Навигация по сайту

ОСТАЁМСЯ ДОМА

АКТУАЛЬНО. ПРИЁМНАЯ КАМПАНИЯ 2020

Психология самопознания в обучении Елены Александровны Сорокоумовой

Сорокоумова Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии труда и психологического консультирования.

В настоящее время в научной школе «Психология самопознания в обучении» проводятся исследования по разработке социально-психологической концепции становления экопрофессионального сознания будущих специалистов.

Экопрофессиональное сознание рассматривается как интегральная профессионально-личностная характеристика, психологическая составляющая которой включает в себя следующие компоненты: когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный.

Основные задачи исследования включают в себя:

– определение содержания базовых составляющих понятия экопрофессиональное сознание (индивидуальное, групповое, общественное экологическое сознание, профессиональное сознание) как многоуровневой и полифункциональной инновационной социально-психологической парадигмы;

– выделение структурных компонентов экопрофессионального сознания и раскрыть их содержание;

– определение социально-психологических факторов, препятствующих и способствующих становлению экопрофессионального сознания;

– выявление социально-психологических условий становления экопрофессионального сознания студентов вузов в процессе профессиональной подготовки в целях устойчивого развития общества;

– разработка социально-психологической модель интеграции экологической и профессиональной подготовки специалистов в вузе;

– разработка психо-диагностического комплекса для изучения сформированности экопрофессионального сознания в соответствии со структурными компонентами;

– разработка социально-психологической концепции становления экоппрофессионального сознания студентов;

– определение специфики, уровней становления экопрофессионального сознания у студентов с разным профилем обучения.

В исследовании решается научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение, открывающее направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением интеграции экологической и профессиональной подготовки с целью становления экопрофессионального сознания студентов, способствующее коэволюции человека и природы.

Современные исследования ориентированы на:

– обоснование процесса интеграции экологической и профессиональной подготовки, структуры понятия «экопрофессиональное сознание» и определение функций его структурных компонентов, что составит основу для новых научных представлений о феномене экопрофессиональное сознания студентов;

– выявление состояния экопрофессионального сознания студентов составит основу для широких теоретических представлений о стратегии деятельности преподавателей вузов и месте этой деятельности в целях устойчивого развития;

– концепция становления экопрофессионального сознания, определяющая способ построения социально-психологической модели интеграции экологической и профессиональной подготовки, функционирование которой достигается за счет обеспечения связей между компонентами сознания, способствует обогащению социально-психологической теории в части, относящейся к определению подходов, принципов, видов и уровней интеграции.

Результаты исследования позволят осуществлять выбор способов решения «открытых проблем» средствами социально-психологического обучения, а также будут способствовать разработке вопросов эколого-ориентированного содержания профессиональной подготовки будущего специалиста в целях устойчивого развития общества.

Предложенная социально-психологическая интегративная модель обеспечивает целостность и целесообразность образовательного процесса для становления экопрофессионального сознания во всей совокупности составляющих его компонентов, что отвечает общим целям экопрофессиональной подготовки как фактора перехода к устойчивому развитию.

Проводимое исследование имеет практическую значимость:

– оно направлено на совершенствование процесса вузовского обучения на основе интеграции экологической и профессиональной подготовки с целью становления и формирования экопрофессионального сознания студентов вузов;

– в определении методов социально-психологического исследования, с помощью которых выявляется уровень развития экопрофессионального сознания студентов;

– в определении социально-психологических средств реализации концепции становления экопрофессионального сознания студентов. В возможности конструирования на базе полученных данных различных социально-психологических средств организации процесса экопрофессионального образования студентов, позволяющих целенаправленно управлять процессом становления экопрофессионального сознания, а также в возможности проектирования развивающих экологических социально-психологических сред на базе высших учебных заведений.