома могли следить за успехами своего ребенка.

В школе Bohunt («Bohunt secondary school») обучаются дети 11-16 лет и, в отличия от «Flitch Green Academy», где основное внимание уделяется коммуникации ребенка, здесь внимание преподавателей и администрации сосредоточено все же больше на самом процессе образования.

Наше знакомство с данной школы началось с презентации представленном завучем образовательного кластера Bohunt. Из данной презентации я выяснила следующее:

1) по своим показателям Bohunt – ведущая школа не только графстве Гемпшир, но и одна из ведущих школ Великобритании;

2) «Взрыв» образовательных показателей в школе начался в 2006 году, когда при смене руководства школа начала активно внедрять технологии Apple;

3) «technology a tool for learning, technology doesn’t make a difference on its own».

Образовательное пространство в школе организованно отлично от «Flitch Green Academy». Школа значительно больше внимания уделяет непосредственно академической части учебного процесса.

Совпадения/различия с «Flitch Green Academy»:

  • столы за которыми сидят школьники расставлены так, чтобы студенты работали в группах/ студенты могут работать только за этими столами, ни о какой работе на полу, около бассейна и т.д. речи не идет;
  • во всех классах есть общий проектор или телевизор / в Bohunt к данному устройству доступ имеет только преподаватель;
  • есть пространство организованное под отдых и занятия спортом на улице / в Bohunt есть спортивная площадка и в помещении, уличное спортивное пространство значительно больше и организованно «профессиональнее» (имеется в виду размеченные футбольные поля, баскетбольные площадки и т.д.

Исключительно различия:

  • наличие музыкального кабинета;
  • наличие классов с «классической для России» рассадкой школьников;
  • фонтанчики с питьевой водой на улице.

С учетом возраста школьников, можно наблюдать наличие отдельных рабочих тетрадей для выполнения заданий непосредственно в классе и тетрадей для выполнения домашних работ. В старшей школе каждый ученик организует свою собственную тетрадь под каждый отдельно взятый предмет, в данных тетрадях уже после выполнения работ стоит оценка, а не письменный анализ выполненной работы. В начальной школе в одной тетради выполняются работы как по литературе, так и по математике, английскому языку, окружающему миру.

19 января. В Elm Park Primary School обучаются дети с 5 до 13 лет, и что интересно, данная школа является некой комбинацией школ просмотренных ранее, но об этом позже, следуя логике нашей статьи.

Презентация школы была показана директором школы с помощью главного технического специалиста. Основные моменты, на которые стоит обратить особое внимание:

  • учиться в школе должно быть не только сложно, но и интересно;
  • дети не «пассажиры» образовательного процесса, они его основные участники;
  • и как обычно: «technology a tool for learning, technology doesn’t make a difference on its own».

Образовательное пространство школы организованно как некоторая комбинация Bohunt и Flitch Green Academy, за тем исключение, что пространство на открытом воздухе абсолютно незначительно в сравнении со школой Bohunt. В Elm Park Primary School присутствуют классы как с «классической» рассадкой детей, так и классы где парты расставлены для организации групповой работы. Интересным и отличающимся от ранее посещенных школ является то, что и коридорное пространство школы используется также для образовательно процесса, урок литературы проходил в коридоре второго этажа; при входе в школу на полу есть интерактивная доска, работающая с помощью системы Kinect. При помощи нее дети могут играя изучать такие важные предметы как математика, биология, английский язык. Также коридор используется для внеурочного взаимодействия преподавателя с учениками имеющими задолженность, с учениками, опережающими в развитии своих сверстников. Пространство активно используется для самообразования ребенка, заполнено большим количеством плакатов с правилами произношения, английского языка и т.д.

Так как данная школа входит в программу поддержки Apple с техникой в школе проблем нет. Каждый класс оснащен интерактивной доской, студенты активно используют айпады и маки, а также программы на данных устройствах для выполнения школьных заданий. Ученики не используют в образовательном процессе собственную технику, так как она может содержать в себе контент в котором нет необходимости (игры…). Каждый преподаватель школы обязан быть уверенным пользователем технологий Аpple, когда он устраивается на работу для него проводится вводный курс по использованию техники.

В данной школе среди детей выбираются и выдвигаются лидеры, которые показывали нам презентацию о проделанной работе, лидеры выбираются как по академическим показателям, так и по проявляемой активности.

У каждого класса, в данной школе, есть два преподавателя, точнее преподаватель и ассистент, которые и организуют весь образовательный процесс.

20 января. Выставка BETT – это ежегодная выставка достижений в технологиях, которые могут быть использованы для организации образовательного процесса. Невероятно важно то, что люди, презентующие свои разработки, прекрасно понимают – кому они их продают. Учителям, работникам школ и университетов подробно рассказывается – как и для чего может быть использована та или иная технология. Привлекало внимание большое количество новшеств направленное на получение ребенком навыка программирования, было большое количество нововведений направленных на организацию и развитие практической работы детей, о некоторых, наиболее интересных технологиях я расскажу далее:

  • Самое большое впечатление на меня произвела интерактивная доска, на которой одновременно могут работать примерно 10 учеников и учитель. Данная новая технология может способствовать групповой работе – как в младшей школе, так и в институте. Главным преимуществом является то, что в ней присутствует облачная синхронизация, которая позволяет работать на этой доске отдаленно, т.е. ребенок, будучи дома, может принимать участие в работе класса, не выпадать из образовательного процесса.
  • Прибор для измерений. Данное устройство оснащено датчиками измеряющими давление, расстояние, пульс, уровень шума и т.д. Предмет легко соединяется как с андройд так и макинтош, возможно построение различных графиков показывающих изменения тех или иных параметров.
  • Программа Clicker для преодоления трудностей в произношении тех или иных слов. Важным преимуществом этой программы является то, что при ее использовании ребенок задействует оба вида речи: устную и письменную. Отличительным преимуществом данной программ является то, что она полностью переведена в том числе на русский язык, и на 100% готова для использования в учебном процессе в Российской Федерации.
  • Лего техника. Нововведением компании Лего стало использование в своих игрушках программирования. При создании своих игрушек компания учла интересы детей, которые готовы играть с деталями и создавать из них свои собственные конструкции, которые могут выполнять команды заданные ребенком самостоятельно, чего не было до этого.
  • Стоит отметить, что компании, изобретающие инновационные технологии, помнят также и о физическом развитии ребенка, и даже те игрушки, которые основное своей целью имеют задачу научить ребенка программированию, способствуют также развитию моторики школьника, через физическое создание определенной игрушки.

Посещение выставки дает яркое представление того, как с помощью различных технических новинок, можно разнообразить и усовершенствовать процесс обучения школьников.

21 января. Sacred Heart School. Это была первая посещенная нами школа, которая является классической английской школой – в ней нет направленности на использование технологий Apple, как и любых других технологий. Несмотря на это, школа весьма неплохо технически оснащена, в каждой аудитории стоит интерактивная доска, а также детьми могут использоваться в работе 90 айпадов и 60 ПК. Возможность предоставить школьникам такую технику, а также отреставрировать все здания, содержать контактный зоопарк связанно, что естественно, с увеличением финансирования, которое в свою очередь зависит от:

  • того что в районе, в котором находится школа, демографический бум;
  • школа, не смотря на то, что является государственной, курируется католической церковью, соответственно у школы есть два источника доходов.

В связи с тем, что католическая церковь является активным участником в финансировании школы, она также активно влияет и на сам образовательный процесс. В школе очень жесткие нравы, сравнимые с российскими школами. Мне запомнился следующий случай: когда директор школы выходил из класса он попросил детей выпрямить спину, сложить руки по швам и задрать голову и сидеть так до тех пор, пока они не получат указания от учителя данную позу поменять. Один мальчик не дождался выхода директора из аудитории и раньше времени поднялся, за что директор его очень серьезно отчитал.

Серьезное внимание уделяется спорту, например гимнастику у младших классов вел профессиональный спортсмен, участник олимпийских игр в Лондоне.

Отличительной особенностью данной школы является контактный зоопарк под открытым небом, который направлен, в том числе, на развитие детей с ограниченными возможностями, что показывает, что школу интересует развитие любого ребенка а не только самых умных и талантливых. На достаточно большом уличном пространстве расположена спортивная площадка и отдельно от школьных зданий расположен детский сад, со своей игровой территорией. Организация пространства в классах даже в рамках одной школы крайне различно, то есть если в детском саду они используется максимально свободно, ребенок волен идти куда хочет, то уже в школе это строгая рассадка по партам, как для групповых, так и для индивидуальных работ.

Также это была первая и единственная школа, из увиденных нами, где за весь класс отвечал лишь один преподаватель, без ассистента.

Помимо всего прочего, католическая церковь оказывает влияние и на предметы, преподаваемые в школе, на предмете религиоведение изучается история именно католической церкви. Ходить на данный предмет обязан любой школьник вне зависимости от вероисповедания, если родители с этим не согласны, они могут обратиться в суд или найти другую школу.

Затем мы проследовали в педагогический университет, который расположен неподалеку от здания школы. В данном университете обучают студентов по программе бакалавр, который подразумевает обучение в течение трех лет с непосредственной практикой в школе. Студентам необходимо провесит 62 часа в школе в роли ассистента учителя. В это время в университете каждые полгода у них изучается профильный предмет: математика, английский язык и т.д.

Каждый факультет расположен в отдельном здании. Каждое здание оснащено лекционными и семинарскими аудиториями. Все двери сопровождаются таблицей, на которой указана фамилия, имя и отчество преподавателя, а так же его должность, контактный телефон и время работы.

В этот день нам удалось посетить школу, которая расположена в неблагоприятном районе. Нас встретила директор школы, несмотря на все трудности, с которыми сталкивается школа, эта женщина произвела на меня сильное положительное впечатление. Это невероятно амбициозный человек, четко представляющий дальнейшие этапы развития собственной школы:

  • поднятие общего уровня образованности школьника;
  • повышение среднего балла за экзамены;
  • ремонт школьных помещений;
  • закупка нового оборудования;
  • переобучение школьного персонала;
  • налаживание личного контакта учителя и школьника.

Для этого директор организовывает чаепития с наиболее успевающими по учебе детьми, где обсуждает с ними конкретные предложения по каждому из перечисленных этапов развития. Так же, сотрудники школы периодически организуют доставку детей на урок собственными силами, в тех случаях, когда родители не могут это сделать самостоятельно.

В данной школе имеется отдельный компьютерный класс, техническое оснащение которого оставляет желать лучшего, по причине отсутствия денег у школы. В школе имеется библиотека, в которой дети могут брать домой книги, либо читать их тут же. В этом же помещении происходит внеурочная деятельность школьников. Данная деятельность финансируется за счет средств родителей.

Пространство школы:

  • актовый зал, спортзал и столовая – это одно и тоже пространство. Вся мебель в данном помещении перемещается в зависимости от того для каких целей в данный момент используется аудитория;
  • в каждом классе можем наблюдать расстановку парт – как для индивидуальной, так и для групповой работы;
  • не все аудитории оснащены электронными досками и проекторами;
  • в кабинетах на стенах присутствуют работы детей, а так же наглядный материал для самообразования детей.

22 января. Данный день был посвящен посещению музеев. В данных музеях мы пытались найти экспонаты, связанные с образованием и развитием ребенка школьного и дошкольного возраста. Сначала мы посетили Британский музей детства. Его интересное отличие от всех посещенных мною ранее музеев заключается в том, что некоторые экспонаты носят интерактивный характер. Посетители могут не только понаблюдать за тем как совершенствуется форма одежды школьников, но и проверить свои тактильные ощущения при помощи различных материалов. Мне запомнилось одно событие, вместе с нашей группой в музей пришла группа школьников, вместе с преподавателями, школьники разбились на маленькие группы по 5-6 человек, у каждой группы был курирующий наставник. Среди детей был организован конкурс, необходимо было найти игрушку, которая есть или была у него дома и прочитать историю ее создания, этот конкурс вызывал дикий восторг и радость у детей.

Также в этот день мы посетили Британский музей, в котором мне больше всего запомнилось следующее: не смотря на то, что это классический историко-археологический музей, отображающим мировое культурное наследие, собранное английскими учеными, я смогла отыскать экспонаты, которые могут быть и были использованы в воспитании детей. К такими относится, например, счетные камешки на которых изображены римские цифры, с помощью которых дети учились считать предметы.

Также среди экспонатов были представлены различные геометрические фигуры, такие как квадрат, треугольник и цилиндр, которые использовались для изучения детьми геометрии.

23 января. Музей игрушек Поллока. С самого первого взгляда этот музей кардинально отличается от Музея детства и Британского музея. С виду это невероятно маленькое, по меркам музея, помещение, однако количество и качество представленных экспонатов поражает.

В каждой секции музея мы видим яркое деление игрушек по гендерному признаку. Однако, есть и такие развивающие игры, которые могут объединить детей разного возраста и пола: мозаика, викторина, шахматы, кубик Рубика, железная дорога.

Глядя на игрушки из разных исторических эпох, можно сделать вывод о том, что на самом деле в независимости от того, как выглядит игрушка, ее задача всегда будет заключаться в том, чтобы развивать, веселить и радовать ребенка.

Wellington College. Веллингтон колледж является классическим британским образовательным учреждением городом, то есть вся инфраструктура города построена  только для школьников данного учебного заведения.

Ученики не только учатся в колледже но и живут в нем, при этом практически не имея свободного времени. Каждый день распланирован так плотно, что в самом лучшем случае у школьника может остаться лишь час свободного времени.

Образовательный и бытовой процессы носят достаточно консервативный английский характер, девочки живут отдельно от мальчиков в 10 часов выключается интернет подъем завтрак обед и т.д. строго по расписанию.

Касательно образовательного процесса, общие уроки проводятся в классах, в которых парты расставлены таким образом, чтобы все видели друг друга, при этом в колледже введено собственное правило коммуникации на уроке, которому все обязаны следовать. Не редки случаи, когда за все занятие преподаватель может не проронить ни слова.

Развита система тьюторства, они (тьюторы) выполняют огромное количество разных функций – от организации бытовой деятельности до оказания помощи в подготовке к тому или иному предмету.

Огромное внимание в колледже уделяется спорту. Ученики могут выбрать себе вид деятельности из 42 видов спорта, наиболее популярными из которых являются футбол, хоккей на траве, и традиционное для английских школ регби. Общая территория, выделенная в колледже под спорт, превышает 40 гектаров.

Огромное влияние на образовательный процесс оказывает англиканская церковь. Служба проходит каждое воскресенье и каждый школьник вне зависимости от религии обязан ее посещать.

Так как учреждение имеет статус колледжа, в него набирают преподавателей не по каким-то формальным признакам, а по оценке его необходимости для данного заведения.

В школе существует принцип перспективного оценивания детей, перед тем как попасть в колледж ребенок проходит тестирование, согласно которому преподаватель выставляет оценку, к которой с его точки зрения ребенок должен стремиться, в процессе обучения в зависимости от успехов ребенка данная оценка может меняться как в большую, так и в меньшую стороны.

26 / 01 / 2016

Показать обсуждение

Обсуждение

http://optovikk.ru/, 25 / 06 / 2016 в 05:36

В целом, системы образования четырех стран очень схожи, но есть некоторые отличия в учебных программах и системе квалификаций.