Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Научная школа “Каузальная диагностика” Александра Федоровича Ануфриева

 

Ануфриев Александр Федорович – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования.

Объектом исследования научной школы каузальной диагностики, нашедшей выражение в концепции решения причинно-следственных диагностических задач, являются психологические закономерности протекания и формирования распознавания как особого вида познавательно-практической мыслительной деятельности (распознавание как деятельность) в различных видах диагностики,

Распознавание как деятельность охватывает диагностический цикл в целом и представляет собой сложный многоэтапный процесс, включающий ряд этапов (анализ запроса, анамнестической информации, выдвижения гипотез о причинах имеющейся феноменологии, их проверку, построение диагностического заключения, формулирование мероприятий по оказанию психологической помощи, проверка заключения по результату воздействия).

В настоящее время в научной школе каузальной психодиагностики проводится изучение психологических закономерностей процесса решения диагностических задач, а также разработка новой автоматизированной экспертной системы с сетевым размещением на основе интернет технологий.

Практическая значимость проводимых исследований состоит в том, что на их основе их результатов возможно наметить пути разработки технологии формирования диагностического деятельности специалиста (независимо от области диагностики) и повысить ее эффективность.

В настоящее время в школе каузальной диагностики на основе концепции решения диагностических задач разработана новая автоматизированная экспертная система с сетевым размещением (на основе интернет технологий).

Система предназначена для формирования и развития диагностических навыков психолога при решении причинно-следственных диагностических задач, для оценки его диагностических возможностей, а также для проведения когнитивных исследований диагностической деятельности. Ее уникальность и отличие от других аналогичных систем заключается в том, что она не дает подсказок, а только предоставляет условия для решения задач, обеспечивая развитие диагностических навыков у пользователя путем решения серии задач при взаимодействии его с системой в автоматическом режиме.

Перспективные направления научно-исследовательской работы

  • Изучение психологических закономерностей формирования диагностических навыков решения причинно-следственных в различных областях применения психодиагностики  клинической, психолого-педагогической, психологии труда, консультативной, семейной и т.п.
  • Изучение психологических закономерностей формирования диагностических навыков решения причинно-следственных задач в различных видах диагностики − медицинской, технической, юридической, экономической и т.п., при подготовке специалистов по менеджменту, маркетингу, политическим наукам.
  • Разработка технологии формирования профессиональной диагностической компетенции (психолога, педагога-психолога, специалистов системы образования, выполняющих психодиагностическую функцию).
  • Разработка методики оценки профессиональной диагностической компетенции психолога, педагога-психолога, специалистов системы образования, выполняющих психодиагностическую функцию (построение репрезентативных норм, проверка валидности и надежности методики).
  • Разработка диагностических задач и методики формирования и развития диагностического навыка на основе моделирования причинно-следственных диагностических задач с помощью технологий виртуальной реальности (при наличии соответствующих технических возможностей).
  • Разработка прибора-тренажера «Диагностический поиск» в 3д технологии.
  • Совершенствование развивающих экспертных систем принятия диагностического решения в области психологии (с элементами искусственного интеллекта), модернизация системы путем добавления в нее большего количества задач, видео и аудио материалов.
  • разработка аналогичных развивающих экспертных систем не только в различных отраслях психологии, но и в различных сферах общественной практики (на производстве, в управлении, в различных видах отраслевых диагностик – медицинской, технической, педагогической, криминалистической, экономической и др.)

Внедрение в практику автоматизированной системы.

Предполагается, что разработанная компьютерная программа с сетевым размещением на основе интернет технологий представляет интерес для:

  • вузов, обеспечивающих подготовку психологов и педагогов-психологов, специалистов, выполняющих психодиагностическую функцию, а также для специалистов, проводящих дополнительное образование по этим направлениям;
  • учителей и других работников школ, лицеев, колледжей, поскольку автоматизированные системы содержат задачи, связанные с трудностями с обучения, отклонениями поведения школьников;
  • оценки способностей к диагностике трудностей в обучении, отклонений в поведении учителей, школьных психологов и других работниками среднего образования;
  • самостоятельной тренировки и развития диагностических навыков всеми заинтересованными.