Навигация по сайту

Феноменология развития и бытия личности

Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В.С. Мухиной

Основатель и руководитель научной школы – Валерия Сергеевна Мухина.

В.С. Мухина – ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член РАО и РАЕН; член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, награждена Золотой медалью РАО за вклад в науку; заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета; основатель, учредитель и главный редактор журнала «Развитие личности» (основан в 1997 г.); ряд лет была членом Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ; председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России; член Союза писателей России, член Московского союза журналистов; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

К числу основных направлений научной школы относятся: «Самосознание личности, его структура»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы (идентификация-обособление) формирования и развития человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность в условиях интернализации и глобальной аккультурации»; «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.».

Научная школа исходит из следующих теоретических позиций.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренней позиции личности, выходящей за пределы наличных общественных условий.

Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 – генотипа (врожденных особенностей); 2 – внешних условий; 3 – внутренней позиции самого человека. Феноменология развития и бытия личности на этапах онтогенеза рассматривается в контексте особенностей социальной ситуации.

Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 – предметный мир; 2 – природа; 3 – образно-знаковые системы; 4 – социально-нормативное пространство. В названные реалии, как априорно данные, человек входит с момента рождения и осваивает их в процессе своего развития и бытия. Реалии существования определяют особенности развития самосознания и внутренней позиции человека на всех этапах его развития.Механизмы развития и бытия человека как личности –идентификация и обособление.

Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций. Звенья самосознания, сложившиеся в истории человечества, по своей структуре остаются неизменными, однако их сущностное наполнение обусловлено историческим развитием этносов, к которым принадлежат поколения людей. Структуру самосознания выстраивают следующие пять звеньев самосознания: 1 – имя как социальный знак и как кристалл личности; 2 – притязание за признание; 3 – половая идентификация; 4 – психологическое время личности; 5 – социально-нормативные ориентации самого человека.

В.С. Мухина – главный редактор и автор концепции журнала «Развитие личности» (входит в перечень ВАК) , в котором публикуются основные идеи научной школы.

В.С. Мухина выпустила 20 докторов и 70 кандидатов наук, которые работают в регионах России и за рубежом.

К представителям научной школы в России относятся следующие ученые.

Доктора наук: д.психол.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета Р.В. Овчарова, г. Курган; д.психол.н., профессор Института развития личности РАО, профессор МГСУ, консультант по проблемам семьи В.А. Горянина, г.Москва; д.психол.н., профессор, первый проректор Института современных технологий и экономики А.А. Симанкова (министр образования Краснодарского края 2001 – 2003 гг.), г. Краснодар; д.психол.н., зав. кафедрой психологии развития и возрастной психологии ЮФУ А.В. Черная, г. Ростов-на-Дону; к.психол.н. (министр образования Красноярского края 1996 – 1998 гг.), д.п.н., профессор кафедры психологии развития МПГУ А.А. Ярулов, г. Москва; д.психол.н., профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р.И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; д.психол.н., профессор, член-корреспондент РАЕН, зав. лабораторией управления социальными системами защиты детства Столичной финансово-гуманитарной академии, сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей,член Совета Министерства образования и науки РФ по защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Г.В. Семья, г. Москва; д.психол.н., доцент, зав. кафедрой практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета Н.А. Низовских, г. Киров; д.психол.н., доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии, директор Институтапсихолого-педагогических проблем Бурятского государственного университета Т.Ц. Дугарова, г. Улан-Удэ и др.

Кандидаты наук: к.психол.н., докторант кафедры психологии развития МПГУ (министр образования Иркутской области 2009 – 2013 гг.), зам. президента РАО В.С. Басюк; к.психол.н., главный редактор журнала «Народное образование» А.М. Кушнир, г. Москва; к.психол.н., работает в Министерстве образования и науки в аппарате ВАКа, занимая должности от гл. специалиста до зам. нач. отдела гуманитарных и общественных наук (2001 – 2014 гг.),проректор по учебно-методической работе Университета РАО, Ф.А. Сидоришин; к.психол.н., профессор кафедры психологии образования МПГУ З.И. Айгумова, г. Москва; к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологической антропологии МПГУ А.С. Обухов, г. Москва; к.психол.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ Л.М. Проценко, г. Москва; к.психол.н., и.о. декана факультета педагогики и психологии МПГУ, профессор кафедры психологии развития МПГУ Т.Н. Сахарова, г. Москва; к.психол.н., гл. редактор издательства «Рама Паблишинг» С.Е. Сапожникова, г. Екатеринбург; к.психол.н., доцент кафедры психологии развития МПГУ С.В. Мелков, г. Москва и др.

Зарубежные ученикиВ.С. Мухиной представляют научную школу в следующих странах. Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др. Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия,Мальта, Польша.Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Ганна, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия.Страны Северной Америки: США и Мексика. Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай. Страны Центральной Америки: Куба. Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия.